Актуальность, основные проблемы и тенденции внедрения Концепции
Концепция развития географического образования в Российской Федерации – 2016 (далее – Концепция) своевременна, и ее принятие чрезвычайно актуально.
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты.
Главная цель Концепции – устранение существующих недостатков в системе географического образования и ее адаптация к запросам современного общества.
В соответствие с Концепцией, география является одной из основополагающих школьных дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко- культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.
В Концепции провозглашается и закрепляется та роль и значение школьной географии, которую этот предмет должен по праву и достоинству иметь в системе школьного образования. Увеличивается не только количество часов, но и изменяется качественная и содержательная сторона преподавания географии. Закрепляется обязательность сдачи ОГЭ и ЕГЭ по географии обучающимися, что способствует повышению качества географического образования в нашей стране.
Концепция провозглашает преемственность изучения географии на разных ступенях образования. В соответствии с этой преемственностью, с учетом большой мировоззренческой роли географии, видится необходимым введение элементов географического образования в дошкольные учреждения. Особое внимание должно быть уделено изучению предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Необходимо провести экспертизу его содержания на предмет соответствия ФГОС начального общего образования и ФГОС общего образования (рассматривать как пропедевтический курс), а также выявления и исправления фактических ошибок, которые могут повлиять на процесс получения географического образования в основной и средней школе.
Ступень основного общего образования является одним из ключевых направлений реализации Концепции, где предполагается переработка и усиление курсов «География России» и «География родного края» в системе школьного географического образования.
Это потребует соотнесения с ФГОС основного общего образования и переработки Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Требует осмысления, анализа и экспертизы УМК по географии на предмет возможного их использования при реализации Концепции, т.к. имеющиеся УМК разные по содержанию, оформлению и учебно-методическому обеспечению. Необходима разработка качественных мультимедийных учебников и пособий, помогающих части особо подготовленных учащихся самостоятельно усваивать географические знания.
Важен акцент авторов концепции и на проблему отсутствия географии в качестве вступительных испытаний на экономические специальности и направления подготовки в вузах России. Очевидным является то, что основой экономики любой территории являются географические факторы, процессы и закономерности, в связи с чем именно возвращение географии в качестве ЕГЭ на экономические факультеты является не только научной, но и практической необходимостью. Возможно, с внедрением Концепции география как предмет будет возвращена в качестве обязательного вступительного испытания при приеме на обучение в вузах по ряду специальностей/направлений подготовки: «Экономика» (38.03.01), «Туризм» (43.03.02), «Международные отношения» (41.03.05) и др. Это потребует соответствующих изменений в правилах приема в учреждения высшего профессионального образования и в перечне вступительных испытаний. В этой связи должен быть соответствующим образом пересмотрен, прежде всего, базовый уровень обучения на ступени среднего общего образования. Пересмотра потребует и углубленный (профильный) уровень, который призван «обеспечивать выпускников школ необходимым объемом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям) географического цикла (океанология, метеорология, гидрология, картография, военная подготовка, геоэкология), а также смежным с ними (экология, природопользование, землеустройство, геология) и другим профильным специальностям».
В системе дополнительного профессионального образования потребуется проведение масштабных курсов повышения квалификации учителей географии в сфере подготовки к реализации предметной Концепции (по разным направлениям, включая работу с родителями и с детьми с особыми образовательными потребностями). Возможно, потребуется провести также повышение квалификации воспитателей дошкольных учреждений на предмет введения элементов географического образования для формирования основы полноценного восприятия программ начального, основного и среднего общего образования.
Таким образом, для внедрения Концепции развития географического образования в Российской Федерации существует базовый перечень нормативных документов, который требует уточнений, дополнений и соответствующих корректировок. Реализация Концепции предполагает:
разработку нового стандарта школьного географического образования;
разработку требований к структуре учебно-методического комплекса по географии с последующим проведением конкурса и созданием ограниченного числа линеек учебников по географии;
подготовку предложений по изменению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
разработку содержательных минимумов понятий, терминов и географической номенклатуры для соответствующих уровней географического образования;
подготовку предложений по уточнению примерных основных образовательных программ.
Внедрение Концепции потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей географии, координации деятельности предметной ассоциации, пересмотра подходов к организации и структуре основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии.
Это будет регулироваться приказами и инструктивно-методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющими особенности реализации обучения школьников на конкретном уровне образования, а также требования к материально-техническому оснащению предметной области, кадровому составу педагогов.
Имеющийся перечень нормативных правовых документов определяет норму педагогической и образовательной нагрузки при внедрении Концепции в образовательную практику, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать финансовое и информационно-техническое обеспечение работы в данном направлении.
Важная роль на этапе внедрения Концепции отводится научно-методическому сопровождению деятельности учителя географии и включает комплекс информационных, технологических и педагогических ресурсов, взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, способствующих его профессионально-личностному развитию не только на этапе внедрения Концепции, но и на протяжении всей профессиональной деятельности.