СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы и трудности в изучении иностранных языков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Все более возрастает роль личных контактов людей, а следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Знание иностранных языков становятся одним из главных факторов социально– экономического и общекультурного развития общества. Иностранный язык выполняет важную роль в повышении образования  и в формировании личности человека. С помощью языка можно получить доступ к духовному богатству других стран и возможность непосредственного общения с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране постоянно растет интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому языку. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало реальной потребностью, без которой невозможно устроиться на работу с высоким уровнем доходов и построить успешную карьеру.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы и трудности в изучении иностранных языков»

Актуальные проблемы и трудности в изучении иностранных языков.

Козьменко И. В.

Преподаватель английского языка

ОГАПОУ «БСК»

В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Все более возрастает роль личных контактов людей, а следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Знание иностранных языков становятся одним из главных факторов социально– экономического и общекультурного развития общества. Иностранный язык выполняет важную роль в повышении образования и в формировании личности человека. С помощью языка можно получить доступ к духовному богатству других стран и возможность непосредственного общения с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране постоянно растет интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому языку. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало реальной потребностью, без которой невозможно устроиться на работу с высоким уровнем доходов и построить успешную карьеру.

Многие задаются вопросом, с какими же проблемами сталкиваются те, кто желает или уже изучает иностранный язык. Первая и, пожалуй, основная проблема – неуверенность в себе и своих силах. Большинство людей думает, что не обладает способностями к изучению иностранных языков. На самом деле, это не так. Эти люди смогли освоить в своей жизни один из самых сложных мировых языков – русский. И это показывает, что при желании можно освоить еще какой - нибудь язык.

Вторая часто встречающаяся проблема – это преодоление языкового барьера. Современное изучение иностранного языка в школе, в колледжах, в ВУЗах, предполагает использование коммуникативного подхода к обучению, что прописано во всех методических пособиях по методике преподавания иностранных языков. То есть, цель обучения – научить разговаривать на иностранном языке. Проблема состоит в том, что много времени на занятии иностранного языка отводится не говорению, не аудированию, а письменному выполнению грамматических заданий. Занимаясь выполнением грамматических упражнений, обучающийся учится только выполнять грамматические упражнения по определенной схеме, а не говорить на языке. В то время как наша цель – научиться разговаривать. Так как подростки большую часть времени изучали грамматику, выполняя упражнения, то они не имеют достаточной практики в монологической и диалогической речи и не могут хорошо воспроизводить в речи заученные конструкции. Отсюда и возникает проблема языкового барьера, которая связана с боязнью показать свои пробелы в языке. Преодолеть языковой барьер – значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а по мере того, как говорящий начинает чувствовать себя увереннее, общаясь с другими людьми.

Еще одна проблема заключается в огромном количестве информации, которую необходимо не только запоминать, но и доводить ее воспроизведение до автоматизма. Выучить слова - это одно дело. Необходимо также научиться выбирать нужное значение слова из нескольких вариантов и знать их сочетаемость, что гораздо сложнее, ведь в процессе обучения мы опираемся на родной язык, а его конструкции далеко не всегда совпадают с иностранным. На мой взгляд, самое сложнее – это научиться мыслить на языке. Это приходит только с опытом и только после очень длительного общения.

В связи с этим в колледже был проведен опрос у студентов первого курса по теме «Ваше отношение к изучению иностранного языка», целью которого было выяснить отношение студентов колледжа к необходимости изучения иностранных языков, а также определить основные трудности, возникающие у студентов во время изучения иностранного языка. Студенты отвечали на следующие вопросы: - Необходимо ли современному человеку хорошее знание иностранного языка? - Что даёт человеку хорошее знание иностранного языка? - Какие трудности возникают у Вас при изучении иностранного языка в процессе обучения? - Для чего вы изучаете иностранный язык в колледже? Результаты показали, что в среднем студенты относятся положительно к необходимости изучения иностранного языка. В группах отделения ТО и РАТ (механики) значительная часть студентов считает, что изучение иностранного языка желательно, но не обязательно. На второй вопрос анкеты большинство студентов отметили, что знание иностранных языков гарантирует высокооплачиваемую работу и легкость в общении с иностранными гражданами. Большинство студентов очень хотят хорошо знать иностранный язык, а некоторые понимают, что знать иностранный язык - это хорошо, но видят в этом много трудностей, которые они, по большому счету, не хотят преодолевать. Что же касается плохого качества знаний, то преимущественно проблемы при изучении иностранного языка у обучающихся возникают из-за недостаточного словарного запаса и пробелов в знании грамматики изучаемого языка, полученных в школе. Данный факт подтверждается тем, что студенты при ответе на четвертый вопрос, отмечают, что ими ощущается недостаточная подготовка по предмету в школе, а также то, что система преподавания в колледже отличается от школьной.

Исходя из анкетирования, можно сделать вывод, что подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка движима мотивом, который связан с вынужденной необходимостью учить иностранный язык в связи с требованиями учебной программы. То есть можно сказать, что процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («получить высокооплачиваемую работу») и мотив аффилиации («чтобы общаться с носителями языка», «чтобы завести новых друзей»). И при этом лишь небольшая часть обучающихся имеют внутреннюю мотивацию – они изучают иностранный язык, потому что им это нравится.

Главным же выводом является то, что молодыми людьми в основном движут внешние мотивы, и при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и должно быть больше положительной мотивации. Становится ясно, что требуется предпринимать действия, направленные на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть, необходимо создавать такие условия, при которых у студентов возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность эта должна соответствовать, на мой взгляд, трем основным разновидностям внутренней мотивации; таким как коммуникативная мотивация (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная мотивация (положительное отношение к языку) и инструментальная мотивация (положительное отношение к различным видам деятельности). Преподавателям иностранного языка в этой связи, необходимо повышать мотивацию к изучению иностранного языка, повышать уровень знаний по иностранному языку, делать акценты на их значимость при поисках работы, широко использовать коммуникативный метод обучения и другие прогрессивные методы.




Трубицина. О.И. – М: Каро, Издательский центр, 2010.. Трудности в обучении иностранным языка

Электронный ресурс

Трудности в обучении иностранным языкам: ежедневн. познават. журн. /: http://shkolazhizni.ru