Управление образования администрации Поронайского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска, Сахалинская область
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов
Автор опыта: Подгурская Татьяна Николаевна,
учитель технологии
МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска
Поронайск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ | 3 |
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ | 3 |
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА 2.1. Проектный метод обучения 2.2. Роль метода проектов в развитии познавательной активности учащихся 2.3. Роль учителя в проектном методе обучения 2.4. Организация выполнения проекта по технологии 2.5. Создание условий для применения метода проектов | 7 7 9 10 11 15 |
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА «Активизация познавательной деятельности посредством метода проектов» | 22 |
ВЫВОДЫ | 22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
«Творчество – это прекрасный,
необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд»
Н.А.Островский
Сведения об авторе: Подгурская Татьяна Николаевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска.
Педагогический стаж: 37 лет;
Специальность: учитель технологии.
Образование: высшее, в 1991г. окончила Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; высшее, в 1977г. окончила Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им В.В. Куйбышева.
Контактный телефон:8 914 740 66 07.
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов».
Раздел 1. Информация об опыте
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
"Развивая себя - развивать общество" - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. В современной системе образования необходимо развитие творческой, активной личности, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества.
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Мы считаем, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.
Актуальность
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.
Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися как на продолжительном интервале времени, так и оперативно; при очередном контроле своевременно устранять пробелы в знаниях учащихся.
Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.
Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
Цель данной работы заключается:
Задачи работы:
Объектом работы являются проектная деятельность школьников при обучении предмета Технология в школе.
Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках технологии методов проектной деятельности как средств развития творческих способностей учащихся, активизации познавательной деятельности, приобретения прочных знаний, овладения научными методами познания.
Ведущая идея опыта
Метод проектов является одним из приоритетных для формирования познавательной активности учащихся так как :
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;
- проектная деятельность является эффективным средством достижения метапредметных результатов образования;
- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
труды в области дидактики, психологии, методики преподавания в школе;
программы по изучению технологии в общеобразовательных учебных учреждениях.
Длительность работы над опытом.
Обобщение педагогического опыта проведено за период с 2012 по 2015 год.
Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов» предполагала прохождение курсов повышения квалификации «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе», изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу использования метода проектов, изучение опыта коллег, проведение мастер-классов, разработка уроков с применением разнообразных форм метода проектов, диагностика учащихся на выявление мотивации к предмету.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен авторской разработкой конспектов уроков, ученическими проектами, определённым интересом учащихся к предмету.
Творческие наработки, представленные в приложении к опыту, могут быть использованы в практической деятельности моих коллег.
Теоретический и практический материал, представленный в опыте, может быть полезен учителям-предметникам.
Раздел 2. Теоретическая база опыта
2.1. Проектный метод обучения
Характерной чертой педагогической науки является поиск и разработка образовательных технологий, направленных на подготовку таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Мы считаем, что использование в работе учителя метода проектов поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников.
Метод проектов возник в 20- е годы прошлого столетия в США. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала дидактик М.Б. Романовская.
В 20-е годы ХХ века метод проектов был введен в учебный процесс в советской школе. Его суть заключалась в том, что учащиеся сами себе намечали задания, в процессе выполнения которых должны были получать те или иные знания. Однако, ученики вместо системных знаний получали случайные поверхностные сведения. Поэтому в 1932 г. от него отказались, что было отражено в постановлении ЦК ВКПБ от 25 августа 1932 г.
В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Павловой, М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др.
В основе метода - развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, умения интегрировать знания из различных предметных областей, развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы, самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания, прогнозировать результат, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации. Метод учебных проектов является эффективным условием развития у каждого ребенка самостоятельности, творческого мышления, интеллектуальной активности. Данный метод способствует развитию рациональных приемов умственной работы, коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и сотворчеству, а также самостоятельности при принятии конкретных решений.
2.2. Роль метода проектов в развитии познавательной активности учащихся.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Деятельность учащегося приобретает активный, познающий характер.
Важен конечный результат (хотя знания устаревают, подвергаются изменениям), но еще важнее сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, ученики осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.
2.3. Роль учителя в проектном методе обучения
Детей надо обучать таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия в жизни, способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. При проектном методе обучения меняется позиция учителя. Он не только дает ученикам новые знания, но и ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся.
В школьном проекте роль учителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы познавательной деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач. Кроме того, учитель–предметник, решивший организовать проектную деятельность, должен продумать взаимодействие с коллегами, чья помощь будет необходима в реализации межпредметных связей, а также в оформлении и защите презентаций.
Учитель оказывает помощь учащимся в работе над выполнением проектов как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий, а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
Преподаватель в рамках проекта и помощник, и разработчик, и координатор, и эксперт, и консультант.
Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества,
2.4. Организация выполнения проекта по технологии
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Основными требованиями к использованию метода проектов:
- наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта.
Использование метода проекта предусматривает определенную последовательность действий учащихся.
Определение потребности, формулировка цели, задач.
Нужно с самого начала определить, цели проекта, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:
- название проекта;
- функцию проекта;
- кто будет использовать «продукт».
Выявление основных требований к изделию
Разработка идей, вариантов
Разрабатывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс
сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн - анализ, который помогает выбрать окончательное решение.
Разработка схемы работы над проектом
Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, учащимся предлагается составить схему, в которой отражаются основные вопросы выполнения проекта.
Потребность | Мода Историческая справка | Модель Технологическая карта |
Себестоимость. Маркетинг | Швейное изделие | Материалы, инструменты |
Оборудование. Правила охраны труда. | Охрана окружающей среды | Конструирование, моделирование |
Рисунок 1. Основные вопросы выполнения проекта
Историческая справка (о проектируемом изделии)
Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования
Последовательность изготовления изделия (технологическая карта)
Экономическое обоснование
Оформление рекламы
Изготовление изделия
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.
Самооценка
12.Защита проекта
Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.
Все компонентов проекта могут быть выполнены в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой. С введением метода проектов по предмету технология учащиеся исследуют, придумывают, решают проблему, создают изделие, используют его и оценивают в
реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта. Учитывая разную степень подготовки детей, задания должны соответствовать уровню возможностей учащихся и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника мы назначаем более сильного ученика, который, одновременно, помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока.
Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:
- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
- умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его
выполнения;
- качество проектного изделия;
- практическое использование проектного изделия;
- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
- использование знаний из других наук и учебных предметов;
- ответы на вопросы;
- полнота знаний по технологии;
- оригинальность решения проекта;
- культура речи.
В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 «В проекте это не отражено» до 10 «Критерий раскрыт полностью».
Если количество набранных баллов:
От 0 до 44 - ставится оценка «2»;
От 45 до 69 - оценка «3»;
От 70 до 84 ставится оценка «4»;
От 85 до 100 - ставится оценка «5».
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Создание условий для применения метода проектов
Одним из условий применения проектного метода обучения является достаточный уровень оснащения кабинета технологии. За четыре года работы при поддержке администрации школы достигнут значительный уровень оснащенности кабинета.
Таблица 1
№ п/п | Учебный год | % оснащен-ности | % обеспеченности учебниками | Наличие орг.техники (пк, принтер, ксероекс, проектор) |
1 | 2009-2010 | 45 | 100 | 0 |
2 | 2010-2011 | 45 | 100 | 1 |
3 | 2011-2012 | 55 | 100 | 1 |
4 | 2012-2013 | 65 | 100 | 1 |
5 | 2013-2014 | 66 | 100 | 1 |
6 | 2014-2015 | 66 | 100 | 1 |
![]()
Гистограмма 1 Мониторинг оснащенности кабинета
Кабинет укомплектован орг. техникой: компьютер, принтер, проектор, интернет, копировальный аппарат. При проектном методе обучения используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, иллюстрации, схемы, статистические и динамические модели, видео фрагменты, звуковые записи, символьные объекты, текстовые документы и иные учебные материалы. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность. Учащиеся могут использовать эти материалы индивидуально или для групповой работы.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться пользоваться поисковыми системами.
Использование информационных технологий на уроках технологии позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.
Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:
• использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
• многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать
результаты их выполнения;
• использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем;
• автоматизировать контроль, оценивать уровень знаний и т.д.
Раздел 3. Результативность опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
- уровень эмоционального отношения к предмету;
- уровень познавательной активности.
- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
- участие в мероприятиях (муниципальных, российских).
Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 8-11 классе с 2011-20014учебного года.
Работа по применению метода проектов дает положительные результаты.
Ежегодно психологом школы в каждом классе отслеживается уровень мотивации учащихся по предметам, уровень креативности учащихся (на начало и на конец учебного года). Используются методики: Социометрия, методика Е.Н.Степанова (определение мотивации к обучению), методика Е.Торренса (определение креативности), матрицы Равена (определение сформированности познавательных учебных действий).
В октябре 2014 и апреле 2015г. нами была проведена диагностика в 5-8 классах по выявлению уровня эмоционального отношения у учебному предмету технология. Результаты диагностики обработаны С.В. Цой, школьным психологом. Количество испытуемых – 42 человека.
Были получены следующие результат ( % ):
Таблица 2
Класс | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не нравится |
5 (н) | 50 | 33 | 17 |
(к) | 67 | 25 | 8 |
6 (н) | 63 | 25 | 12 |
(к) | 75 | 25 | 0 |
7 (н) | 63 | 25 | 12 |
(к) | 63 | 25 | 12 |
8 (н) | 64 | 14 | 22 |
(к) | 64 | 22 | 14 |
![]()
Гистограмма 2. Эмоциональное отношение предмету Технология.
На занятиях технологии, учащиеся сталкиваются со следующими проблемами:
не всегда самостоятельно могут применить теорию на практике;
выполняет задания ради оценки;
затрудняется сформулировать цели, задачи проекта, аргументировать свой выбор;
испытывает страх перед практической деятельностью (не получается некоторая работа);
объективно оценить деятельность и результаты проектирования.
Показателями повышения роста мотивации к предмету являются участие детей в выставках детского творчества, участие в олимпиадах, конкурсах творческих проектов.
Участие в выставках
Таблица 3
Учебный год | Выставка детского творчества | Российская олимпиада (призеры) | Конкурс творческих проектов |
2012-2013 | 3 | 4 | 3 |
2013-2014 | 3 | 8 | 2 |
2014-2015 | - | 12 | 2 |
В ходе работы нами было проведено изучение уровня развития творческих способностей детей. В диагностике приняли участие обучающиеся 5 – 8, 10, 11 классов. Результаты отражены в сравнительном анализе итоговой диаграммы развития познавательной активности учащихся 8 класса.
Таблица 4
Уровень познавательной активности | Начало уч.г. (%) | Конец уч.г. (%) |
Высокая познавательная активность | 36 | 36 |
Хорошая познавательна активность | 29 | 36 |
Средняя познавательная активность | 21 | 21 |
Достаточная познавательная активность | 14 | 7 |
![]()
Гистограмма 3. Уровень познавательной активности учащихся 8 класса (2014-2015 уч.г.)
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод. Учащиеся 8 класса обладают весьма высокими показателями уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Анализ показал, что уровень невербального интеллекта, способности к систематизации в мышлении, логически мыслить и раскрывать существенные связи меду предметами и явлениями у большей части обучающихся сформирован в достаточной степени. У 72 % учащихся наблюдается высокий и хороший уровень. В пределах нормы у 28 % учеников. Следовательно, учащиеся могут усваивать учебную программу на достаточном уровне.
В ходе работы над заданием у большей части учениц отмечается сформированность универсальных учебных действий регулятивного блока. Такие как: умение последовательно выполнять задание с постановкой учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; умение принимать задачу и выполнять с интересом; осуществление постоянного планирования; умение осуществлять актуальный контроль; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Отмечается средний и близкий к среднему уровень развития универсальных учебных действий познавательного блока, в частности логические: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Умение устанавливать причинно-следственные связи; синтез – умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; умение выбирать основания и критерии для сравнения.
Результаты преподавания ( по итогам III четверти)
Таблица 5
Учебный год | Качество знаний ( % ) | Уровень обученности ( % ) |
2012-2013 | 75 | 98 |
2013-2014 | 76 | 98 |
2014-2015 | 78 | 99 |
![]()
Гистограмма 4. Результаты преподавания (по итогам III четверти)
Выводы
По окончании четырех лет работы все поставленные задачи реализованы, и получен значимый результат. По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.
Метод проектов позволяет обогащает содержание и формы учебной деятельности и комплексно подводит к внедрению ФГОС.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Проектный метод обучения начинают применять учителя других учебных дисциплин (интеграция предметных областей).
Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Мы считаем, что познавательная самостоятельность - качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
Проектная деятельность учащихся:
Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических действий.
Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.
Создает условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями.
Ведет к решению проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Заключение
Проектный метод обучения создаёт условия для развития личности ребёнка как активного субъекта учебной деятельности, способного к планированию и управлению своей деятельностью и непрерывному самообразованию.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рам
Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД) и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя. Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.
Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Метод проектов позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.
Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым «Универсальные Учебные Действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД:
Результатом проектной деятельности учащихся является интерес к изучению учебного предмета; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.
Метод проектов позволяет решить проблему активизации познавательной деятельности, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.
Можно сказать, что предметная область «Технология» находится в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода.
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку, повысить качественный уровень готовности детей к жизненному самоопределению.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-1015г
Учебники, монографии, брошюры
Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просв., 1968. - С. 115.
Виноградова Н.Ф. Современный взгляд на дидактику образовательной школы в условиях введения новых ФГОС- М.: Педагогический факультет «Первое сентября», 2013. – С. 70-72.
Глинская Е. А. , Титова С.В. Межпредметные связи в обучении – Тула: Инфо, 2007. – С. 44.
Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. - С. 74.
Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.- С. 14.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – С. 138-141.
Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.
Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
Периодические издания
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. -18-22с.
Научно-методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.
Научно-методический журнал «Школа и производство» №4, 2005.
Электронные ресурсы
Первое сентября www.1september.ru
Учитель.ru http://teacher2010.ru/about.php
«http://www.zavuch.info/:
http://www.proshkolu.ru/user/jrcfyf73/
17