СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акция «Экологический мониторинг»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический проект «Озеленение пришкольного участка»

Просмотр содержимого документа
«Акция «Экологический мониторинг»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



Акция «Экологический мониторинг»


Практический проект

«Озеленение пришкольного участка»


Номинация «Мы – защитники природы».


Работу выполнили:

волонтеры школьного

экологического отряда «Земляне»

Руководитель

Карпенко Маргарита Владимировна,

учитель биологии







с. Успенское, 2017 год.



Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...…...3

Глава 1.Значение зелёных насаждений на пришкольном участке………………………...….... 4

Глава 2. Практическое исследование……………………………………………………………. 6

Заключение…………………………………………………………………….……….................... 9

Литература …………………………………………………………………………..….…………. 9

Приложения







































Введение.

Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. До начала XX в. воздействие людей на природу имело локальных характер, позднее оно стало глобальным. Наиболее отчетливо этот переход наметился в 50-е годы, со временем широкого использования атомной энергии и начала освоения космического пространства. К этому времени на Земле почти не осталось районов, на которых не сказывалась бы хозяйственная деятельность человека. В таких условиях формируется совершенно иной комплекс условий, влияющих на отдельные виды и сообщества животных и растений. Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Поэтому мы, волонтеры школьного экологического движения «Земляне», обратились к этой теме, в частности решили определить экологическое состояние пришкольного участка.

Несомненно, что решение экологических проблем – одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени.

Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику.

Школьники все активнее включаются в работу по сохранению и улучшению природной среды. В связи с этим возникает необходимость организации школьного экологического мониторинга, который может стать одним из важнейших средств формирования экологической культуры молодежи.

Объект исследования – пришкольный участок МАОУСОШ №2 имени Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина.

Предмет: древесные растения.

Цель нашей работы: оценка экологического состояния пришкольного участка.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. Определить виды и количество древесных зеленых насаждений

2. Определение количества поглощаемого углекислого газа растениями;

3. Определение обеспеченности кислородом учащихся школы растениями пришкольного участка.

4. Определить оздоровительную роль растений (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, выделение фитонцидов, выделение аэроионов, увлажнение воздуха, источники прохлады в жару, ветровой режим).

5. Подсчитать общую площадь кроны деревьев, кустарников, газонов, уточнить площадь озеленения пришкольного участка, рассчитать площадь зеленых насаждений в школе, приходящихся на одного ученика.

6. Сравнить полученные результаты с данными Всемирной организации здравоохранения (на одного жителя должно приходится 50 кв. м зеленых насаждений). Сделать вывод о степени озеленения пришкольного участка.

7. Участвовать в озеленении пришкольного участка.

Гипотеза: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на экологическое состояние пришкольного участка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём определяются понятие экологического состояния пришкольного участка, его роли для природы и человека.

Практическая значимость определяется возможностью применения, на уроках экологии, биологии, на родительских собраниях, классных часах и других школьных мероприятиях, направленных на работу по охране окружающей среды.

Актуальность: Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.

Глава 1. Значение зеленых насаждений.

Велико и многообразно значение зеленых насаждений. Они играют значительную роль в формировании окружающей человека среды, так как обладают свойствами улучшать санитарно-гигиеническую обстановку. Велика роль зелёных насаждений в создании и поддержании благоприятного для человека климата (ослабляют скорость ветра, зимнюю стужу, летний зной, задерживают снег, закрепляют овраги и склоны, защищают почву от разрушения, поддерживают полноводья рек), регулируют тепловой режим, испаряя воду, очищают воздух от загрязнений выхлопными газами, увлажняют воздух, задерживают пыль, снимают шумовую нагрузку, уничтожают болезнетворные бактерии, что имеет огромное оздоровительное значение. Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется в способности выделять фитонциды. Фитонциды это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные. Кроме этого зелёные насаждения являются источником пищи для организмов, проживающих на участке. Создание насаждений - это не только средство улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в отдельных населенных пунктах, но и один из основных методов коренного преобразования природных условий целых районов. Видное место насаждения занимают в благоустройстве пришкольных участков, так как даже небольшой правильно спланированный участок создаёт вид ландшафта, влияет на самочувствие человека, очищает воздух, развивает в школьниках чувство красоты.

Таким образом, растительность может быть использована для самых различных целей. Благодаря большому планировочному и санитарно-гигиеническому значению зеленые насаждения являются одним из основных слагаемых, образующих комплекс пришкольного участка.

Роль растений в жизни человека очень велика. Растительный мир в процессе фотосинтеза ежегодно образует около 400 млрд.т. органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. т. углерода. Кроме этого зелёные насаждения выделяют в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, так необходимого нам для дыхания.

В последние десятилетия из-за урбанизации городов усилилось санитарно-гигиеническое значение древесно-кустарниковой растительности. Она очищает воздух от вредных газов и дыма, снижает количества пыли в воздухе, губительно действует на болезнетворные бактерии, влияющие на здоровье человека.

