СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данных методических рекомендациях мы попытались обобщить, систематизировать и описать известные виды и формы внеурочной деятельности по истории, представить технологии их проведения.
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Свердловской области
«Институт развития образования»
Нижнетагильский филиал
Кафедра педагогики и психологии
М.В. Гонцова, Г.Н. Семенова
Актуальные подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового УМК по отечественной истории
Методические рекомендации
Нижний Тагил
2016
ББК 00
00
Рецензенты:
Уколова О.С.,
Мельникова Е.В.,
Авторы-составители: М.В. Гонцова, Г.Н. Семенова.
Актуальные подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового УМК по отечественной истории. Методические рекомендации / Нижнетагильский филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра педагогики и психологии. – Нижний Тагил : НТФ ИРО, 2016. – 00 с.
ББК 000
© НТФ ИРО, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………..…………………4
Раздел 1. Концептуальные вопросы исторического образования в контексте реализации нового УМК по отечественной истории…………….……….……5
Раздел 2. Методические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в 5-11 классах…………………………………………………………
Раздел 3. Организация проектной деятельности по истории…………………..
Заключение
Список рекомендуемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
В данных методических рекомендациях представлены основные аспекты организации мероприятий в рамках внеурочной деятельности, а также раскрывается сущность и содержание проектной деятельности по истории.
Концептуальные вопросы исторического образования в контексте реализации концепции нового УМК по отечественной истории
В настоящее время происходят серьезные изменения в сфере исторического образования. Реализация федерального государственного стандарта основного общего образования, а также нового учебно-методического комплекса по истории России, включающего Историко-культурный стандарт, влечет за собой пересмотр сложившейся методической системы образования и выдвигает перед учителем истории новые задачи, связанные с организацией урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляет совершенно новые требования к выпускнику, развитию его личности, его духовного мира, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи для формирования потребностей, мотивов и типов поведения обучающихся в правовом государстве. Эти требования влияют на цели и содержание образования в области общественных наук.
История сегодня – один из важнейших предметов, представляющих собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, позволяющее реализовать задачи формирования национальной идентичности.
Необходимость реформирования исторического образования в школе обусловлена вызовами (трендами) истории как науки:
Развитие мировой исторической и отечественной исторической науки, накопление новых исторических знаний.
Широкая доступность исторической информации по причине революционного развития ИКТ-технологий и средств современной коммуникации, как следствие – возросший общественный интерес к событиям прошлого, значительное количество тематических сайтов в сети Интернет, большое количество авторских программ на телевидении, обилие публикаций по спорным вопросам отечественной истории в прессе и т.п.
Необходимость в принципиальной оценке событий прошлого, определении основных подходов к преподаванию отечественной истории в современной школе в контексте сочетания указанных «сложных вопросов», вызывающих острые дискуссии в обществе, с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Необходимость формирования у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Формирование у обучающихся единства знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности - личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов «Всеобщая история» и «История России» в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Ответом на эти вызовы стала разработка одного из самых обсуждаемых социально-образовательных проектов – Историко-культурного стандарта (ИКС). Представленный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
В проекте ИКСа нашла свое отражение проблема формирования планируемых результатов освоения обучающимися образовательных программ по истории (См. Приложение 1). Указанные в таблице группы планируемых результатов современного школьного общего исторического образования по мысли автором проекта ИКС необходимо и возможно эффективно формировать с помощью основного организационного механизма – концепции нового УМК по истории России.
Новый УМК по истории России в соответствии с ИКС позволяет:
обеспечить синхронизацию российского исторического процесса с общемировым;
обеспечить реализацию нового подхода к истории российской культуры как непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.
