МКОУ « Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5» городского округа город Фролово Завалишина Е.А. преподаватель курса ОРКСЭ
модуль « Основы православной культуры»
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ.
Проблемы и пути их решения
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую
необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера
В Российской Федерации начался небывалый по масштабам эксперимент, затронувший не только всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, но и вызвавший широкий резонанс среди людей, далёких от образования. Это – введение и апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» .
Цель учебного курса ОРКСЭ:формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер.
Учебный курс ОРКСЭ является сложным и не каждый учитель его сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную заинтересованность. Предмет сложен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения (история мировых религий, основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.). С другой стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя. Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать у школьников интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность»
На этапе апробации курса стало уже очевидным, что требуется специальная подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ. Педагоги прошли курсовую подготовку. На курсах учителя:
получили ясное представление о целях, задачах и структуре нового курса;
познакомились с формами и видами организации учебной деятельности на уроках ОРК и СЭ, с методикой работы с текстами, иллюстративным материалом и т. д.
получили много методических и теоретических материалов в электронном виде;
получили знания по Основам православной культуры непосредственно от представителей церкви.
Таким образом, педагоги начали создавать методическую копилку по преподаванию курса ОРКиСЭ.
Понимая особую роль нового курса, организовали большую подготовительную работу с родителями, включающую изучение выбора обучающимися и родителями того или иного модуля, подготовку педагогов, материальной базы для преподавания курса. Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительские собрания, с целью учета интересов обучающихся и их семей. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.
В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база курса ОРКСЭ. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся.
В течение всего учебного года устанавливается безотметочная система оценивания. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет- незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности. Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии Портфолио.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.
Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с ФГОС НОО, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и
социализации в будущем. В требованиях стандарта определены основные результаты начального общего образования, предполагающие:
формирование у обучающихся предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание основ умения учиться
способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс восновных сферах личностного развития
эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал:
1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании
общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.
2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются аспекты гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:
•воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;
•воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине -России на основе знания ее исторического прошлого и культуры.
•воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод
сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;
•развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
•развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;
•семейное воспитание -выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни