СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.01.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные аспекты работы со студентами «группы риска»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа авторов Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО: Касаткина Т.А., начальник службы образовательной деятельности и научно-методического сопровождения, Алехина Е.А., педагог-психолог

Просмотр содержимого документа
«Актуальные аспекты работы со студентами «группы риска»»

Актуальные аспекты работы со студентами «группы риска»


Группа авторов Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО: Касаткина Т.А., начальник службы образовательной деятельности и научно-методического сопровождения, Алехина Е.А., педагог-психолог


Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование учебного заведения от детей с трудной судьбой, что приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Данная категория нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой она оказалась, а с другой – на минимизацию ее социальных,

психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми «группы риска», требует участия в этой деятельности разных специалистов. В Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО данная проблема решается в соответствии с Порядком работы со студентами «группы риска», разработанным педагогическим коллективом и внедренным в работу со студентами «группы риска» с сентября 2014г.

В 2019г. данный Порядок работы со студентами «группы риска» была внедрена форма работы – наставничество, как направление работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании и формировании законопослушного поведения несовершеннолетних.

Наставничество (шефство) – форма индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, посредством закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия, являющегося для несовершеннолетнего авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним взаимные доверительные отношения и быть для него положительным примером, в том числе, в совместной позитивной деятельности в различных жизненных сферах.

Одним из основных направлений деятельности в филиале академии (далее-филиала) является профилактическая работа со студентами, относящимися к «группе риска». Работа со студентами «группы риска» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 185 от 15 марта 2013 г., Программой профилактической работы в Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО, Программой социально – психологической адаптации студентов нового набора, Программой коррекции нарушений поведения студентов с асоциальной и делинквентной направленностью поведения, Правилами внутреннего распорядка студентов, Правилами внутреннего распорядка студенческого общежития, Положением о кураторе учебной группы и настоящим Порядком.



Выявление и учет студентов «группы риска»

Выявление и учет студентов «группы риска» осуществляется куратором учебной группы, социальным педагогом, психологом, воспитателем общежития и заведующими отделениями.

Куратор учебной группы в начале учебного года путем наблюдения, проведения анкетирования и индивидуальных бесед с обучающимися и родителями (законными представителями) изучает особенности развития, состояние здоровья студентов, анализирует проблемы в обучении и выявляет, кто из студентов:

  • состоит на учете ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) и причину постановки;

  • состоит на учете Комиссии по делам несовершеннолетних(при администрации);

  • в каких семьях и условиях проживают данные студенты.

Куратор обращает особое внимание на следующие группы социума:

  1. Студенты, воспитывающиеся одним из родителей;

  2. Студенты из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  3. Несовершеннолетние правонарушители. Студенты, состоящие на учете в ПДН;

  4. Студенты, у которых проявились симптомы эмоционального неблагополучия и учебной дезадаптации;

  5. Студенты, проявляющие нестандартное поведение; 6.«Трудные» студенты (трудно поддающиеся воспитанию);

7. «Девиантные подростки» (студенты, с отклонения в поведении которых носят постоянный характер).

На основании полученных данных куратор учебной группы заполняет Личную карточку студента дневного отделения и вкладывает ее в Портфолио куратора.

Ежегодно в сентябре текущего учебного года куратор составляет социальный паспорт группы, список студентов, относящихся к «группе риска» и предоставляет информацию социальному педагогу.

Социальный педагог филиала совместно с педагогом-организатором на основании предоставленных куратором сведений составляет социальный паспорт филиала и формирует общий список студентов «группы риска» на текущий учебный год.

Педагог-организатор разрабатывает план работы со студентами «группы риска» на текущий учебный год.

Социальный педагог совместно с куратором заводит на студента,

относящегося к «группе риска», Личную карточку студента дневного отделения в электронном виде. Социальный педагог ежемесячно отслеживает пополнение карточки куратором, заведующими отделениями, начальниками отделов и служб и докладывает о проделанной работе на совещании службы образовательной деятельности и научно-методического сопровождения. При необходимости куратор разрабатывает план индивидуальной работы с обучающимися «группы риска».


Организация и ведение профилактической работы со студентами «группы риска»

Со всеми обучающимися, находящимися в «группе риска», проводится индивидуально-профилактическая работа:

Организует индивидуально-профилактическую работу с обучающимися

«группы риска» педагог-организатор согласно ежегодным планам работы отдела, планам совместных мероприятий и плану работы со студентами

«группы риска».

