СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуализация интеллектуального потенциала учащихся на основе витагенной педагогики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статьи раскрывается опят использования идей витагенной педагогики в актуализации интеллектуального потенциала учащихся на уроках самопознания. Теория витагенного обучения признает ведущую роль витагенного опыта обучающихся в реализации задач воспитания и образования, но не весь жизненный опыт, а опыт витагенный, наиболее значимый для ученика, применяемый,  актуализируемый в нужных учебных ситуациях.  Поэтому важно учить детей мыслить, размышлять, делать выводы, находить и решать проблемы, используя свои знания, витагенный опыт и весь спектр  интеллектуально-личностных качеств.

 

Просмотр содержимого документа
«Актуализация интеллектуального потенциала учащихся на основе витагенной педагогики»

Актуализация

интеллектуального потенциала учащихся

на основе витагенной педагогики


М. Асаинова, учитель самопознания

школа-гимназия №63 г. Нур-Султан


«Народная педагогика

представляет витагенный опыт

воспитания народа»

Г.Н. Волков, профессор,

доктор педагогических наук,

академик РАО


Сегодня проблема интеллектуального развития учащихся в школе важна и современна. Особая роль в аспекте актуализации интеллектуально-личностных способностей учащихся принадлежит витагенной педагогике. Белкин А. С., доктор педагогических наук, Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания.

Теория витагенного обучения признает ведущую роль витагенного опыта обучающихся в реализации задач воспитания и образования, но не весь жизненный опыт, а опыт витагенный, наиболее значимый для ученика, применяемый, актуализируемый в нужных учебных ситуациях.

Опора на витагенный опыт народной педагогики в воспитании учащихся - важное средство творческого взаимодействия, путь к активному саморазвитию личности и раскрытию ее духовного, нравственного, интеллектуального потенциала.

Интеллектуальное развитие детей - важнейший аспект школьного воспитания. Успех интеллектуального развития учеников состоится только тогда, когда учитель тесно работает в классе со своими учениками, учит каждый день учиться. Но кропотливая познавательная работа каждого ученика зависит и от степени его заинтересованности в обучении, от готовности к постоянному саморазвитию, актуализации витагенных знаний, витагенного опыта, постоянная готовность в адекватных условиях.

Что приводит ученика к «созиданию самого себя»? Способности к самопознанию формируются, начиная с 6-7-летнего возраста детей, закладывая основы для формирования самосознания и Я - концепции в будущем.

Ученик учится регулировать своё поведение через самопознание:

- происходит формирование и развитие основ учебной деятельности как ведущей деятельности;

- развитие познавательных интересов и познавательной мотивации;

- происходит становление самосознания и самооценки при благоприятных условиях обучения.

Самопознание способствует изменению всей системы отношений, интересов, ценностей детей в школе. Поэтому с первых минут важно уделять позитивному настрою на каждом уроке: концентрация на свет; концентрация на дыхании; облачко; прогулка в лес; сад вашей души; мысленное путешествие в подводное царство.

Один из важных положительных результатов от использования метода позитивного настроя - хорошее настроение, здоровье. Если мы концентрируемся с учащимися на позитивном, на хороших мыслях, то все это, конечно же, благотворно сказывается на физическом здоровье. Способность концентрироваться помогает обнаружить истину в самих себе, в результате чего человек отвечает самому себе на вопрос «Кто я?», «Какой я?».

Мы произносим: «Ребята, рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я человек наблюдательный, все замечу, ничего не забуду. Память моя крепка. Голова мыслит ясно и чётко. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю на уроке».

Позитивные цитаты являются методическим приёмом, используемым учителем для формирования и развития позитивного мышления, более глубокого усвоения темы уроков, понимания и принятия духовных ценностей.

Когда и как учитель на своём уроке может использовать афоризмы

Цитата может следовать как сразу после позитивного настроя, так и после рассказывания истории и беседы:

  • благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. Конфуций;

  • у всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам. Э. Гиббон;

  • учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное». В. Сухомлинский;

  • учить - это значит познавать. Это является необходимой потребностью человека. Чокан Валиханов;

  • если ты хочешь, но не можешь, значит, не очень хочешь. Марк Твен;

- если вы думаете, что сможете - вы сможете, если думаете, что нет

- вы правы. Мао Цзэдун.

Использование цитат способствует актуализации витагенного опыта детей, когда ученики, думая, размышляя, делают для себя позитивный и правильный вывод.

В процессе учебной деятельности школьники не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить цели, усваивают новые понятия, думают, размышляют, делают выводы, находят способы применения знаний, стремятся контролировать и оценивать свои действия.

