Тема: Бюджет семьи.
Цель: познакомить с понятиями «бюджет», «доход», « расход», «экономия»;
научить рассчитывать доход семьи;
научить различать доходы и расходы;
коррекционные: развивать социальный опыт учащихся;
развивать умение обучающихся устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать уважительное отношение людям, зарабатывающим деньги.
Оборудование: компьютер.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прошу садится. Начинаем наш урок.
2.Пальчиковая гимнастика.
3.-Какое сегодня число?
-О чем сегодня будем говорить, мы узнаем прочитав тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями. Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; .И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету
-запишите число и тему. урока.
Данная тема очень важна для нас с вами, для того, чтобы как правильно , рационально вести свое домашнее хозяйство. В каждой семье есть семейный бюджет.
-Ребята, как вы думаете, что такое семейный бюджет?
4. Работа с понятиями:
Бюджет семьи- это доходы и расходы за месяц.
(Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.)
С чего складываются доход семьи? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату) Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)
- Детям платят детское пособие
- Дочь или сын учится в институте и за хорошую учебу получает : Что? (Стипендию)
- Что еще может приносить доход семье?
(дополнительные доходы- доходы с личного подсобного хозяйства. Доходы от собственности( сдача в аренду квартиры)
бумажник
– Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.
5.Расходы - это деньги, которые семья тратит за месяц.
Расходов в семье много, и их никак не избежать
- Какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? На питание, оплата за свет, газ, телефон, интернет)квартплата и др)
-Какие текущие расходы? (одежда, обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары)
Для того, чтобы рационально делать покупки, нужно: 1. Тщательно планировать покупки. 2. Составить список необходимых приобретений и иметь его при себе. 3.Постараться не поддаваться соблазну купить все под воздействием рекламы или красочной упаковки.
Расходы не должны превышать доход
Например---------------------------------
6. Просмотр мультфильма « Зима в Простоквашино»
_ Почему Матроскин поссорился с Шариком? ( потратил деньги не по назначению) что ему нужно зимой? Валенки, а он купил кеды. Вывод: тратить деньги на нужные вещи, не покупать бесполезные.. 5. Физминутка.
На вес золота, за бесценок, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, влетит в копеечку
(Дорого – делаем наклоны, дёшево – приседаем).
7. – Как можно сократить расходы? ( экономить электроэнергию, воду, газ, отказаться от дорогих вещей).
Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.
Закрепление.
1. Предлагаю распределить по столбикам доходы и расходы.
( квартплата, стипендия, зарплата, транспорт, питание, лечение, пенсия.)
Выходим к доске и прикрепляем карточки со словами в нужный столбик.
2.На парте картинки , вам нужно убрать продукты, которые можно было не покупать в целях экономии семейного бюджета.( Почему убрали именно эти продукты? ( Эти продукты вредны для здоровья.) 3.Задание. Посчитайте, чему равен доход семьи, если: (компьютер)
Папа получает зарплату-40 тыс;
Мама получает зарплату-30 тыс;
Бабушка получает пенсию-10 тыс.
Источники доходов семьи. Папа-зарплата; мама-зарплата, бабушка-пенсия.
Итог.
Задание: Ваша семья хочет купить машину. Денег не хватает. Как быть? ( Копить. Да . Каждый месяц надо откладывать деньги.
-Какова тема урока?
-Что такое семейный бюджет?
-Что такое доходы?
-Что такое расходы?
-Кто получает зарплату, пенсию, стипендию?
- Что нужно делать для того, чтобы доходов было больше?( хорошо работать, хорошо учится, экономить.)
Если останется время…..сейчас я предлагаю вам выполнить тест.
1 . Из чего складывается семейный бюджет?
А)из заработный платы папы, мамы, пенсии бабушки.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
а) расходы
б)проценты
в) доходы
3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:
а) доходы
б) расходы
в) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:
а) доходы больше расходов
б) доходы равны расходам
в) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
а) доходов
б) расходов
в) гонорара
Д.з Представьте, что вам подарили на день рождения 1000 р. На что вы потратите. Составьте план своих возможных расходов.