СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуализация ФГОС нового поколения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация ФГОС нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Актуализация ФГОС нового поколения»

Актуализация нового ФГОС. Важность его обновления.


 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.
Нынешнее поколение школьников учится по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2011 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.).
Данные ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, здоровый образ жизни человека является приоритетным направлением развития. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно действующим образовательным стандартам, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащены Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главная цель действующих ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа дает ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, это основа, фундамент для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения зависит от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.
Можно заметить благие цели действующих федеральных государственных образовательных стандартов: развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.
        Действующие федеральные государственные образовательные стандарты в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.
     Сегодня под стандартом понимается система требований:

  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ - является основой для проведения итоговой аттестацию выпускников и аккредитации образовательных учреждений.

  2. Требования к структуре основных образовательных программ - это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программу воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т.д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

  3. Требования к условиям реализации основных образованных программ. Эго совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, достижения планируемых результатов.

Эти «Три Т» существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность требований семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. На этой основе и был разработан документ «Планируемые результаты». Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями (личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными) овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат для оценки эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя образовательных услуг и пользователя средств обучения и воспитания. В переносном смысле можно сказать, что предстоит стандартизировать многое в образовательном процессе, от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания; от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. В системе образования может быть стандартизировано все, включая не только результаты, но и процедуры, средства, квалификации. Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Без средств диагностики стандарт может оставаться бесполезным бумажным продуктом. Благодаря стандартам образования в сочетании со средствами педагогического измерения общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценить качество образования, его прогресс. Мониторинг, в том числе с применением компьютерастановится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Стандарты образования не остаются «застывшими». По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.
Разработчики концепции федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: оценивать состояние системы образования; обеспечивать право граждан на полноценное образование; сохранять единое образовательное пространство России; гуманизировать образование; управлять системой образования; повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решения принимают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.
ФГОС, таким образом, является важнейшим социальным инструментом управления процессом образования, его качеством и результатами. Это делает ФГОС документом государственного значения.
Обновление федеральных государственных образовательных стандартов происходит примерно раз в 10 лет. Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических объединений.
Как правило, обсуждение проекта ФГОС происходит на сайте Минобрнауки. На следующем этапе проводится независимая экспертиза, потом ФГОС при необходимости дорабатываются и после этого специальным советом министерства образования ФГОС утверждаются.
Целесообразность обновления ФГОС общего образования обусловлена несколькими факторами. Так, необходимо отметить недостаточный уровень детализации требований к содержанию образования, в связи с чем требования, которые предъявляются к итогам обучения, можно трактовать неоднозначно. Разночтение образовательных стандартов может препятствовать обеспечению равных возможностей для получения качественного образования и стать проблемой для эффективного решения основных задач развития системы образования.
Трудности, связанные с такой ситуацией, испытывают все участники образовательного процесса, в частности педагогические работники общеобразовательных организаций. Ответственность за разработку основных образовательных программ общеобразовательной организации, использование эффективных технологий образования, за систему оценки результатов лежит на общеобразовательных организациях, в то же время педагоги испытывают сложности при самостоятельной разработке программ и критериев оценки результатов обучения. Отмечается нехватка информации, необходимой педагогам для разработки основной образовательной программы общеобразовательной организации и обеспечения единства при организации образовательного процесса с учетом актуальных тенденций и ключевых стратегий развития Российской Федерации, обуславливающих запросы к выпускникам различных уровней общего образования.
ФГОС общего образования достаточно обобщенно определяют требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. В арсенале общеобразовательных организаций имеются примерные основные общеобразовательные программы, сформированные на основе требований ФГОС, однако последние включают те же требования к предметным результатам освоения образовательных программ. Эксперты и профессиональное сообщество, принимавшие участие в экспертном и профессиональном обсуждении по вопросам детализации требований к предметным результатам обучения, которое состоялось по заказу Минобрнауки России 21 ноября 2017 года, отмечали как одно из ключевых несовершенств действующих требований ФГОС - отсутствие возможности оценки соответствия предметных достижений учащихся заложенным требованиям. В связи с этим возникают сложности с формированием системы внутришкольной оценки качества образования, контрольно-измерительных материалов, системы оценки достижений учащихся в рамках конкретных рабочих программ по учебным предметам. Очевидно, что отсутствие однозначно трактуемых требований к итогам освоения образовательной программы становится причиной того, что при разработке критериев оценки педагоги ориентируются на контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации. При этом используются привычные способы контроля знаний, в то время, как система образования и требования к обучающимся меняются.
Еще одна проблема состоит в том, что ФГОС общего образования не детализируют содержание образования должным образом, в связи с чем у педагогического состава общеобразовательных организаций возникает необходимость самостоятельного подбора учебной литературы из имеющегося перечня, а это противоречит задаче формирования единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Трудности также появляются и у специалистов, участвующих в экспертизе учебной литературы. Поскольку во ФГОС общего образования не представлено содержание образования по уровням общего образования, специалисты сталкиваются с проблемами при экспертизе содержания непосредственно самих учебников. В свою очередь, родительская общественность сталкивается с трудностями при подборе дополнительной учебной литературы в помощь ребенку.
Кроме того, из-за несоответствия основных общеобразовательных программ, сформированных на основе действующих ФГОС, и линеек учебников в разных общеобразовательных организациях у обучающихся возникают проблемы при переходе в другую школу или при подготовке к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Это также является препятствием в обеспечении преемственности различных уровней образования.
Согласно новым ФГОС 2021 года организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы основного общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть рабочей программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.
Дополнительно организация может предоставить учебные пособия в электронной форме, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы основного общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему как в обязательную часть рабочей программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Библиотека организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана и иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы.
Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения будет способствовать тому, что все участники образовательного процесса – педагоги, эксперты, образовательные организации, контролирующие органы, родители, общественность, средства массовой информации – смогут однозначно трактовать данные требования и формировать единое содержание образовательных программ.
Детализация ФГОС общего образования в соответствии с требованиями времени позволит также поддержать формирование единого образовательного пространства страны, будет способствовать обеспечению доступности образования и преемственности различных образовательных программ.  
Решить перечисленные задачи поможет детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения. Речь идет о доработке базового содержания обязательной части общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям). Данная детализация дает возможность конкретизировать содержание образовательных дисциплин, предотвратив разночтения при их реализации и оценке результатов обучения. 
Обновленный ФГОС 2021 года устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

