СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность использования самостоятельной работы на уроках в СКШ 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности и развитию самостоятельности возраст 6–9 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития этот возраст является сензитивным для развития самостоятельности. Эффективность развития самостоятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием взрослых на основе индивидуального подхода.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность использования самостоятельной работы на уроках в СКШ 8 вида»

Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида г. Киренска








Доклад

«Актуальность использования самостоятельной работы на уроках в СКШ 8 вида»



Подготовила: учитель

Коростелева Ирина Николаевна

методическое объединение

учителей естественного цикла
















Киренск, 2012

Актуальность использования самостоятельной работы на уроках в СКШ 8 вида


Самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности и развитию самостоятельности возраст 6–9 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития этот возраст является сензитивным для развития самостоятельности. Эффективность развития самостоятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием взрослых на основе индивидуального подхода.

Высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать педагога новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у школьников желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Современные школьники приобретают много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна. Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых, преподавателей, учителей школ. В фундаментальных исследованиях П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Г.Дайри, Д.Б.Эльконина и многих других отечественных психологов и методистов самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из основных концепций дидактики. Интерес к ней не случаен: правильно организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду, навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как ценнейшего качества личности. Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, пришедший в школу, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемых без непосредственного участия учителя и под его руководством. Поэтому рациональная организация и успешное руководство самостоятельной работой оказываются непременным условием высокой результативности процесса обучения.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать некоторые требования:

  • конкретность цели,

  • определенный порядок выполнения,

  • соответствие учебным возможностям учащихся,

  • сочетание различных видов деятельности,

  • способствовать выработке интереса,

  • обеспечение развития познавательных способностей учащихся и формирование привычки к самостоятельному познанию.

В школу приходят дети с разным запасом знаний и разным потенциалом. Он не ведает о нравах и обычаях этого мира, о дозволенном и опасном. И пройдет не один год, пока он слегка освоится и перестанет по незнанию совершать нелепые, а подчас и рискованные промахи. Чем же рискует ребенок на путях школьного познания? Ошибками. Ошибками, исправленными красной ручкой и определяющими оценку его труда, его личности. “Троечник”- это же клеймо, а не указание на систематические 3-4 ошибки в каждом диктанте. Но обучающийся не может не ошибаться. А ошибки, перерастая в неуспеваемость разной степени тяжести, не могут не травмировать, приводя к самым разнообразным нежелательным последствиям: от утраты веры в себя до утраты желания учиться.

Трудно найти ребенка, которому никогда не нужна была бы та или иная помощь в преодолении школьных трудностей. Умение учиться закладывается именно в школе. А одной из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями быстро справившись с заданием, скучает.

Все вышеизложенные проблемы нужно решать и постараться помочь каждому ребенку, а для этого нужно:

1. Выявить трудности каждого конкретного ребенка, понять их причину.

2. Четко обосновать требования, предъявленные к ребенку.

3. Выработать основы для анализа результатов обучения на каждом этапе и разработать рейтинговую систему оценок.

4. Постараться найти надежную точку отсчета, позволяющую судить о действительном расширении и углублении изученных знаний.

Только во время самостоятельной работы можно увидеть конкретный результат. Самостоятельная работа - одно из важнейших средств мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса. Она развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает “вкус” к поиску, к самостоятельным открытиям.

Так, основной задачей на начальной ступени образования является развитие устной и письменной речи в единстве с развитием их мышления. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное ему задание. Исходя из индивидуальных особенностей детей, нужно ввести поуровневое обучение. Задания подбираются таким образом, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности, к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

Первый уровень (знание). Этот уровень рассчитан на простое запоминание и воспроизведение изученного материала, умение ответить на прямой вопрос, повторить, опознать, выбрать из ряда, вспомнить и назвать, уметь приводить примеры, то есть ученик закрепляет базовые знания.