Реализация ИКС средствами новых УМК по истории России прямо соотносится с основными направлениями реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО:
формированием российской гражданской идентичности обучающихся;
обеспечением единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП ООО и ООП СОО;
сохранением и развитием культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацией права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Методологической основой современного школьного исторического образования является системно-деятельностный подход, а концептуальными основами ИКС являются:
Культурно-антропологический подход | В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В ИКС наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки. |
Этнокультурный компонент: история страны через историю региона | В ИКС усилен акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России будет сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной, которые будет необходимо включить в ООП ООО и ООП СОО и затем и в РП педагогов. |
Сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам и явлениям | Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность обучающихся на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен УМК, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа обучающихся может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий. |
Учебник как навигатор | В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать обучающихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению обучающихся исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно наличие в тексте самого учебника исторических источников, раскрывающих суть событий через яркие и запоминающиеся образы. |
Разработка концепции нового УМК по отечественной истории является важным шагом в модернизации системы школьного исторического образования. Она опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.
Учитывая цели, основные задачи разработки концепции нового УМК по истории России, можно предположить следующие тренды в формировании УМК:
Цели, основные задачи разработки нового УМК по отечественной истории обуславливают его концептуальные положения:
1. Ключевым звеном УМК по отечественной истории является понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Изложение материала в учебнике направлено на формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Важную часть комплекса составляют творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления обучающихся.
2. В УМК прослеживается патриотическая основа исторического изложения - воспитание у молодого поколения гордости за свою страну, осознания ее роли мировой истории. Особый акцент: Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. войны. Особое внимание наряду с военными подвигами народа уделено достижениям страны в других областях: освоение громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.
3. Россия представлена как крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим в УМК расширен объем учебного материала по истории народов России, делается акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами.
4. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом сделан акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества.
5. Увеличено количество учебных часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Культура не остается на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и др.
Модернизация школьного исторического образования предполагает построение исторического образования по уровням общего образования следующим образом:
Уровень общего образования | Ведущие подходы в преподавании истории |
Начальное общее образование (3-4 классы) | Историческая пропедевтика Социализация обучающихся путем формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности. В пропедевтических курсах история предстает во взаимосвязи истории страны и истории города, своей семьи. Дополнительные возможности: курсы внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении НОО в структуре ООП НОО, развитие межпредметных связей |
Основное общее образование (5-9 классы) | Базовые систематические курсы истории России и всеобщей истории Формируются базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов, социальных групп, история семьи и человека и т.д. Это способствует самоидентификации обучающихся как граждан своей страны, области, города, членов определенных этнических и религиозных групп. Обучающиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края. |
Среднее общее образование (10-11 классы) | Дифференцированный характер изучения истории В соответствии с образовательными запросами обучающихся, возможностями ОО, изучение истории может осуществляться на базовом и (или) углубленном уровнях. ОО предоставлена возможность формирования учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения. Предполагается расширение историко-методологических, культуроформирующих, личностно значимых компонентов исторической подготовки обучающихся. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира. Изучение истории на углубленном уровне обеспечивает достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивает: - сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии; - владение основными приемами работы с историческими источниками; - сформированность умений оценивать различные исторические версии. |
Для Реализации Историко-культурного стандарта была определена структура нового УМК по истории России, состоящего из: примерной учебной программы (учебных программ) учебного предмета; учебника (учебников) и электронного приложения к нему; методических пособий; книг для учителя; комплекта карт; комплекта КИМ для диагностики качества образования обучающихся по учебному предмету в аспекте формирования различных групп планируемых результатов.
Дидактическая система современного учебника предполагает:
1. Включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т.д.;
2. Использование заданий различных видов, в т.ч.: способствующих развитию предметных и логических умений, поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;
3. Дифференциацию заданий по уровню сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.
В дидактическом блоке учебника истории посредством специальных заданий предусмотрено обращение обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи, устной истории. Эти компоненты способствуют формированию обучающихся применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
Все вышеперечисленные компоненты УМК и дидактические единицы учебника позволяют учителю организовать урок истории с учетом требований ФГОС в контексте системно-деятельностного подхода.