Темы уроков «Человек в Коллективе» (5кл), «Дружба в классе» (6кл). На уроках можно обсудить с детьми - Что я знаю о дружбе? Организовать проекты «Дружба в нашем классе», «Если с другом вышел в путь…», обсудить, что значит «Без друзей меня чуть - чуть», «Значение дружбы в жизни человека». На какие качества человека обращают внимание в процессе общения? Дети отмечают - доброжелательность, открытость, желание помочь, взаимоподдержка, чуткость и отзывчивость.

Важно на каждом уроке развивать в учениках новые умения и навыки, формировать способы умственной деятельности и, конечно, навыки творческого мышления.

Опора на жизненный опыт даёт возможность учащимся реализовывать потенциальные способности, также способствует решению следующих задач:

- раскрытие ценностного отношения детей к самим себе, к людям и окружающей действительности;

- способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;

- развитие мотивации к познанию себя, других, человечности, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра к себе и другим;

- развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;

- развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, взаимозависимость физического и духовного здоровья.

Ученик в процессе интеллектуальной работы учится делать вывод, принимать решение, например, сделать ту или иную работу или нет, выполнить учебное задание или забыть о нем.

Некоторые школьники, имеющие низкую самооценку, не понимают причин своих поступков, эгоцентричны, с низким уровнем произвольности в поведении.

Такие ученики, в силу своих особенностей, либо ведут себя чрезмерно тихо и неактивно, или наоборот, нарушают правила поведения на уроке.

На уроках для снятия напряжения можно использовать упражнения нейробики - для стимуляции работы мозга, для активизации интеллектуальной активности детей.

Дети, выполняя упражнение «правая - левая», делают что-нибудь не рабочей рукой: если правша, то левой; если левша - правой. Также можно предложить ученикам на уроках незнакомую работу, которую ещё не приходилось выполнять - мозг ученика быстро активизируется, когда он не совсем точно знает, что делать:

- предложить термин, ещё незнакомый, пусть подумают, каково значение слова;

- придумать, что можно сделать из маленькой пластиковой бутылки;

- сочинить двустишие, четырехстишие.

Рефлексивный уровень самопознания - этап формирования самосознания школьника, характеризующийся развитием рефлексии в отношении себя и мира, осознанием отдельных характеристик образа «Я» и образа мира на основе сравнения себя с другими.

К концу урока каждый ученик по итогам учебной деятельности производит рефлексию, которая является важным механизмом, обеспечивающим самопознание, саморазвитие:

- Теперь я знаю…

- теперь я умею...

- За что я могу похвалить себя?

- За что я могу сказать себе «Спасибо»?

- Над чем ещё надо поработать?

И эта идентификация, способность к рефлексии значительно расширяют возможности для самопознания, и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в каждом возрасте.

В ходе рефлексии на уроках самопознания решаются следующие задачи:

  • диагностика развития самопознания школьников (диагностика образа «Я» и образа мира - какой Я?);

  • развитие позитивного самоощущения, самовосприятия, самопринятия личности ребёнка - что я умею? Какой я человек?;

  • развитие основ миропонимания и мировосприятия;

  • формирование способности и мотивации к учёбе, творчеству;

  • профилактика отклонений в развитии самопознании.

Изучая тему «Характер человека» (5кл), можно обсудить вопросы - как добродетельные качества помогают человеку в жизни. Задать детям витагенный вопрос: Что я знаю о характере? Что хочу узнать о своём характере?

На уроках в контексте темы урока обсудить - почему важно формировать положительные качества характера, почему надо помогать людям, почему важно получить благословение старших? Подумать над вопросом - какой я сын (дочь)?

В ходе урока, приглашая учеников к разговору, предложить народные пословицы для размышления. Так, на уроке по теме «Быть, а не казаться» (5кл) обсуждая, важность учить уважать себя и других, ученики думают, опираясь на свой витагенный опыт, над вопросами: что значит уважать себя? Уважать других? Что об этом говорит народная пословица? Задание учащимся: прочитать совет, подумать над вопросами, изложенными в пословицах, выявить их витагенный характер:

1. Что советует пословица?

- Деревня, где живут одноногие, надо скакать на одной ноге (масаи);

- кто родителей почитает, тот вовек не погибает;

- чужого не трогай, своего не упускай (азерб.)

- побеждай опасность умом и опытом (рус.).

2. О чем предупреждает пословица?

-Без дела жить - только небо коптить»;

- Одно слово - и дружбе конец (кор.);

- Не лезь в воду, не зная брода;

- Не жалей каши, пожалей свой живот

Работай до поту - поешь с охотой

3. Какой вывод делает пословица?

- Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым (каз.);

- Труд прославляет, лень с пути сбивает (каз.)

- Старшим место уступи, младшим помощь окажи (рус.);

В процессе вдумчивой работы с народными пословицами происходит естественная витальная саморегуляция учащихся, возникает понимание и осмысление главных вопросов жизни. Понимание ценности Человека, достойного уважения, поэтому важно развивать в себе главные качества - ценить человека, проявлять уважительность, умелость и трудолюбие, ответственность. И вот размышления учащихся и обсуждение прочитанных и обдуманных народных поговорок способствует развитию таких качеств как, честность, искренность, правдолюбие.

Так, на основе народной, витагенной педагогики, учитель ненавязчиво разъясняет, убеждает учеников в том, что трудиться, труд - это награда, почёт, успех и наслаждение, главное предназначение человека.

. Витагенный опыт не только отражает объем жизненной информации учащихся, но и является средством для получения и усвоения новых научных знаний, умений и навыков в процессе обучения и воспитания.

В процессе изучения темы «Как прекрасен этот мир!» использование приёма витагенного одухотворения объектов природы способствует приобретению и усвоению новых научных знаний, развитию умений и навыков. Например, наделение свойствами человека животных, деревьев, растений

я-медвежонок; я-дерево; я-полынь, одуванчик, позволяет как бы «очеловечить», приписывая им человеческие качества, сделать объекты живой природы ближе детям, развивая витагенные знания учащихся и витагенный опыт познания мира.

Можно предложить и такие задания:

- О чем нам рассказала капелька дождя?

- О чем рассказал мне старый тополь?

- о чем поёт степь весной»?

- Двор моего отца. Какой он?

- Моя сказка об одуванчике.

- Человек друг или враг природе?

- Что такое сияющий мир?

Выполняя такие витагенные задания, ребята писали советы: помогай природе всегда, не вреди никогда; проявляй внимание к животным, природе вокруг тебя.

Выполняя групповую работу, обсуждая вопрос: что нужно делать для охраны животных, учащиеся выполняли задание - составляли эко - знаки и правила экологически целесообразного поведения в природе.

Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на уважении личности. В развитии образа «Я» важным является то, что происходит раскрытие внутреннего мира школьника. Здесь важно развитие самооценки, положительного отношения к себе, эмоциональной готовности творить, учиться, психологическое состояние покоя, снижение уровня тревожности.

Поэтому на уроках важно давать выбор:

- какое задание хотят выполнить;

- какое настроение, эмоции постараются передать в своей творческой работе.

Например, для развития положительной, объективной самооценки можно на уроках использовать «Мои эмоции», «Какой я?».

Задания с развивающей направленностью включают развитие самооценки, понимания своих эмоций, характера с помощью упражнений: «Я верю в себя», «Какой я?», «Мой характер», «Мои эмоции», «Мои права и обязанности», «Я умею дружить», «Я - ученик» и т.д.

Примеры творческих заданий витагенного характера по теме «Тепло домашнего очага», «Семейные ценности».

Народная мудрость рассматривает семью как источник счастья, как шедевр природы. Поэтому послушание - характерная черта традиционного воспитания в семье, базовая основа взаимоотношений в семье. Авторитет отца как главы семьи поддерживался общим уважением к нему. Задание: составить свою родословную; определить ценности своей семьи; создать "Портрет моей семьи". Семья для детей - главный инициатор социальной интеграции, дающий необходимые представления о жизни, знакомящий с ее правилами, с человеческими ценностями, устанавливающий прямые связи между маленьким сообществом и социумом.

Анкета «Это мой папа»

    • моего папу зовут; имя моего папы означает;

    • Где и кем мой папа работает; как мой папа любит отдыхать;

    • Что любит мой папа; мечта моего папы;

    • Что я люблю делать вместе с папой

    • Как я помогаю папе; чему я хочу научиться у своего папы;

    • Что я хочу пожелать папе.

Интеллектуальное развитие школьников - важнейший компонент учебной деятельности в школе. Поэтому важно учить детей мыслить, размышлять, делать выводы, находить и решать проблемы, используя свои знания, витагенный опыт и весь спектр интеллектуально-личностных качеств. Работа по актуализации интеллектуального потенциала учащихся на основе витагенной педагогики должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать оптимистическую перспективу. Для этого можно использовать такие задания «Я могу…», «Я умею», «За что я скажу себе «спасибо!».

К концу 3 четверти можно отметить, что учащиеся заходя на урок, радуются друг другу, началу урока, учителю, начинают активно общаться, затем писать в чат, высказывая свои мысли. Здесь ярко проявляются добросердечность детей, их гибкость в общении, взвешенная самооценка, желание общаться друг с другом, учителем, несмотря на онлайн-общение, онлайн-уроки.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043. -2010»

  2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.

  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1993.Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.

  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав. - М.: Academia, 2000. - 168 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: "Просвещение", 1973.

  6. Кривенко В. А. Технология витагенного обучения школьников // Образование в совр. школе. - 2003.

  7. Назарбаева С.А. Этика жизни - Алматы, 2001.

  8. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.-96 с.