Второй уровень(понимание). Это уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. Он требует умения ответить на косвенный вопрос, объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи, отвечать на вопросы: почему, зачем.

Третий уровень (применение). Это практический уровень. Он предполагает выполнение практических работ с применением полученных знаний, развитие логического мышления и развитие речи.

Задания для самостоятельной работы разрабатываются не только по принципу от легкого к трудному, но и по принципу от трудного к легкому. Такой вид дифференциации помогает работать не только со слабыми, но и с сильными учащимися, проектируя индивидуальную образовательную траекторию. Наглядная интерпретация поставленной задачи, опора на знание, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечивают самостоятельное решение всеми учащимися, а задания на развитие логического мышления дают возможность развивать умственные силы каждого ученика, способствуют выработке устойчивого интереса.

При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Наиболее часто используемой формой самостоятельной работы является индивидуальная. Надо отметить, что подбор задания для индивидуальной самостоятельной работы очень сложен. Подобрать облегченное задание, посильное для слабого ученика, нетрудно. Но здесь таится большая опасность. Если ученика со слаборазвитым отвлеченным мышлением из урока в урок обучать лишь на облегчённых заданиях с конкретным содержанием, то этим мы будем усугублять недостатки в его развитии. Поэтому при подборе познавательных заданий для такого ученика учитель ставит перед собой цель: сначала включить его в посильную работу, а затем постепенно вести его к усвоению более сложного материала.

Исходя из выше изложенного, можно дать некоторые методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроке:

1. Для того чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.

2. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

3. Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.

4. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.

5. Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерения, решения несложных задач и т.д.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

6. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

6. Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес учащихся.

7. Нужно учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разный временной промежуток.

8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

Цель рекомендаций состоит, в том, чтобы ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что нет легких путей. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, учителю очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, еще в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить, применять знания в практической деятельности.

Процесс приобретения знаний активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания – убеждения.

3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

4. Формирует элементарные навыки поисковой деятельности.

Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся, весьма важно, чтобы в учебном процессе, наряду с внешней связью, существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую ученик сам получает о ходе и результатах создания внутренней обратной связи во время самостоятельной работы - использование элементов самооценки. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Только реальные и достаточные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личность. Если самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, раздумий, она наполняется подлинными знаниями. Такая самооценка – реальный помощник ребенку в определении своего пути в будущее, в успешных шагах по этому пути.

Ученик переписывает задание из учебника, педагог стоит рядом, за спиной, и следит за каждым движением, (знакомая картина), взрослые пытаются предотвратить возможную ошибку. Ребенок напряжен и оттого делает ошибку за ошибкой, последствия известны: детские слезы, не желание учиться и другое. А всего этого можно было избежать. Строгий надзор вовсе не способствует развитию самостоятельности, ответственности и внимания.

Формы и методы развития активной самостоятельной деятельности школьников в технологии индивидуализированного обучения.

Очень часто в наших образовательных заведениях школьнику отводится роль пассивного приемника знаний, исполнителя педагогической воли. Однако не все школьники могут воспринимать волю учителя в той форме, в которой она выражается. Учащиеся бывают разные, для одних один учитель любимый и его требования будут выполняться, другие будут выполнять требования из чувства страха быть наказанными, у таких детей сформированы определенные стереотипы поведения на уровне послушания. Есть дети, которые более самостоятельны в своих суждениях и поэтому сами легко могут предъявлять требования к себе, если эти требования совпадают с требованиями учителя, дети охотно их выполняют, если не совпадают, то требования не выполняются. Такая ситуация наиболее типична при возникновении непреодолимых трудностей взаимодействия учителя с учеником и порождении у последнего комплекса неполноценности, который является механизмом снижения динамичности личностного становления. От этого страдает качество знаний, появляется желание пропускать школу. Следовательно, требуется значительное обновление содержания, методов и форм организации учебного процесса. Учитель – инструктор, координатор в учебном процессе. Дать инструкцию – значит заинтересовать человека в получении результата, подобрать и обозначить средства, с помощью которых будет совершаться самостоятельная деятельность, выявить необходимую совокупность и последовательность операций, позволяющих достигнуть цели. Четкая, профессиональная инструкция, ориентированная на реальный уровень развития ребенка снимает у него страх и неуверенность перед предстоящей деятельностью, обеспечивает достижение намеченного результата. В итоге это позволяет пережить ситуацию успеха, чувство радости, гордости и эмоционального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

