Актуализация
интеллектуального потенциала учащихся
на основе витагенной педагогики
М. Асаинова, учитель самопознания
школа-гимназия №63 г. Нур-Султан
«Народная педагогика
представляет витагенный опыт
воспитания народа»
Г.Н. Волков, профессор,
доктор педагогических наук,
академик РАО
Сегодня проблема интеллектуального развития учащихся в школе важна и современна. Особая роль в аспекте актуализации интеллектуально-личностных способностей учащихся принадлежит витагенной педагогике. Белкин А. С., доктор педагогических наук, Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания.
Теория витагенного обучения признает ведущую роль витагенного опыта обучающихся в реализации задач воспитания и образования, но не весь жизненный опыт, а опыт витагенный, наиболее значимый для ученика, применяемый, актуализируемый в нужных учебных ситуациях.
Опора на витагенный опыт народной педагогики в воспитании учащихся - важное средство творческого взаимодействия, путь к активному саморазвитию личности и раскрытию ее духовного, нравственного, интеллектуального потенциала.
Интеллектуальное развитие детей - важнейший аспект школьного воспитания. Успех интеллектуального развития учеников состоится только тогда, когда учитель тесно работает в классе со своими учениками, учит каждый день учиться. Но кропотливая познавательная работа каждого ученика зависит и от степени его заинтересованности в обучении, от готовности к постоянному саморазвитию, актуализации витагенных знаний, витагенного опыта, постоянная готовность в адекватных условиях.
Что приводит ученика к «созиданию самого себя»? Способности к самопознанию формируются, начиная с 6-7-летнего возраста детей, закладывая основы для формирования самосознания и Я - концепции в будущем.
Ученик учится регулировать своё поведение через самопознание:
- происходит формирование и развитие основ учебной деятельности как ведущей деятельности;
- развитие познавательных интересов и познавательной мотивации;
- происходит становление самосознания и самооценки при благоприятных условиях обучения.
Самопознание способствует изменению всей системы отношений, интересов, ценностей детей в школе. Поэтому с первых минут важно уделять позитивному настрою на каждом уроке: концентрация на свет; концентрация на дыхании; облачко; прогулка в лес; сад вашей души; мысленное путешествие в подводное царство.
Один из важных положительных результатов от использования метода позитивного настроя - хорошее настроение, здоровье. Если мы концентрируемся с учащимися на позитивном, на хороших мыслях, то все это, конечно же, благотворно сказывается на физическом здоровье. Способность концентрироваться помогает обнаружить истину в самих себе, в результате чего человек отвечает самому себе на вопрос «Кто я?», «Какой я?».
Мы произносим: «Ребята, рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я человек наблюдательный, все замечу, ничего не забуду. Память моя крепка. Голова мыслит ясно и чётко. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю на уроке».
Позитивные цитаты являются методическим приёмом, используемым учителем для формирования и развития позитивного мышления, более глубокого усвоения темы уроков, понимания и принятия духовных ценностей.
Когда и как учитель на своём уроке может использовать афоризмы
Цитата может следовать как сразу после позитивного настроя, так и после рассказывания истории и беседы:
благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. Конфуций;
у всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам. Э. Гиббон;
учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное». В. Сухомлинский;
учить - это значит познавать. Это является необходимой потребностью человека. Чокан Валиханов;
если ты хочешь, но не можешь, значит, не очень хочешь. Марк Твен;
- если вы думаете, что сможете - вы сможете, если думаете, что нет
- вы правы. Мао Цзэдун.
Использование цитат способствует актуализации витагенного опыта детей, когда ученики, думая, размышляя, делают для себя позитивный и правильный вывод.
В процессе учебной деятельности школьники не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить цели, усваивают новые понятия, думают, размышляют, делают выводы, находят способы применения знаний, стремятся контролировать и оценивать свои действия.
Темы уроков «Человек в Коллективе» (5кл), «Дружба в классе» (6кл). На уроках можно обсудить с детьми - Что я знаю о дружбе? Организовать проекты «Дружба в нашем классе», «Если с другом вышел в путь…», обсудить, что значит «Без друзей меня чуть - чуть», «Значение дружбы в жизни человека». На какие качества человека обращают внимание в процессе общения? Дети отмечают - доброжелательность, открытость, желание помочь, взаимоподдержка, чуткость и отзывчивость.
Важно на каждом уроке развивать в учениках новые умения и навыки, формировать способы умственной деятельности и, конечно, навыки творческого мышления.
