СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуально ли сегодня читать классическую литературу?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте рассуждают о том, почему молодёжь не читают книги. Актуально ли сегодня читать классическую литературу?

Просмотр содержимого документа
«Актуально ли сегодня читать классическую литературу?»











Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»



















Актуально ли сегодня читать классическую литературу?

Почему молодёжь не читает книги?











Выполнила:

Шерушова Карина,

обучающаяся 9 «Е» класса

МАОУ «Первомайской СШ»

Руководитель:

Авдонина В.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Первомайская СШ»





г. Первомайск

2022 г.

2

Оглавление:



1.Введение

  • Определение проблемы 3

  • Обоснование темы исследования и её актуальность 3-4

  • Цели исследования 4

  • Задачи исследования 4

  • Объект исследования 4

  • Предмет исследования 4

  • Гипотеза исследования 4

  • Метод исследования 4

  • Новизна исследования 5

2. Теоретическая часть 5

  • Роль книги в жизни детей 6

  • Зачем нужно читать книги 6

  • Как заставить ребёнка читать 6

  • Что нельзя делать, чтобы ребёнок читал 6

  • Советы известных писателей 6-7

  • Произведения художественной литературы о роли книги 7

3. Практическая часть 8-11

4. Выводы 11

5. Практические рекомендации 11

6. Заключение 12

7. Биографический список использованных источников 13







3

Введение



Актуально ли сегодня чтение художественной литературы? Являются ли герои книг идеалом для подражания, а их поступки-поводом для

размышления? Строит ли современный школьник свою жизнь, помня заветы великих классиков?

Задумываясь над этим вопросами, чаще приходишь к неутешительным выводам: художественная литература в своей читающий (когда – то!) стране давно перестала волновать, воспитывать, формировать идеалы молодого поколения.

Сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие люди. Но именно сегодня русская классическая литература не востребована молодёжью.

Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и (к сожалению!) готовых сочинений, ответов.


Определение проблемы


Выявленные противоречия дают возможность сформулировать проблему исследования: «Актуально ли сегодня читать классическую литературу?»



Обоснование темы исследования и её актуальность


Выступая в Москве на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны. Он также обнародовал статистические данные, согласно которым россияне в среднем уделяют время чтению книг всего 9 минут в день.

Путин также выразил озабоченность тем, что снижение роли чтения в обществе сказывается на общем падении уровня культуры, а также ведёт к пренебрежению правилами русского языка. Президент выразил тревогу в связи с распространением безграмотности.

«Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, а сейчас есть другие возможности. А раньше практически почти только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же, правильно говорить. Поскольку именно в литературном тексте живет и создается язык», — сказал Путин.

4


Существует мнение, что в 21 веке чтение - это лишь трата времени. Однако есть много людей, которые вряд ли откажутся от книг. Я считаю, что несмотря на технический прогресс, чтение будет актуально всегда.

- Почему же молодёжь неохотно и мало читают?

- Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?

- Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще?

- Как возродить интерес школьников к литературе?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы попытались составить читательское досье своего класса.

Цели исследования

  1. Выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.

  2. Повысить интерес учащихся к чтению.

  3. Результат своей работы представить в виде презентации.

Задачи исследования

1. Выяснить роль книги в жизни учащихся

2. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.

3. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.

4. Доказать значимость и актуальность чтения.

Объект исследования

Ученики 9 е

Предмет исследования

Предметом нашего исследования является чтение, широта кругозора и уровень нравственности учеников.

Гипотеза исследования: если школьник будет больше читать классической литературы, размышлять о поступках героев, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.

Метод исследования

  1. Метод изучения и анализ литературы;

  2. Метод сравнения;

  3. Метод изучение и обобщение сведений.


5


Новизна исследования

Миф о том, что книги - это неинтересно, распространён и многие люди искренне верят в него, хотя ни разу не пробовали искать интересную для себя литературу. Вина в том, что люди стали реже читать



Теоретическая часть

Роль книги в жизни детей.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где ложь, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции.

XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий. Но у книги гораздо больше преимуществ. Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является одним из факторов формирования такой личности. Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др., помогают читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о добре и зле. Книга, как источник информации, как средство познания, как инструмент общения между людьми, обладает огромной притягательной силой. Например, приступая к чтению романа, рассказа мы сами представляем своего героя, его одежду, движение, взгляды. А кино и телевидение предлагают уже готовый образ, и мы уже не можем фантазировать. А чтение книг предполагает работу мыслей. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.





6

Зачем нужно читать книги?

Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная. (Пушкин А.С.)

1. В книге содержится большой опыт и знания других людей.

2. Литературные произведения формируют мировоззрение человека, расширяют кругозор.

3. Книги способствуют интеллектуальному развитию.

