Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях полилингвизма и поликультурности
Человечество расцвечено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Валентин Григорьевич Распутин
С давних времен люди ищут способы взаимодействия между собой и стараются развивать способность понимания друг друга. Народы и этносы не могут развиваться изолированно, а многообразие языков и их тесное соседство просто не оставляют иного выбора человеку, как изучать иностранные языки. Изучение других языков позволяет не только наладить коммуникацию и информационный и экономический обмен, но и также обогатить культуру собственного народа за счет привнесения в нее частички культуры народа изучаемого языка. Овладевая новым для себя языком, мы лучше понимаем культурные тенденции другого народа, знакомимся с историей, произведениями культуры и литературы, тем самым мы развиваем себя и проявляем уважение к народу, которому принадлежит этот язык. Такой культурный и языковой обмен существовал во все времена, и сегодня он не потерял актуальности.
Респулика Башкиртостан — республика многонациональная: здесь живут представители более 30 национальностей. В последние годы повышается процент переселенцев и беженцев, которые находят приют в нашей республике: это таджики, узбеки, армяне, азербайджанцы, калмыки, украинцы и представители других национальностей. И всем, кто населяет нашу республику, приходится жить на одной территории, общаться, не зависимо, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют.
Национальный состав обучающихся в школах разнообразен. Все школьники живут одной семьей, вместе учатся, участвуют в мероприятиях, поэтому вопросы билингвизма, полилингвизма и поликультурности сегодня очень актуальны и для такого небольшого учреждения, как школа. К тому же наряду с государственным русским языком изучается и государственный башкирский язык, а также родные языки: русский, башкирский, татарский. Именно здесь происходит формирование и воспитание компетентной личности в вопросах языка и культуры.
Язык и культура находятся в постоянном взаимодействии. Именно развитие культурно-языковой компетенции направлено на получение знаний не только в языковой сфере, но и на формирование духовного человека.
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
На образовательные учреждения возлагается огромная ответственность – воспитание полилингвальной и поликультурной личности.
Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов.
В связи с этим с 2011 года в школе реализуется программа по лингвокультурологии учебного предмета «Русский язык» «Язык и культура». Данная программа опирается на складывающуюся в настоящее время область языкознания – лингвокультурологию. Ее объект можно определить как материальную и духовную культуру народа, выраженные в языке.
Проблематика курса «Язык и культура» может рассматриваться в
следующих аспектах:
Овладение нормами национального специфичного речевого поведения, культурой речевого общения на русском языке.
Осознание родного языка как феномена культуры, воплощающего в языковых единицах историю, культуру, обычаи народа.
Рассмотрение языка в его эстетической функции, постижение феномена искусства слова и соотнесение его с другими видами искусства (прежде всего – с музыкой и живописью).
Проблемы культурологического минимума в диалоге с другими языками и культурами.
Основная цель данной программы – создать у ребят более широкий образ родного языка; способствовать пониманию языка как естественно возникающей в человеческом обществе развивающейся системы облеченных в звуковую форму знаковых единиц, как системы, способной выразить всю совокупность понятий, мыслей и чувств человека и предназначенной прежде всего для целей коммуникации. Этот курс ведет детей к пониманию того, что язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.
Основная цель определила задачи курса:
Описание языка как сокровищницы культуры: рассмотрение того, как культура народа, его история отразились в единицах языка разных уровней: в слове, фразеологии, афористике, грамматике, текстах;
Разработка путей формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к языку, обогащение лексикона).
Практическая значимость этого курса заключается в реализации новой, культурологической концепции, целью и стратегической установкой которой является формирование интеллектуально развитой, высоконравственной языковой личности. Ее воспитание строится на основе родного языка, но в диалоге с иностранными и региональными языками, и, прежде всего, – с башкирским как государственным языком Республики Башкортостан.
Планирование по курсу «Язык и культура» представлено следующими тематическими блоками: «Мой дом», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои игры», «Природа и я». Программа рассматривает такие лингвокультурологические понятия, как культура в языке, языковая личность, языковая картина мира, лексическое значение слова, лексика исконная и заимствованная, национально-культурный компонент фразеологии и афористики, пословицы и поговорки, обычаи и традиции.
Результатами реализации данной программы стали достижения обучающихся в научно-исследовательской деятельности: 3 место в Республиканской научно-практической конференции 16 «Ломоносовские чтения», 2 место в 4 межрегиональной лингвистической конференции учащихся «Актуальные вопросы языковой компетентности в условиях полилингвизма» в Республике Татарстан, 1 место в Российском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» по проблеме «Формирование культурно-языковых компетенций в условиях билингвизма, полилингвизма и поликультурности в образовании и воспитании школьников»
Следует отметить, что влияние на подготовку обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде оказывает участие в региональных образовательных конкурсах, таких как “ИлҺам” (Вдохновение) - конкурс чтецов на разных языках, праздник « Шэжэрэ», конкурсе творческих работ “ Цвети, мой Башкортостан”, конкурс чтецов эпоса “Урал – батыр” на иностранных языках и языках народов России.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Все народы, населяющие ее, используют русский язык. Помимо этого, он используется людьми и как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, способствует развитию человека как личности.
Оттого, как будет формироваться языковая личность 21 века, можно характеризовать только в контексте наработанного наукой опыта с использованием современных инновационных процессов. В исследованиях проблем формирования двуязычия, школа формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества. Она специализируется на производстве социально значимых характеристик личности. Двуязычная окружающая среда в нашей республике требует от школы подготовки двуязычных индивидов. Расширение лингвистического кругозора любого школьника способствует повышению интереса к предмету, следовательно, и успехам в жизни.
Русский язык развивается и сейчас, он пополняется новыми словами, преподается в различных государствах, является официальным во многих организациях. Мы точно можем сказать, что русский язык имеет большое значение. Но в наше время язык нуждается в бережном отношении к нему.
Мы, со своей стороны, обязаны сохранить опыт, накопленный нашими предками, и передать как национальное достояние народа следующим поколениям.
«В языке,- указывал Константин Дмитриевич Ушинский,- одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа, до тех пор жив и народ… Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же сферы - отечественного языка».
Берегите слово и развивайте дар речи!