Опора на жизненный опыт даёт возможность учащимся реализовывать потенциальные способности, также способствует решению следующих задач:
- раскрытие ценностного отношения детей к самим себе, к людям и окружающей действительности;
- способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
- развитие мотивации к познанию себя, других, человечности, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра к себе и другим;
- развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
- развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, взаимозависимость физического и духовного здоровья.
Ученик в процессе интеллектуальной работы учится делать вывод, принимать решение, например, сделать ту или иную работу или нет, выполнить учебное задание или забыть о нем.
Некоторые школьники, имеющие низкую самооценку, не понимают причин своих поступков, эгоцентричны, с низким уровнем произвольности в поведении.
Такие ученики, в силу своих особенностей, либо ведут себя чрезмерно тихо и неактивно, или наоборот, нарушают правила поведения на уроке.
На уроках для снятия напряжения можно использовать упражнения нейробики - для стимуляции работы мозга, для активизации интеллектуальной активности детей.
Дети, выполняя упражнение «правая - левая», делают что-нибудь не рабочей рукой: если правша, то левой; если левша - правой. Также можно предложить ученикам на уроках незнакомую работу, которую ещё не приходилось выполнять - мозг ученика быстро активизируется, когда он не совсем точно знает, что делать:
- предложить термин, ещё незнакомый, пусть подумают, каково значение слова;
- придумать, что можно сделать из маленькой пластиковой бутылки;
- сочинить двустишие, четырехстишие.
Рефлексивный уровень самопознания - этап формирования самосознания школьника, характеризующийся развитием рефлексии в отношении себя и мира, осознанием отдельных характеристик образа «Я» и образа мира на основе сравнения себя с другими.
К концу урока каждый ученик по итогам учебной деятельности производит рефлексию, которая является важным механизмом, обеспечивающим самопознание, саморазвитие:
- Теперь я знаю…
- теперь я умею...
- За что я могу похвалить себя?
- За что я могу сказать себе «Спасибо»?
- Над чем ещё надо поработать?
И эта идентификация, способность к рефлексии значительно расширяют возможности для самопознания, и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в каждом возрасте.
В ходе рефлексии на уроках самопознания решаются следующие задачи:
диагностика развития самопознания школьников (диагностика образа «Я» и образа мира - какой Я?);
развитие позитивного самоощущения, самовосприятия, самопринятия личности ребёнка - что я умею? Какой я человек?;
развитие основ миропонимания и мировосприятия;
формирование способности и мотивации к учёбе, творчеству;
профилактика отклонений в развитии самопознании.
Изучая тему «Характер человека» (5кл), можно обсудить вопросы - как добродетельные качества помогают человеку в жизни. Задать детям витагенный вопрос: Что я знаю о характере? Что хочу узнать о своём характере?
На уроках в контексте темы урока обсудить - почему важно формировать положительные качества характера, почему надо помогать людям, почему важно получить благословение старших? Подумать над вопросом - какой я сын (дочь)?
В ходе урока, приглашая учеников к разговору, предложить народные пословицы для размышления. Так, на уроке по теме «Быть, а не казаться» (5кл) обсуждая, важность учить уважать себя и других, ученики думают, опираясь на свой витагенный опыт, над вопросами: что значит уважать себя? Уважать других? Что об этом говорит народная пословица? Задание учащимся: прочитать совет, подумать над вопросами, изложенными в пословицах, выявить их витагенный характер:
1. Что советует пословица?
- Деревня, где живут одноногие, надо скакать на одной ноге (масаи);
- кто родителей почитает, тот вовек не погибает;
- чужого не трогай, своего не упускай (азерб.)
- побеждай опасность умом и опытом (рус.).
2. О чем предупреждает пословица?
-Без дела жить - только небо коптить»;
- Одно слово - и дружбе конец (кор.);
- Не лезь в воду, не зная брода;
- Не жалей каши, пожалей свой живот
Работай до поту - поешь с охотой
3. Какой вывод делает пословица?
- Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым (каз.);
- Труд прославляет, лень с пути сбивает (каз.)
- Старшим место уступи, младшим помощь окажи (рус.);
В процессе вдумчивой работы с народными пословицами происходит естественная витальная саморегуляция учащихся, возникает понимание и осмысление главных вопросов жизни. Понимание ценности Человека, достойного уважения, поэтому важно развивать в себе главные качества - ценить человека, проявлять уважительность, умелость и трудолюбие, ответственность. И вот размышления учащихся и обсуждение прочитанных и обдуманных народных поговорок способствует развитию таких качеств как, честность, искренность, правдолюбие.
Так, на основе народной, витагенной педагогики, учитель ненавязчиво разъясняет, убеждает учеников в том, что трудиться, труд - это награда, почёт, успех и наслаждение, главное предназначение человека.
. Витагенный опыт не только отражает объем жизненной информации учащихся, но и является средством для получения и усвоения новых научных знаний, умений и навыков в процессе обучения и воспитания.
В процессе изучения темы «Как прекрасен этот мир!» использование приёма витагенного одухотворения объектов природы способствует приобретению и усвоению новых научных знаний, развитию умений и навыков. Например, наделение свойствами человека животных, деревьев, растений
я-медвежонок; я-дерево; я-полынь, одуванчик, позволяет как бы «очеловечить», приписывая им человеческие качества, сделать объекты живой природы ближе детям, развивая витагенные знания учащихся и витагенный опыт познания мира.
Можно предложить и такие задания:
- О чем нам рассказала капелька дождя?
- О чем рассказал мне старый тополь?
- о чем поёт степь весной»?
- Двор моего отца. Какой он?
- Моя сказка об одуванчике.
- Человек друг или враг природе?
- Что такое сияющий мир?
Выполняя такие витагенные задания, ребята писали советы: помогай природе всегда, не вреди никогда; проявляй внимание к животным, природе вокруг тебя.
Выполняя групповую работу, обсуждая вопрос: что нужно делать для охраны животных, учащиеся выполняли задание - составляли эко - знаки и правила экологически целесообразного поведения в природе.
Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на уважении личности. В развитии образа «Я» важным является то, что происходит раскрытие внутреннего мира школьника. Здесь важно развитие самооценки, положительного отношения к себе, эмоциональной готовности творить, учиться, психологическое состояние покоя, снижение уровня тревожности.
Поэтому на уроках важно давать выбор:
- какое задание хотят выполнить;
- какое настроение, эмоции постараются передать в своей творческой работе.
Например, для развития положительной, объективной самооценки можно на уроках использовать «Мои эмоции», «Какой я?».
Задания с развивающей направленностью включают развитие самооценки, понимания своих эмоций, характера с помощью упражнений: «Я верю в себя», «Какой я?», «Мой характер», «Мои эмоции», «Мои права и обязанности», «Я умею дружить», «Я - ученик» и т.д.
Примеры творческих заданий витагенного характера по теме «Тепло домашнего очага», «Семейные ценности».
Народная мудрость рассматривает семью как источник счастья, как шедевр природы. Поэтому послушание - характерная черта традиционного воспитания в семье, базовая основа взаимоотношений в семье. Авторитет отца как главы семьи поддерживался общим уважением к нему. Задание: составить свою родословную; определить ценности своей семьи; создать "Портрет моей семьи". Семья для детей - главный инициатор социальной интеграции, дающий необходимые представления о жизни, знакомящий с ее правилами, с человеческими ценностями, устанавливающий прямые связи между маленьким сообществом и социумом.
Анкета «Это мой папа»
моего папу зовут; имя моего папы означает;
Где и кем мой папа работает; как мой папа любит отдыхать;
Что любит мой папа; мечта моего папы;
Что я люблю делать вместе с папой
Как я помогаю папе; чему я хочу научиться у своего папы;
Что я хочу пожелать папе.
Интеллектуальное развитие школьников - важнейший компонент учебной деятельности в школе. Поэтому важно учить детей мыслить, размышлять, делать выводы, находить и решать проблемы, используя свои знания, витагенный опыт и весь спектр интеллектуально-личностных качеств. Работа по актуализации интеллектуального потенциала учащихся на основе витагенной педагогики должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать оптимистическую перспективу. Для этого можно использовать такие задания «Я могу…», «Я умею», «За что я скажу себе «спасибо!».
К концу 3 четверти можно отметить, что учащиеся заходя на урок, радуются друг другу, началу урока, учителю, начинают активно общаться, затем писать в чат, высказывая свои мысли. Здесь ярко проявляются добросердечность детей, их гибкость в общении, взвешенная самооценка, желание общаться друг с другом, учителем, несмотря на онлайн-общение, онлайн-уроки.
ЛИТЕРАТУРА
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043. -2010»
Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1993.Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав. - М.: Academia, 2000. - 168 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: "Просвещение", 1973.
Кривенко В. А. Технология витагенного обучения школьников // Образование в совр. школе. - 2003.
Назарбаева С.А. Этика жизни - Алматы, 2001.
Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.-96 с.