Педагог-организатор осуществляет взаимодействие филиала с организациями – социальными партнерами (МБУК «Сафоновская районная централизованная библиотечная система» МО «Сафоновский район» Смоленской области, с КДН и ЗП МО «Сафоновский район», с ОПДН ОУУП и ПДН МО МВД России «Сафоновский», с военно – патриотическим объединением «Боевое Братство» и др.) по вопросу профилактической работы со студентами «группы риска».

Социальный педагог сотрудничает с органами правопорядка и социальной защиты, семьей, корректирует работу кураторов, вовлекает студентов в досуговую деятельность, анализирует и организует занятость обучающихся в каникулярное время. Социальный педагог отвечает за планирование индивидуальной работы со студентами «группы риска», сотрудничество с комиссией по защите прав детей, написание представлений, ведение личных карточек студентов дневного отделения; является секретарем Совета по профилактике.

Социальный педагог информирует КДН и ЗП МО, ОПДН ОУУП и ПДН МО МВД России в отношении категории студентов из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолог проводит психодиагностику студентов, изучает личность студента «группы риска» с целью выявления нравственных ориентаций подростка. Психолог консультирует кураторов по результатам диагностических исследований, разъясняет, какую диагностическую, коррекционно- развивающую работу необходимо проводить со студентами «группы риска» и

их родителями, со студентам, состоящим на учете ПДН, Совета профилактики правонарушений, Комиссии по делам несовершеннолетних. Психолог систематически посещает общежитие филиала и проводит индивидуальную профилактическую работу со студентами «группы риска». Психолог оказывает помощь куратору в проведении тематических часов куратора, таких как: «Как избежать конфликта», «Ладная семья», «Мой выбор – жизненный успех»,

«Уроки нравственности», «Как победить свой страх» и т.д.

Куратор группы взаимодействует с педагогами, родителями, изучает личность студента «группы риска» анализирует полученный результат. В случае необходимости (по запросу КДН, ПДН) куратор пишет характеристику на студента. Совместно с руководителем физвоспитания куратор группы привлекает студентов к участию в мероприятиях, секциях. Куратор группы находится в постоянном контакте с родителями, своевременно сообщает администрации о сложных ситуациях в семьях.

Куратор ежедневно контролирует посещаемость студентов «группы риска» с выяснением причины пропуска. В случае пропуска занятий и/или отдельных уроков, куратор выясняет причины отсутствия у обучающегося и предупреждает родителей (законных представителей) о необходимости усиления контроля за поведением студента и посещаемостью учебных занятий. Куратор совместно с менеджером группы ведѐт ведомость учѐта посещаемости, в которой менеджер ежедневно отмечает наличие студента на занятиях.

Заведующий отделением, совместно с кураторами, в случае пропуска студентом учебных занятий без уважительных причин, в письменной форме предупреждают родителей студентов об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и получению образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Заведующий отделением в отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования студента, в письменном виде, информируют КДН и ЗП МО, ОПДН ОУУП и ПДН МО МВД России (ст. 9 Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Постановка студента «группы риска на внутренний учет и снятие с него

Причинами постановки на внутренний профилактический учет филиала могут быть:

  • нарушение правил внутреннего распорядка филиала;


  • не посещающие и/или систематические пропуски без уважительных причин учебных занятий в образовательных организациях; систематически самовольно уходящие из семьи;

  • драки, грубость, сквернословие;

  • курение;

  • замеченные в употреблении наркотических веществ без

назначения врача, употребляющие токсические и одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

  • порча государственного или личного имущества;

  • издевательства над студентами другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, унижение и издевательства над более слабыми студентами;

  • совершение общественно опасного деяния и не подлежащие уголовной

ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

  • совершение правонарушения, повлекшего применение меры административного взыскания, либо совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

За обучающимися (несовершеннолетними), относящимися к перечисленным категориям, установленным статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» назначается наставник-куратор.

Наставничество может быть назначено в отношении других категорий несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутреннем профилактическом учете образовательных организаций.

Наставник прекращает шефскую деятельность в следующих случаях:

  • выполнение плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, позволившее достичь положительного воспитательного воздействия;

  • достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;

  • изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный пункт);

  • иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической (шефской) деятельности.

Постановка на учет студента возможна


  • о заявлению куратора;

  • по заявлению администрации;

  • по данным полиции или комиссии по делам несовершеннолетних за деяния, совершение которых приводит к административной или уголовной ответственности.

Для постановки студента на внутренний учет Совета по профилактике правонарушений филиала необходимо предоставить:

  • заявление куратора;

  • характеристику на студента;

  • акт посещения студента на дому;

  • справку о профилактической работе куратора со студентом;

  • выписку оценок за текущий семестр.

