МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий отделением протокол № 1 __________О.М. Ткачёва
от «30» августа 2018г. «01»сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп 04. Техническая механика
для специальности СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Краснокамск 2018
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Ткаченко Т.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.04.)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
У1- определять напряжения в конструкционных элементах;
У2- определять передаточное отношение;
У3- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
У4- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
У5- производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
У6- производить расчёты элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость;
У7- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
У8- читать кинематические схемы.
знать:
З1-виды движений и преобразующие движения механизмы;
З2-виды износа и деформаций деталей и узлов;
З3-виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
З4-кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
З5-методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
З6-методику расчета на сжатие, срез и смятие;
З7-назначение и классификацию подшипников;
З8-характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
З9-основные типы смазочных устройств;
З10-типы, назначение, устройство редукторов;
З11-трение, его виды, роль трения в технике;
З12-устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1, ПК4.1-ПК4.2.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
OK 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.
ПК 4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Всего во взаимодействии с преподавателем 88 часов, в т.ч. теоретическое обучение 48 часов, лабораторные и практические занятия - 40 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего во взаимодействии с преподавателем | 88 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 40 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика.
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Введение | 1 | Содержание технической механики, ее роль и значение в технике. Основные части теоретической механики: статика, кинематика, динамика. | 2 | 1 |
Раздел 1. Теоретическая механика. | 36 | |
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 2 | |
2 | Основные понятия и аксиомы статики | 2 | 2 |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. | | Содержание учебного материала | 6 | |
3 | Плоская система сходящихся сил. | 2 | 2 |
4 | Практическая работа №1 Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом. | 2 | 2 |
5 | Практическая работа №2 Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим способом. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Пара сил и момент силы относительно точки. | Содержание учебного материала | 2 | |
6 | Пара сил и момент силы относительно точки. | 2 | 2 |
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил. | Содержание учебного материала | 10 | |
7 | Плоская система произвольно расположенных сил. | 2 | 2 |
8 | Практическая работа№3 Определение реакций защемленной балки под действием сосредоточенных нагрузок. | 2 | 2 |
9 | Практическая работа№4 Определение реакций защемленной балки под действием распределенных нагрузок. | 2 | 2 |
10 | Практическая работа№5 Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных нагрузок | 2 | 2 |
11 | Практическая работа№6 Определение реакций в опорах балочных систем под действием распределенных нагрузок. | 2 | 2 |
Тема 1.5. Центр тяжести. | Содержание учебного материала | 4 | |
12 | Центр тяжести. | 2 | 2 |
13 | Практическая работа№7 Определение координат центра тяжести составных плоских сечений. | 2 | 2 |
| |
Тема 1.6. Основные понятия кинематики. Кинематика точки. | Содержание учебного материала | 4 | |
14 | Основные понятия кинематики. Кинематика точки. | 2 | 2 |
15 | Практическая работа№8 Кинематика точки. Простейшие движения твердого тела. | 2 | 2 |
Тема 1.7 Основные понятия и аксиомы динамики. | | Содержание учебного материала | 2 | |
16 | Основные понятия и аксиомы динамики. | 2 | 2 |
Тема 1.8. Работа, мощность и трение. | Содержание учебного материала | 6 | |
17 | Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении. Работа переменной силы на криволинейном пути. | 2 | 2 |
18 | Мощность. Работа и мощность при вращении КПД. Понятие о трении. | 2 | 2 |
19 | Практическая работа№9 Работа и мощность. Основные теоремы динамики. | 2 | 2 |
Раздел 2. Сопротивление материалов | 36 | |
Тема 2.1. Основные положения. | | Содержание учебного материала | 2 | |
20 | Основные положения сопротивления материалов. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Растяжение и сжатие. | Содержание учебного материала | 6 | |
21 | Растяжение и сжатие. | 2 | 2 |
22 | Практическая работа№10 Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений. | 2 | 2 |
23 | Практическая работа№11 Расчеты на прочность и жесткость при растяжении и сжатии. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Практические расчеты на срез и смятие. | Содержание учебного материала | 6 | |
24 | Практические расчеты на срез и смятие. | 2 | 2 |
25 | Практическая работа № 12. Практические расчеты на срез. | 2 | 2 |
26 | Практическая работа № 13. Практические расчеты на смятие. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений. | Содержание учебного материала | 6 | |
27 | Геометрические характеристики плоских сечений. | 2 | 2 |
28 | Практическая работа№14 Геометрические характеристики сечений, составленных из простых геометрических фигур. | 2 | 2 |
29 | Практическая работа№15 Геометрические характеристики сечений, составленных из стандартных прокатных профилей. | 2 | 2 |
| |
Тема 2.5. Кручение. | Содержание учебного материала | 6 | |
30 | Кручение. | 2 | 2 |
31 | Практическая работа№16. Кручение. Расчеты на прочность. | 2 | 2 |
32 | Практическая работа№17. Кручение. Расчеты на жесткость. | 2 | 2 |
Тема 2.6. Изгиб. | Содержание учебного материала | 6 | |
33 | Изгиб. | 2 | 2 |
34 | Практическая работа№18. Расчеты на прочность при изгибе, проектировочный расчет. | 2 | 2 |
35 | Практическая работа№19. Расчеты на прочность при изгибе, проверочный расчет. | 2 | 2 |
Тема 2.7. Гипотезы прочности и их применение. | Содержание учебного материала | 2 | |
36 | Гипотезы прочности и их применение. | 2 | 2 |
Тема 2.8. Устойчивость сжатых стержней. | Содержание учебного материала | 2 | |
37 | Устойчивость сжатых стержней. | 2 | 2 |
Раздел 3. Детали машин | 14 | |
Тема 3.1. Основные положения и общие сведения о передачах. | Содержание учебного материала | 2 | |
38 | Основные положения и общие сведения о передачах. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Фрикционные и ременные передачи. | Содержание учебного материала | 2 | |
39 | Фрикционные и ременные передачи. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Зубчатые и цепные передачи | Содержание учебного материала | 4 | |
40 | Зубчатые и цепные передачи. | 2 | 2 |
41 | Практическая работа № 20 Кинематический и силовой расчет многоступенчатого привода. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Валы, оси, муфты. | Содержание учебного материала | 2 | |
42 | Валы, оси, муфты. | 2 | 2 |
Тема 3.5. Подшипники. Опоры валов и осей. | Содержание учебного материала | 2 | |
43 | Подшипники. Опоры валов и осей. | 2 | 2 |
Тема 3.6. Соединение деталей. | Содержание учебного материала | 2 | |
44 | Соединение деталей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка к дифференцированному зачёту. | 4 | |
Итого | 92(88+4) | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет Технической механики.
Мебель и оборудование:
1. Доска классная
2. Стул и стол преподавателя
3 .Столы и стулья для студентов
4. Компьютер
5. Проектор.
Средства обучения:
1. Дидактические материалы (конспект лекций, методические указания к выполнению практических работ с заданиями, информационный материал, рабочая тетрадь студента).
2. Учебно-наглядные пособия (модели, плакаты, набор деталей машин, механических передач).
3. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, информационные справочные и поисковые системы, доступ к профильным web-сайтам).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основная литература:
1.Олофинская В.П. Техническая механика. Курс лекций.- М.: Форум,2012
2.Мовнин М.С. Основы технической механики [Электронный ресурс] : учебник / М.С. Мовнин, А.Б. Израелит, А.Г. Рубашкин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Политехника, 2016. — 289 c. — 978-5-7325-1087-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58853.html
3.Янгулов В.С. Техническая механика. Волновые и винтовые механизмы и передачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / В.С. Янгулов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 183 c. — 978-5-4488-0032-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66400.html
Дополнительная литература:
1.И.И. Мархель, Детали машин, М., изд. дом Форум-ИНФРА-М, 2008;
2.Т.В. Хруничева, Детали машин. Типовые расчеты на прочность», М., изд. дом Форум-ИНФРА-М, 2008
3.В.П. Олофинская, Техническая механика: Сборник тестовых заданий», М., изд. дом Форум ИНФРА-М, 2008
4.Олофинская В.П. Техническая механика. Курс лекций.- М.: Форум,2009
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.
Рабочая программа дисциплины «Техническая механика» ежегодно обновляется с учетом специфики подготовки специалистов, можно вносить дополнения и изменения содержания, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также лабораторных и практических занятий. При условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников, заложенных в стандарте. Все изменения вносятся по решению цикловых комиссий образовательных учреждений и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
При организации образовательного процесса, в условиях реализации компетентностного подхода, предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, индивидуальных и групповых проектов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен Знать: З1-виды движений и преобразующие движения механизмы; З2-виды износа и деформаций деталей и узлов; З3-виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; З4-кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; З5-методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; З6-методику расчета на сжатие, срез и смятие; З7-назначение и классификацию подшипников; З8-характер соединения основных сборочных единиц и деталей; З9-основные типы смазочных устройств; З10-типы, назначение, устройство редукторов; З11-трение, его виды, роль трения в технике; Уметь: У1- определять напряжения в конструкционных элементах; У2- определять передаточное отношение; У3- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; У4- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; У5- производить расчеты на сжатие, срез и смятие; У6- производить расчёты элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость; У7- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; У8- читать кинематические схемы. | Оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка за решение задач Оценка результатов стандартизированного тестирования сопоставлением с эталоном (ключом, модельным ответом). Оценка за защиту рефератов Оценка за подготовку сообщений и презентаций. |
6