В воздухе городов содержится более 0,04%, а в загородных местностях 0,03% углекислоты. Насыщение городских районов скверами, бульварами, посадками деревьев на улицах, озеленение школьных территорий позволяет значительно улучшить содержание углекислоты в окружающем воздухе и повысить уровень кислорода в воздухе. Кроны деревьев, задерживая и поглощая часть солнечных лучей, выполняют роль своеобразных «зонтиков», защищающих человека в летний период от солнечной радиации.

Велико также значение древесно-кустарниковой растительности, как психофизиологического фактора. Особенно благотворное влияние оказывают на наш организм зеленые насаждения после напряженной работы, помогая восстановить утраченные силы. В общении с природой быстро снимается нервное возбуждение, нормализуется кровяное давление.

Растения, как и другие организмы, подвигаются воздействию различных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнение окружающей среды вредными веществами: например, некоторые предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу газы и вредные вещества которые вызывают заболевание и гибель растений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многие растения погибают. Повседневное загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая, в конечном счете, здоровью человека.

Мы живем в cеле Успенское Успенского района, где из крупных производств только завод, производящий сахар, нет транспортных магистралей, поэтому отсутствуют негативные факторы, действующие на людей и растительность.

У сельского дерева, как правило, более широкая крона, у него крупнее листья, дерево сильнее выполняет фотосинтетическую работу, поскольку листья содержат больше основных «рабочих единиц», производящих фотосинтез, хлоропластов, в них повышено содержание необходимого для фотосинтеза зеленого пигмента хлорофилла.

Поэтому зелёные насаждения главный компонент не только пришкольного участка, но и всей биосферы. Наша задача не только заботиться об окружающей природе, но и помогать ей, охранять её.

Глава 2. Практическое исследование.

Пришкольный участок расположен в cеле Успенское Успенского района невдалеке от автомобильной дороги с небольшим движением. Уровень шума на пришкольном участке низкий. Мы познакомились с планом школьного участка (Приложение 1) и выявили, что площадь его составляет 2 гектара. Общая площадь зелёных насаждений по плану школы составляет 1 гектар. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников. На участке растут дикорастущие травянистые растения (15 – 20 видов), имеется декоративно – цветочный отдел – 0,3 га (видовой состав цветов 10 видов), овощной отдел – 0,1 га (7 видов овощей), перед школой 4 клумбы. Мы измерили расстояние между деревьями и кустарниками, оно составляет от 0,5 до 1,5 метров, расстояние между кустарниками и школой 5 метров. Подсчитали количество деревьев и кустарников на участке школы, оно составляет - 330 (березы, липы, клены, ели, яблони, черешни, сирень, ели и сосны).

Расчет площади зелёных насаждений, приходящихся на одного человека.

В нашей школе обучается 662 учащихся и работают 53 человека. Чтобы рассчитать площадь зелёных насаждении, приходящуюся на одного человека мы сравнили полученные результаты с данными Всемирной организации здравоохранения (на одного жителя должно приходиться 50 кв. м зеленых насаждений).

Мы рассчитали площадь зелёных насаждений, приходящуюся на одного человека, в результате расчёта получилось, что на одного человека приходится - 48 м2 зеленых насаждений, что немного не дотягивает до нормы.

Мы провели мониторинг пришкольного участка для определения экологического состояния: атмосферы, почвы и всей прилегающей территории. Для этого исследовали лишайники на деревьях школьного участка, т.к. они являются индикаторами чистоты воздуха по их расположению и состоянию можно судить о благополучии атмосферы.

Определение поглощения углекислого газа растениями.

Из литературных источников были взяты показатели количества поглощаемой углекислоты. Затем был произведен расчет применительно к площади нашего пришкольного участка. Лес в 1 га поглощает за 1 час 8 л СО2. Значит, наш пришкольный участок площадью 0,2 га поглощает за час 1,6 л СО2.

Можно определить, сколько поглощается за сутки - 1,6 л х 24 = 38,4 л

Известно, что 1,6 л СО2 выделяют 40 человек. Легко рассчитать, сколько выделяет за час 1 человек: 1,6 : 40 = 0,04 л углекислого газа. Итак, 1 человек за 1 час выделяет 0,04 л С02. В школе 715 человек, которые в среднем проводят в школе по 6 уроков. Можно рассчитать, сколько они выделяют углекислоты. За 6 уроков 1 человек выделяет 0,24 л (0.04 л х 6 часов = 0,24 л). 715 человек выделяют 171,6 л (0,24 л х 715 человек = 171,6 л углекислоты). Растения поглощают СО2 круглые сутки. Поэтому, если разделить количество поглощенного углекислого газа на количество выделенного всеми учащимися, можно понять какой вклад вносят растения дендрария. 38, 4 : 171,6 л = 0,22л, т.е. почти весь углекислый газ, который выделяют ученики, поглощается растениями участка.

Определение обеспеченности кислородом школьников растениями пришкольного участка (оздоровительная роль растений).