При поступлении подобного заявления, секретарь Совета профилактики правонарушений оформляет уведомление родителям (законным представителям студента) о приглашении их на заседание.

Уведомление отдается куратору для передачи его родителям (законным представителям), в случае болезни куратора секретарь доставляет уведомление сам.

В случае неявки родителей на заседание Совета профилактики правонарушений вопрос рассматривается без присутствия родителей. При принятии положительного решения по заявлению куратора студента ставят на внутренний учет филиала и секретарь «Совета» отправляет официальное уведомление о постановке студента на учет. Председателем Совета профилактики правонарушений совместно с куратором по необходимости разрабатывается план профилактической работы с данным студентом.

В случае отсутствия студента, состоящего на учете Совета профилактики правонарушений на учебных занятиях без уважительной причины куратор, заведующий отделением, социальный педагог, педагог-организатор сразу вызывает его родителей. Если пропуски занятий, неудовлетворительная подготовка к ним становятся систематическими, студенты с родителями вызываются на заседание Совета профилактики правонарушений, где рассматриваются вопросы:

  • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

  • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы,

невыполнение заданий, отказ от работы на занятиях).

Совет профилактики правонарушений имеет право:

  1. Ходатайствовать перед администрацией:

  • о вынесении выговора студенту;

  • о вынесении благодарности студенту;

  • об установлении срока сдачи задолженностей по дисциплинам и осуществлении контроля за их выполнением.

  1. Ходатайствовать перед Комиссией по делам несовершеннолетних (при администрации):

  • о проведении профилактической работы со студентами, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно- воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

  • о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетних студентов, совершивших деяние, за которое установлена административная ответственность;

  • об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетних студентов, состоящих на профилактическом учете или попавших в социально-опасное положение;

  • об исключении студента из филиала , о переводе его на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;

  • о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего студента;

  • о постановке студента на учет в полицию.

По результатам профилактической работы, в случае необходимости получения помощи, Совет по профилактике правонарушений может обращаться в органы внутренних дел с ходатайством:

  • о постановке на учет в полицию;

  • о внеплановом посещении семьи несовершеннолетнего студента с представителями органов полиции (в социально опасные семьи);

  • о внеплановой беседе со студентами представителями органов внутренних дел и т.д.

Снятие студента с внутреннего профилактического учета филиала

Результатом профилактической работы является снятие студента с внутреннего профилактического учета филиала. Для этого необходимо предоставить секретарю Совета профилактики правонарушений филиала следующие документы:

  • заявление куратора;

  • ходатайство актива учебной группы;

  • характеристику на студента;

  • справку о проведенной профилактической работе с указанием достигнутых результатов;

  • выписку оценок из журнала группы.

Председатель Совета по профилактике правонарушений готовит аналитическую справку с обоснованными выводами.

На заседании Совета по профилактике правонарушений по вопросу о снятии с внутреннего учета филиала несовершеннолетнего студента, приглашаются уведомлением родители. В некоторых случаях можно вручить благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи студенту, в преодолении возникших трудностей. Необходимо также отметить результативную работу самого студента.

Меры дисциплинарного взыскания к студентам, относящимся к «группе риска»

К студентам «группы риска» за пропуски занятий без уважительных причин, невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки, невыполнение или ненадлежащее выполнение студентами обязанностей, предусмотренных Уставом академии, аморальное поведение могут быть применены дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, постановка на внутренний учет Совета профилактики правонарушений филиала, отчисление из образовательной организации.

До применения дисциплинарного взыскания куратор, заведующий отделением, в обязательном порядке, берет с обучающегося письменное объяснение. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

На основании предоставленной объяснительной записки и с согласия Студенческого совета филиала заведующие отделениями готовят приказ (распоряжение) «О дисциплинарном взыскании». После подписания приказа (распоряжения) директором филиала или лицом его заменяющим куратор группы доводит приказ (распоряжение) до обучающегося под роспись, и до родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося [1, с. 1–15].

Анализ результатов работы со студентами «группы риска»

В филиале академии проведен анализ профилактической работы со студентами «группы риска» за 3 года. В результате исследования было



выявлено, что с 2017–2018 учебного года количество обучающихся «группы риска» сократилось с 19 до 13 человек, студентов состоящих на учете в ОПДН ОУУП ПДН сократилось с 5 обучающихся до 2, в КДН и ЗП на учете состоит 1 студент.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что данный Порядок работы со студентами «группы риска» эффективен и может использоваться как положительный педагогический опыт.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя