МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
План работы ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в группе.
ЦЕЛЬ: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС»
ЗАДАЧИ:
Создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы в школе в условиях реализации ФГОС
Оказание помощи при подготовке, проведении и анализе общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел.
Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы школы.
ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
Работа творческих групп
Круглый стол
Педсовет
Заседания МО
Открытые классные часы и мероприятия
Мониторинг деятельности классного руководителя
Консультации
Взаимопосещение классных часов и мероприятий.
Изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта
Отчеты классных руководителей
ПЛАН РАБОТЫ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
Заседания МО классных руководителей в 2016 – 2017 учебном году
№ п/п
Дата (месяц)
Тема
Рассматриваемые вопросы
Ответственный
I
Август-сентябрь
Планирование и организация воспитательной работы школы и классных коллективов на год
Анализ воспитательной работы школы за 2015 – 2016 уч. год. Нормативно-правовое и методическое обеспечение воспитательного процесса.
Обсуждение проекта плана учебно-воспитательной работы на 2016-2017 учебный год. Рекомендации по составлению плана воспитательной работы.
Анализ работы МО классных руководителей за 2015-2016 учебный год.
Утверждение плана ШМО на 2016-2017 уч. год
Обсуждение тем самообразования по проблемам воспитательной работы.
Классные руководители
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов.
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.
II
ноябрь
Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС
Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС среднего звена школы.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения ФГОС.
Аборкова
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Разное
III
февраль
Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС
Использование ИКТ в воспитательной работе.
Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС.
Педагогическая технология индивидуализации обучения и воспитания в условиях ФГОС
Воспитание гражданской позиции через развитие читательской активности
Отчет по темам самообразования
Классные руководители
IV
март
Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников
Организация внеурочной деятельности в школе.
Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся.
Отчет по темам самообразования
Классные руководители
V
май
Показатели эффективности воспитательной работы
Итоги работы классных коллективов за истекший год.
Анализ работы педагогов дополнительного образования (охват учащихся внеурочной деятельностью).
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива.
Отчет по темам самообразования
Кл.руководители
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции
Типы семей:
патриархальная или традиционная – внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания;
детоцентристская семья или современный тип семьи - в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности;
супружеская семья или постсовременный тип семьи – особенность таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания помогают мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать ошибки родителей в семейном воспитании.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.
Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе.
3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Каким же должен быть современный классный руководитель?
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.
Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно - нравственного развития и воспитания школьников.
Просмотр содержимого документа
«План работы школьного методического объединения КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
План работы ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в группе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: Особенности организации и содержание деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
ЦЕЛЬ: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС»
ЗАДАЧИ:
Создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы в школе в условиях реализации ФГОС
Оказание помощи при подготовке, проведении и анализе общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел.
Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы школы.
ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
Работа творческих групп
Круглый стол
Педсовет
Заседания МО
Открытые классные часы и мероприятия
Мониторинг деятельности классного руководителя
Консультации
Взаимопосещение классных часов и мероприятий.
Изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта
Отчеты классных руководителей
ПЛАН РАБОТЫ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
Заседания МО классных руководителей в 2016 – 2017 учебном году
№ п/п
Дата (месяц)
Тема
Рассматриваемые вопросы
Ответственный
I
Август-сентябрь
Планирование и организация воспитательной работы школы и классных коллективов на год
Анализ воспитательной работы школы за 2015 – 2016 уч. год. Нормативно-правовое и методическое обеспечение воспитательного процесса.
Обсуждение проекта плана учебно-воспитательной работы на 2016-2017 учебный год. Рекомендации по составлению плана воспитательной работы.
Анализ работы МО классных руководителей за 2015-2016 учебный год.
Утверждение плана ШМО на 2016-2017 уч. год
Обсуждение тем самообразования по проблемам воспитательной работы.
Классные руководители
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов.
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.
II
ноябрь
Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС
Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС среднего звена школы.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения ФГОС.
Аборкова
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Разное
III
февраль
Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС
Использование ИКТ в воспитательной работе.
Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС.
Педагогическая технология индивидуализации обучения и воспитания в условиях ФГОС
Воспитание гражданской позиции через развитие читательской активности
Отчет по темам самообразования
Классные руководители
IV
март
Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников
Организация внеурочной деятельности в школе.
Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся.
Отчет по темам самообразования
Классные руководители
V
май
Показатели эффективности воспитательной работы
Итоги работы классных коллективов за истекший год.
Анализ работы педагогов дополнительного образования (охват учащихся внеурочной деятельностью).
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива.
Отчет по темам самообразования
Кл.руководители
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции
Типы семей:
патриархальная или традиционная – внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания;
детоцентристская семья или современный тип семьи - в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности;
супружеская семья или постсовременный тип семьи – особенность таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания помогают мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать ошибки родителей в семейном воспитании.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.
Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе.
3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Каким же должен быть современный классный руководитель?
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.
Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно - нравственного развития и воспитания школьников.