Актуальные формы и методы взаимодействия учителя и воспитателя при проведении внеклассной работы по предмету.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592a8986e0a8d/633653_1.jpeg)
Гузеева Тамара Владимировна, учитель русского языка
и литературы высшей категории
Органическое сочетание учебной и внеклассной работы по русскому языку и литературе, реализация принципа неразрывности обучения и воспитания возможны лишь при тесном контакте учителя и воспитателя, при полной согласованности их действий. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, установить, любит ли он данный предмет, что его интересуют, что ему под силу, а что для него затруднительно.
Идея: совместная деятельность учителя, воспитателя и учащихся на творческой основе и возрастающей активности ребенка.
Критерии отбора содержания для внеклассных мероприятий по литературе должны отвечать следующим требованиям:
повышение активности ученика как субъекта обучения;
возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
ориентация деятельности учащихся на успех;
вариативность форм организации внеклассной работы, средств и условий деятельности;
Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Развитие творческих способностей.
Социализация учащихся.
Расширение и углубление знаний.
Развитие умений на практике применять свои знания.
Формирование социально-активной личности.
Воспитание нравственности, патриотизма.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592a8986e0a8d/633653_2.png)
Фрагменты интегрированного внеклассного мероприятия «Лира выдаст его громким пением».(подготовлено учителем русского языка и литературы Гузеевой Т.В. и воспитателем Анчугиной Л.И., учащимися 6-9 классов).
1-й ведущий: Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
2-й ведущий: А.С. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас – это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.
Воспитатель: Сейчас проведем видеоразминку «Пушкинские сказки». Не забыли ли вы их?
Показываются фрагменты сказок, дети называют сказку.
Учитель: сегодня вам предстоит совершить путешествие в мир лирики самого замечательного поэта. По ходу композиции вы будете составлять кластер.
1-ый ведущий: Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
Сценка «Няня»
Учитель: Арина Родионовна жила с семьей Пушкина как кормилица и няня. Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем, Арина Родионовна явилась для поэта как бы соединением лучших черт простой русской женщины.
1 ведущий: Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему.
( Выходит воспитательница, исполняющая роль Арины Родионовны. «Няня» усаживается у столика и начинает вязать. К ней подходит мальчик, исполняющий роль Саши Пушкина.)
Саша: -Здорова ли, мама?
Няня, (нараспев): -Батюшка, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?
Саша: Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила. (убегает).
К няне обращается Пушкин взрослый :
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
( «Няня» обращается к мальчику, сидящему за столом)
-Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу. (Мальчик берет перо, пишет под диктовку):
«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую. Арина Родионовна.»
Учитель: непревзойденным А.С.Пушкин остается в лирике любви.
2-ведущий: Адресаты любовной лирики поэта – кто они?
Выставка рисунков-поделок. Представление 2-3 адресатов.
Жестовое пение «Я ехал к вам», «Что в имени тебе моем».
Внеклассная работа, проводимая в сотрудничестве, ориентирует учителя, воспитателя и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон, создает условия для позитивного сотворчества.
Ребенку предоставляется максимальная свобода выбора форм и средств самореализации. Усиливается мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности. Формируются нравственные ценности, положительное отношение к учению, познанию, творчеству.
Воспитатель и учитель, решая каждый свои задачи, реализуют единые общие цели:
у школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности;
учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации;
происходит активное становление ценностных ориентаций личности;
повышается интерес учащихся к предмету, расширяются и углубляются знания;
эффективнее осуществляется социализация личности.