  1. личностным, включающим:

  • осознание российской гражданской идентичности;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

  1. метапредметным, включающим:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

  1. предметным, включающим:

  • освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

  • предпосылки научного типа мышления;

  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Актуальность детализации обусловлена не только потребностью поддержки педагогов, экспертов, необходимостью обеспечить преемственность между ФГОС разного уровня общего образования, но также потребностью общественности в конкретизации требований к результатам подготовки и необходимостью повышения уровня прозрачности оценки знаний и умений обучающихся.
При этом, несомненно, одной из главных целей доработок ФГОС общего образования является соответствие образовательных результатов потребностям экономики и времени, социальным изменениям, которые в настоящее время происходят интенсивно.
 

Упражнения

 

  1. Постарайтесь мысленно перечислить основные понятия из представленного материала по теме «Актуализация нового ФГОС. Важность его обновления».

  2. Вспомните, где раньше вам приходилось сталкиваться с материалом темы.

Задания

 

  1. Обсудите в группах важность изученной темы. Обсуждение может любой продолжительности.

  2. Результаты запишите кратко в электронную тетрадь.

 

Тесты

 
1. Каких образовательных результатов не существует?
 

A. Личностных;

B. Металичностных;

C. Предметных;

D. Метапредметных.

2. Сколько поколений стандарта ФГОС существует на данный момент?

A. 1;

B. 2;

C. 3;

D. 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!