4. Книги позволяют найти ответы на многие вопросы жизни.

5. Чтение развивает память.

Чтение специально подобранных книг может улучшить физическое и психологическое состояние человека. Читать книги очень полезно!



Как заставить ребёнка читать?

Молодёжь берёт пример с окружающих их людей, родителей, соседей, друзей. Значит, если не читают взрослые, значит не читает молодёжь? Многие родители задаются вопросом, как заставить ребёнка читать? И я нашла ответ!

1. Предложите ребёнку правильную книгу.

2. Познакомьте с кратким содержанием.

3. Читать вслух ребёнку можно и даже нужно.

4. Обращайте внимание на главных героев.

5. Обращайте внимание на книгу с иллюстрациями.

6. Нужно сравнивать книгу с экранизацией.


Что нельзя делать, чтобы ребёнок читал?

Вот памятка:

Нельзя заставлять читать насильно.

Нельзя выбирать книги для ребёнка, пока он/она вас об этом на просили.

Нельзя заставлять читать трудные книги (если ребёнок маленький)

Нельзя критиковать ребёнка, если он старается читать.

Поощряйте, поддерживаете и улучшение наступит быстро.

Нельзя прекращать чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

Нельзя сравнивать уровень чтения ребёнок с другими детьми.


Советы известных писателей:


Как говорил С. Я. Маршак: «Хочется сказать одно: читайте! Подойдите в бездомный океан, погрузитесь с головой и взывайте к небесам вместе с героями книги! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читатель! Люди читающие, несите окружающих свою любовь к литературе, чтобы с любовью к чтению зажигались всё новые и новые сердца!



7

Андре Моруа о чтении:

«Есть только одно средство стать культурным человеком-чтение».

«Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».

«Книги-это двери, распахнутые в чужие души».


Не читайте, что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление. И.С. Тургенев


Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо. Николай Карамзин

Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. Александр Блок

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. Константин Ушинский

Произведения художественной литературы о роли книги.

А. Грин «Зелёная лампа».

-Бедняк Джон Ив, посвятивший своё время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.

В. Каверин «Два капитана».

- Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится популярным лётчиком), поэтому очень много читает книг о путешественников.

И. Тургенев «Ася».

-Характер Аси во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня - Татьяна Ларина. Она даже первая признаётся в любви, как и пушкинская Татьяна.

М. Горький «Детство», «В людях».

-Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»

8

Практическая часть проекта

Читательское досье учащихся 9е класса


Сегодня многие школьники не читают книги и не хотят читать. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

По каким причинам молодые люди не читают книги? Нехватка времени, огромное количество развлечений и дороговизна книги являются причинами, которыми молодёжь объясняет утрату интереса к чтению книг. Однако если мы подробно рассмотрим все эти три причины, то поймём, что для того, кто любит читать книги, они не являются преградой. Во-первых, стоит отметить, что каждый день большая часть времени каждого человека проходит впустую. Книга может отлично заполнить эту пустоту. Во-вторых, в отличие от множества современных увлечений, которые только отнимают время, чтение книг имеет массу преимуществ. В конце концов, чтение в библиотеке может значительно удешевить доступ к книгам. Итак, можно утверждать, что названные причины являются всего лишь отговорками, которые вызывают вопрос: Почему же молодые люди 21 века не читают книги? Для того, чтобы выяснить это, мы провели анкетирование среди учащихся 9е класса. В опросе приняли участие 20 человек. И вот, что из этого вышло:

-нет желания-53%

-существует Интернет (зачем мне, тогда читать?) -30%

-нет времени-17%


У большинства молодёжи нет желания читать книги, но всё же есть молодые люди, которые любят читать. Какие же книги предпочитают читать мои сверстники?

Вот результаты:




9



Сколько времени молодые люди отводят на чтение книг?



-нисколько-11 %

-менее часа -39%

-1-2 часа -44%

-
более 3х часов -6%


10

Какие книги читает молодёжь?


А. Бумажные. Б. Электронные

-40% -60%


Большая часть опрошенных 60% отдают предпочтение электронным книгам, но всё же есть люди, которые любят читать бумажные 40%.

В наше время одинаковую значимость имеют бумажные и электронные книги. В 20 веке было популярно посещать библиотеки, ведь не у всех людей были собственные книги. В наше время тоже актуально посещать библиотеку. Библиотека -это не только место, где хранится много книг, которые можно взять и через определённый срок вернуть. Библиотека разными способами помогает приобретать знания, учиться, работать.