В педагогическом процессе, ученика постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Сразу сделаем оговорку: это вовсе не означает свободы действий (пусть делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется), следовательно, дезорганизованного, стихийного развития. Положение о представлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает следующее. Ученик сам выбирает занятие, из предложенного, которое модифицирует и направляет его функциональную тенденцию, свободно в нее включается и так же свободно выходит, без принуждения со стороны взрослого. Ребенок не должен бояться трудностей, это было бы противоестественно его природе.


Приведем пример: к доске вышел ученик и с некоторыми консультационными советами учителя в течение 2-х минут решал задачу, которую одновременно с ним переписывали в тетради его товарищи. Сколько времени при таком режиме работы ребята действуют самостоятельно. Ответ очевиден - 2минуты, на протяжении двух минут работал один-единственный ученик. Все остальное происходившее на уроке пассивная репродукция. Допустим в классе 20 учеников, каждый из них в идеале может работать 40 минут самостоятельно. Таким образом, из 800 минут урока только 2минуты составляет активная самостоятельная работа. Решая у доски задание 2минуты, ученик вносит в копилку самостоятельной работы всего только 2 мин. Дети приходят из разных семей, с разными способностями, у них разный темперамент и т. д. Всегда сложно заставлять их делать то, чего они не желают. Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.

Очень часто можно столкнуться с такой проблемой: по расписанию первый урок русский язык или математика, или литература и т. д., а дети не все хотят именно в таком порядке приступать к работе, что же делать. Способов у учителя много, а можно попробовать изменить форму обучения. Составить программу, на каждый предмет, которую каждый ученик обязан выполнить, предложить выбрать любой предмет по желанию, с которого он хотел бы начать свою работу, есть обязательное условие программы: задания по всем предметам должны быть выполнены (в рамках расписания). Что же мы видим, одни дети работают быстрее, другие медленнее, некоторые уже приступили к другому предмету. Какова же роль учителя, а он в это время работает индивидуально с каждым, мгновенно переключаясь с одного предмета на другой. Постепенно дети учатся выполнять программу, некоторые успевают получить дополнительное задание, поработать со словарями, справочным материалом и т. д. Но если работать только в таком режиме, можно столкнуться с очередной проблемой: у детей будет плохо развиваться речь. Можно внести некоторые изменения. Например, начинать урок с работы над ошибками, допущенными в классе или дома, или чтение стихов, или пересказ текстов, отрывков, анализа сочинений, изложений, с обсуждение какой-либо проблемы. Затем только задавать программу по каждому предмету. Внимательно выслушав программу, ребята могут сделать выбор. Учащиеся, которые выбрали или историю, или литературу, или природоведение пересаживаются за отдельный рабочий стол, где в группе работают самостоятельно по заданному плану. Учитель в это время ведет работу с остальными учащимися и только, когда все вопросы и объяснения закончены (если таковые были), может переходить к той группе, которая занимается или историей, или литературой, или природоведением. Итак, на протяжении двух, трех, четырех уроков группы постепенно меняются, дети под руководством учителя самостоятельно изучают один за другим учебный материал. Учителю очень важно уметь грамотно планировать свою работу и научить этому детей.

Ребята приходят в школу, и они много не умеют. Попробуем весь путь разделить на периоды. Представим весь путь в виде прямой линии и разделим на 3 части, каждая из частей по продолжительности может быть разная, все зависит от того, сколько детей в классе, какими навыками и умениями обладают, какой темперамент, какое здоровье, какая структура дефекта.