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас взрослых деревьев 330. Значит, они обеспечивают кислородом 990 человек.

(330 х 3 = 990). В школе 715 человек, с уверенностью можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями пришкольного участка.

Оздоровительная роль растений (Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, бактерий, и как увлажнителей воздуха).

Так как наша школа располагается сравнительно далеко (в 3 км от оживлённой магистрали), но в 200 метрах от школы проходит автодорога вдоль села, мы определили, как очищается воздух даже от малого содержания пыли и сажи.

Если учесть, что лес, площадью в 1 га, за вегетационный период очищает от пыли 10-20 млн. м3 воздуха, то наш пришкольный дендрарий очищает 2-4 млн. м3 воздуха. (0,2 га х 10-20 млн. м3 = 2 - 4 млн. м3)

Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные.

Летучие фитонциды - это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

Таким образом, фитонциды создают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний.

На нашем пришкольном участке есть виды деревьев, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами (липа, сосна, береза).

Зелёные насаждения выделяют и аэроионы (частицы). Они могут повышать в воздухе число легких отрицательно заряженных ионов – носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация воздуха влияет положительно. Наибольшим эффектом ионизации обладают 9 наиболее распространенных растений. Это в основном хвойные деревья и кустарники: ель, сосна и другие. У нас хвойных 32 дерева.

Увлажнение воздуха. Растения повышают и влажность воздуха. Зеленые насаждения в целом испаряют 20 - 30% атмосферных осадков, выпавших на занимаемую территорию. Одна взрослая липа испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетационный период. Значит 20 лип нашего участка испаряют за сезон 4 тонны воды. (20* 0,2 = 4 т). И это только липы. Пришкольный участок - источник прохлады в жару. Наличие пришкольного участка на территории школы благотворно влияет и на детей и на взрослых, особенно тех, кто проходит практику на учебно-опытном участке.

Ветровой режим является важным фактором, влияющим на микроклимат. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны участка бывает теплее, так как холодные северо-западные ветра задерживаются кронами деревьев.

На территории пришкольного участка плодородие почв поддерживается за счёт использования севооборотов, агротехнических мероприятий, внесения навоза. Кроме этого, при необходимости для хорошего роста и развития растений мы используем для почвы органические удобрения (перегной) и редко (только для проведения опыта) минеральные удобрения, которые вносятся в соответствии с нормами. Минеральными удобрениями пользуемся в соответствии с инструкцией по технике безопасности. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание ботвы, она относится за территорию школы в особо отведенное для этого место: компостную яму, куда складируется весь органический мусор. Всё это также влияет на степень озеленения и экологию участка.

Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: Степень озеленения пришкольного участка почти соответствует данным Всемирной организации здравоохранения, роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна. Деревья и кустарники пришкольного участка поглощают СО2 и выделяют О2, полностью обеспечивая все население школы; поглощают пыль выделяют фитонциды, ионизируют воздух увеличивают влажность воздуха, задерживают ветер, сохраняя тепло в классах. Следовательно, исследовав экологическое состояние пришкольного участка, мы поняли, что на его территории благоприятная экологическая обстановка.





Заключение.

На основе проведённых исследований и изучения методической литературы по экологическому состоянию пришкольного участка мы пополнили мои знания о том, насколько важно, чтобы экологическая обстановка пришкольного участка была благоприятной, что в целом положительно влияет не только на весь природный комплекс (его экологическое состояние), но и оказывает оздоровительное значение для человека.

Исследование экологического состояния пришкольного участка показало, что степень озеленения пришкольного участка достаточная, что позволяет комфортно проводить на нём природоохранную, исследовательскую работу, воспитывая у учащихся интерес и любовь к родной природе, применять на летней практике теоретические знания, полученные на уроках биологии и технологии, а также привлекать учащихся к общественно-полезному труду.

В целях обновления древесного фонда пришкольного участка волонтерами нашего отряда было высажено 10 саженцев кленов.

Таким образом, гипотеза исследования достигнута, задачи решены.



Литература.

  1. Верзилин Н.М., Завитаев Н.А. и др. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке. Изд. АПН РСФСР, 1956.

2. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке.- М.: Просвещение, 1989.

3. Тихонов В.И. Организация дендрария Биология в школе. - 1987. - № 6

4. В.П., Доброе В.А., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат.

5. Сотник С.Ф. Источник жизни и здоровья. Лес и человек - Ежегодник, 1986 - М.: Лесная пром-сть, 1985, с.32

6.Печенев С. Лес и биосфера. Лес и человек - Ежегодник, 1988 - М: Лесная Промышленность, 1987.

7. Чельцова Е.В. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек Ежегодник, 1990-М: Лесная Промышленность, 1989, с. 126

8. Миркин Б.М., Наумова Л.Е. Экология России. Учебник для 9 - 11-х классов. -М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

9. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: учебник для дифференцированного обучения: 9 кл. - М: Просвещение, 1997.

10. Городинская B.C. Живое - живому. - М.: Знание, 1988.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!