Сейчас популярны электронные книги. Книги находятся прямо в твоём телефоне! Раньше это было что –то из фантастики, а сейчас обычное

явление. Электронные книги будут совершенствоваться, но бумажные также будут пользоваться спросом, потому что книгоиздатели всё ещё успешно борются за внимание читателей, соперничают с телевидением, кино, Интернетом. Люди будут по – прежнему любить носить с собой бумажные книги, особенно люди старшего поколения. Это происходит потому, что бумажная книга очень простая и понятная. Её трудно сломать, не садится батарейка.

Какие жанры книг любят читать молодёжь?

-мистика -18 %

-фэнтези-10 %

-фантастика-10%

-детективы-11%

-приключения -27%

-роман -24%

Больше всего молодые люди читают приключения, а почему? Незаменимой составляющей приключенческого жанра являются чувства азарта и интриги. Ведь для всех нас свойственны страх и сопереживание.

Какие книги популярны среди молодёжи? Я составила рейтинг самых читаемых книг.

1.М.А Булгаков «Собачье сердце», ,,Мастер и Маргарита''.

2.Эрих Мария Ремарк «Три товарища ''.

3.Маркес ,,Сто лет одиночества ''.

4.Дж.К.Роулинг ,,Гарри Поттер и философский камень''.

5.Н.М.Каримзин,,Бедная Лиза ''.

6.Гёте ,,Фауст''.

7.А.С .Пушкин ,,Евгений Онегин'' .

8.А Грин ,,Алые паруса ''

9.А.Набоков ,,Лолита''.

10.Э. Хемингуэй ,,Старик и море''.

11

Список книг самых разнообразных от зарубежный писателей до российских классиков. На первом месте стоит русское произведение ,,Мастер и Маргарита ''. Всё - таки молодёжь предпочитает классику. Остаётся надежда, что читающих людей станет больше.

Молодёжь читает книги не только по школьной программе, но и по внеклассному чтению. Я опросила своих одноклассников, какие книги они читают вне школы и вот,что из этого вышло:

1. «Из моего окна» Ариана Годой

2. «Будка поцелуев» Бэт Риклз

3. «Лето в пионерском галстуке» Катерина Сильванова

4. «Железное сердце» Дженнифер Доннелли

5. « Жестокий принц» Холли Блэк

6. «1000 поцелуев, которые невозможно забыть» Тилли Коул

7. «50 оттенков серого» Э.Л Джеймс

8. «Рейк» Скрибблер Александр

9. «Анна Каренина» Лев Толстой

10.«Игра на выживание» Лорен Оливер

11. «Жажда жизни» Ирвинг Стоун

Вывод:

С мнением, что последняя четверть века книга и чтение потеряли свои позиции нельзя не согласиться. Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция. Если всё будет идти так, как сейчас, то через 20 лет мы придём к тому, что молодёжь будет безграмотна. Грамматические ошибки в переписке в социальных сетях и на письме стали нормой. И это в некогда самой читаемой в мире стране!

Школьники читают только, что задано на уроке и очень редко пользуются дополнительной литературой. Но для некоторых учеников наша работа не прошла бесследно, и они наконец осознали, что чтение необходимо для того, чтобы узнавать много нового, развивать фантазию и воображение, учиться мыслить, развивать логику и просто интересно проводить время.

Классическая литература влияет на людей положительно. Она открывает для нас что - то новое, необычное. Прочитав произведения писателей- классиков, мы черпаем оттуда умные мысли и жизненный опыт. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль советчика и источника знаний о жизни.


12

Практические рекомендации

Интересные факты о чтении.

- Книга снижает стресс. Чтение расслабляет и успокаивает.


- Читающие люди меньше страдают от плохого настроения.


- Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.


- Чтение защищает от болезни Альцгеймера. Её главные признаки — нарушение памяти и речи, потеря способности ориентации, утрата навыков самообслуживания. 


-При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.


- Чтение улучшает мозговую активность, воображение и творческие способности, повышает интеллект.


-Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведём себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.


-Чтение придаёт уверенности.



Заключение.

В наше время молодёжь всё меньше и меньше читает и не старается в чём -то походить на героев классической литературы, которым свойственно много хороших качеств, например: доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, людям, уважение, терпение, старание и многое другое.

Школьники в основном читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом кое-что из рекомендованного списка литературы. И всё чаще наши сверстники стремятся к благополучию для себя, а не для окружающих людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперёд.



13

Литература

  1. «Проектная действительность учащихся» /Сост.Г.В. Цветкова

  2. https://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-knigi-ot-drevnosti-do-nashih-dney/

  3. https://moluch.ru/th/4/archive/81/3071/

  4. https://uznayvse.ru/interesting-facts/10-faktov-o-chtenii-kotorye-vozmozhno-proshli-mimo-vas.html

  5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».

  6. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.

  7. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г. Хомо Легенс

  8. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г. И.Я.Линкова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!