первый период второй период третий период

подготовительный переходный завершающий


Раскроем значение каждого периода.

В первый период входит 5 разделов:

1 раздел – работа над навыком самостоятельного умственного труда:

а). Учиться уметь обдумывать услышанное, прочитанное.

б). Учиться сопоставлять высказанную точку зрения с другими.

в). Учиться выдвигать и проверять предположения.

г). Учиться делать выводы.

2 раздел – способность ученика разграничивать:

а). Это я знаю, умею.

б). Этого еще не знаю, не умею.

3 раздел – развитие речи:

а). Учиться ориентироваться в ситуации общения.

б). Учиться формировать собственные мысли и понимать чужие.

в). Учиться осуществлять самоконтроль за речью, восприятие ее собеседником.

г). Учиться понимать речь партнера.

4 раздел – умения, которыми характеризуется самостоятельность:

а). Учиться уметь выделять главное, видеть общую закономерность и уметь делать обобщенные выводы.

б). Учиться последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их.

в). Учиться применять знания в разных условиях, часто усложненных, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели.

г). Учиться доходить до истины, стараясь не обращаться за помощью к другим.

5 раздел – познавательная деятельность школьников:

а). Учиться работать с дополнительной литературой.

б). Работать над умением грамотно задавать вопросы.

в). Уметь рационально использовать время на уроках.

г). Учиться до истины доходить самому, не обращаясь за помощью к другим.

д). Уметь организовывать взаимопроверку, самоконтроль, самооценку собственной деятельности.

е). Уметь самостоятельно разделить поставленную цель на две простейшие задачи: выбрать средства и способы решения, самостоятельно решить.

Второй период – это период, где дети пробуют себя, выбирают любимые предметы, стараются с небольшой помощью педагога рационально использовать время, хотя многому они уже научились в первом периоде.

Третий период – активная самостоятельная, индивидуальная работа по желанию.

Для того, чтобы научить детей работать самостоятельно, а учителю индивидуально с каждым, педагог сам должен хорошо разбираться в технологии индивидуализированного обучения. Быть творческой личностью, эрудированным, ситуативным, уметь рационально использовать время на занятии. Одни ученики делают, например, математику за 30 минут, а другому требуется 50 минут и т.д. Для учителя важно, чтобы программа, заданная на уроке была выполнена в классе всеми учащимися. Каждый ребенок индивидуален, поэтому учитель должен помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Учащиеся с низкой успеваемостью тоже способны работать самостоятельно. В отличие от сильных учеников они нуждаются в большей помощи со стороны учителя. Главная трудность для этих ребят – правильно определить этапы действий, последовательно и логически стройно раскрыть содержание, важнейшие задачи. Бывает и так, что некоторые дети отказываются от самостоятельного, познавательного поиска, ждут помощи учителя. Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель правильно организует эту работу и умело руководит во время индивидуального подхода.

Литература

1. Брушлинский А.В. «Мышление и общение», Минск, 1990 г

2. Павленко Т.П. «Развитие самостоятельной познавательной активности учащихся с ЗПР с использованием технологии модульного обучения» Журнал «Дефектология» №3, 2007 г.

3. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. «Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников» Журнал «Начальная школа» №3 2009 г

4. Новикова Л.И. «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения» Журнал «Начальная школа» №1, 2002 г.

5. Ережепалиева А., Сафронова О.В. Организация самостоятельной работы в начальной школе, http://aspk.3dn.ru/(сайт Астраханского социально-педагогического института)

6. Федорчукова О.Д. «Формирование оценочной самостоятельности в 1-2 классах» Журнал «Начальная школа» №1, 2007 г.

7. Хотеева Э.Н. «Воспитание самостоятельности младших глухих школьников при подготовке домашних заданий» Журнал «Дефектология» №5, 1982 г.





11