УДК 37
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Астапова К.М.
Курский государственный университет,
пос. Черемисиново Курской области, Россия
Науч. рук. – Рудзик М.Ф.
Курский государственный университет, г. Курск, Россия
Аннотация. В настоящее время развитие музыкально-педагогической теории и практики сосредоточено на реализации потенциальных воспитательных возможностей общего музыкального образования, которые определяют актуальную педагогическую задачу подведения обучающихся к осознанию музыки, как части жизни, как саму жизнь, основанную на общечеловеческих духовных ценностях. В связи с этим в статье рассматривается проблема воспитания современной молодежи, а также пути ее решения в процессе приобщения подростков к высокохудожественному музыкальному искусству.
Ключевые слова: основная общеобразовательная школа; подростки; музыкальное образование; воспитание личности.
Abstract. Currently, the development of musical and pedagogical theory and practice is focused on the realization of the potential educational opportunities of general music education, which determine the actual pedagogical task of bringing students to the awareness of music as a part of life, as life itself, based on universal spiritual values. In this regard, the article considers the problem of educating modern youth, as well as ways to solve it in the process of introducing teenagers to the highly artistic musical art.
Keywords: basic general education school; teenagers; music education; personal education.
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитанность представляет собой интегративную личностную характеристику – систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
М.И. Шиловa
Смыслом воспитания является становление системы взаимоотношений человека с окружающим его миром, внутренней гармонии в самом себе. С этим связана необходимость формирования человека как личности, способной самостоятельно принимать решения, делать нравственный выбор, нести ответственность за принятое решение перед собой и обществом.
Древнегреческий философ Сократ в свое время писал о молодежи: «Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела. Они все время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей» [Снайдерс, с. 7-11]. Его высказывание, по нашему мнению, имеет отношение и к современной молодежи, прежде всего, к подросткам.
Подростковый возраст самый неоднозначный, противоречивый, сложный, а также беззащитный. Молодежь привлекает взрослое общество. Они впитывают, как губка, ценности взрослых. И все это происходит в неустойчивой психологической атмосфере. Наше будущее зависит от того, какие ценности выберет подросток, как будет решать жизненные проблемы. С горечью приходится отмечать, что воспитанность большинства сегодняшних подростков оставляет желать лучшего. Мир катастрофически теряет подростковое поколение. И нас как педагогов-музыкантов волнует поиск ответа на вопрос: что может повлиять на полноценное воспитание ребенка, и какую роль в нем может сыграть музыка?
В последние десятилетия в связи с принципиальными изменениями в социально-политическом устройстве нашего государства особую актуальность приобрело духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Это неоднократно подчеркивалось в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» Конц. ДНВ, с. 5.
Обращения главы государства послужили предпосылкой для создания Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), в которой дается следующее определение современного воспитательного идеала: «… это высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций» Конц. ДНВ, с. 10. Мы считаем, что названная цель должна быть достигнута совокупными усилиями школы, родителей и общества. И не последнюю роль в воспитании духовно-нравственной культуры подростков играет музыкальное искусство.
В.Г. Белинский подчеркивал, что музыка есть величайшее искусство, которое возвышает, облагораживает душу, развивает в ней бесконечный внутренний мир. Она владеет могучим чувственным действием, благодаря которому в человеке просыпаются добродушные отклики, что делает его выше, лучше, чище. Специфичность воздействия музыки на нравственность человека связана, в первую очередь, с развитием его чувственно-эмоциональной отзывчивости в процессе ее восприятия. Восприятие музыки позволяет слушателю разделять переживания другой личности, т.е. сострадать ей, сопереживать, сочувствовать, разделять радость.
В настоящее время подростки слушают музыку везде: и на прогулке, и на улице, и в машине, и дома, и на учебе. Но какую музыку слушает современная молодежь? На сегодняшний день есть много популярных молодежных исполнителей, такие как: Элджей, Моргенштерн, Face, Ганвест, Канги и т.д. Данные кумиры подросткового поколения своим «искусством» пропагандируют употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, татуировки, разврат, пошлую агрессию и т.д. Тем самым подростки, беря с них пример, думают, что они круто выглядят, что они взрослые. Но на самом деле происходит истощение духовно-нравственных ценностей поколения XXI века.
Все это можно попытаться исправить в процессе целенаправленного музыкального воспитания обучающихся, в том числе, на уроках музыки в общеобразовательной школе. Благодаря современным исследованиям, мы выяснили, что систематическое глубоко личностное эмоциональное переживание высокохудожественной музыки способствует развитию духовной сферы подростков, становлению у них непреходящих духовных ценностей. Наш педагогический опыт показывает, что урок музыки предоставляет школьнику право освоить богатейшую палитру человеческих чувств, узнать гуманитарную культуру путем воздействия на эмоции.
Целенаправленное погружение школьников в музыкальное искусство на уровне основной общеобразовательной школы положительно влияет на неокрепшую психику и поведение подростка, а также на его неуравновешенную нервную систему. В данной взаимосвязи следует обращение с новых позиций к воспитательным возможностям музыкального искусства в изменении внутренних установок и мотивов личности. На наш взгляд, воспитательный компонент уроков музыки должен являться его доминантой.
Великие мыслители прошлого, размышляя об устройстве миропорядка и публичной жизни, сделали на основе своих наблюдений выводы, которые доказывают, что, благодаря «образцовой» музыке, у человека развиваются умственные способности и мозг в целом, что классические музыкальные произведения активизируют память, мышление, внимание, укрепляют здоровье. Современные ученые, проводившие многочисленные исследования этого феномена музыки, доказали, что люди которые слушают классическую музыку, имеют дееспособность к языкам и замечательную память. Так же они выявили, что у музыкантов мозжечок на 5 % больше, чем у людей, которые не относятся к их когорте.
Кроме того, научные исследования доказали, что при 30-ти минутном прослушивании классической музыки у школьника на 30% повышается работоспособность, мотивация, деятельностная активность и даже усвоение школьного материла. Интересны, например, и такие факты: при слушании «Лунную сонату» Л.В. Бетховена уходит раздражительность; при прослушивании колокольного звона на 40 % происходит торможение болезнетворных бактерий. Таким образом, можно предположить, что урок музыки является не только фактором воспитания, но и сеансом терапии. Тем не менее, главное значение музыки состоит в том, что она воспитывает в человеке самые лучшие качества личности и духовно-нравственные ориентиры.
Воспитательное воздействие музыки на школьников неограниченно. Поэтому нам представляется наиболее важной проблемой в работе учителя музыки формирование у подростков положительной мотивации в слушании и исполнении музыки «высокой традиции» (В.В. Медушевский). Это, в свою очередь, является основой тех потенциальных изменений к лучшему во внутреннем мире ребенка, которые способна вызвать музыка.
Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что сущность музыкального воспитания заключается в становлении нравственных потребностей человека, его моральных представлений, интеллекта, формировании идейно-эмоционального понимания и эстетической оценки жизненных явлений. Современная молодежь – это подростки с «аффектом неадекватности», которые очень уязвимы. Задача учителя музыки – воспитывать у школьников подросткового возраста духовно-нравственные ценности, положительные эмоции, интеллект, мышление, память и т.д. Чем больше различных жизненных связей музыки будет обнаружено на уроке, тем более прочно музыка будет входить в сознание подростков, как часть жизни, как сама жизнь, основанная на общечеловеческих духовных ценностях.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2009. 23 с.
2. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. 208 с.
3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации. М.: Просвещение, 2017. 11 с.
4. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 144 с.
5. Снайдерс Д. Курс выживания для подростков. М.: Ровесник, 1989. С. 7-11.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.