Большое внимание в концепции нового УМК уделяется организации внеурочной деятельности, самостоятельной работе учащихся1.
Внеурочная работа по истории является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
В.И. Казаренков считал, что нужно готовить школьника к жизни как на уроках, так и вне их [100]. Такой подход позволяет усилить процессы демократизации и гуманизации жизнедеятельности учащихся в школе, объединить школьное и внешкольное образование и воспитание детей, эффективно использовать возможности внешкольной среды.
Для того чтобы лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни, недостаточно подходить к учащимся с меркой, по которой старшее поколение оценивает себя. Современный школьник, нагруженный избытком информации и сориентированный преимущественно на интеллектуальные усилия, труднее проникается переживаниями другого человека, его болью и радостью. Следовательно, задача учителя – пробудить и развить столь необходимые человеку чувства соучастия, сострадания, эмпатии. Условия урочной деятельности не позволяют в полной мере осуществить полноценное общение с учащимися, в то время, как внеурочная (внеклассная) деятельность полностью удовлетворяет этому условию. В процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия происходит плодотворное неформальное общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», «родитель-ученик», «родитель-учитель», в ходе которого стороны имеют возможность через личный пример показать наличие всех тех качеств, которые необходимы современному образованному, нравственно развитому человеку.
Кроме того, за пределом круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц отечественной истории. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников, формирования их нравственных качеств. Массовая школьная практика показала, что ни один учебник, ни один урок не могут дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с этим материалом посредством организации внеклассной (внеурочной) деятельности.
История – специфический предмет, который позволяет сформировать у учащихся критическое отношение к современной действительности, гражданскую позицию, развитие мировоззренческих убеждений, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, взаимодействие мировой и национальной культур, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Данные умения формируются не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:
Преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
Совершенствованием разнообразных умений и навыков, являющихся определяющим значением практической стороны знаний. Во внеурочной деятельности совершенствуются учебные навыки («Занимательная история», «Веселые даты» и т.д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел («Исторический вечер», викторина), коммуникативные умения, умение сотрудничать (КВН, сюжетно-ролевые игры), умение соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Развитием форм и методов познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе, предназначенных для развития у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это могут быть клубы, турниры, экскурсии в музеи и т.д.
Сочетанием познавательной и досуговой (развлекательной) деятельности, необходимой для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как вечера, игры в форме популярных телепередач.
Акцентом на творческую деятельность, развивающую склонности и интересы детей, раскрывающую их творческий потенциал, что отражается в таких формах, как конкурсы, исследования и пр.
Все эти аспекты определяют важность обращения к вопросам организации внеурочной деятельности в целом, и проектной работе учащихся по истории, в частности. В решении задач ИКС большое значение придается проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.
Методические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в 5-11 классах
История – специфический предмет, который позволяет сформировать у учащихся критическое отношение к современной действительности, гражданскую позицию, развитие мировоззренческих убеждений, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, взаимодействие мировой и национальной культур, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Данные умения формируются не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
В данном разделе работе мы предприняли попытку обобщить, систематизировать и описать известные виды и формы внеклассной деятельности по истории, представить технологии их проведения. Технология погружения - занятия во внеурочной форме по истории продолжительностью до нескольких часов. Режим внеклассной деятельности предоставляет возможность создания соответствующей атмосферы «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического воздействия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. Мы используем технологию погружения при проведении театрализованных представлений для учащихся 5-х классов: «Мифы Древнего Египта», «Мифы Древнего Востока», «Кто есть кто в Древнем Риме» и др.; в более старших классах – исторических салонов, посвященных декабристам, развитию русского изобразительного искусства в 19 веке, Отечественной войне 1812 года и др. Конкурсы - массовая форма внеклассной работы‚ использующаяся в работе с учениками разных возрастных категорий, имеющая целью выделение лучших участников, в основу которой положен принцип соревновательности. Это - универсальная форма, которая широко применяется в работе с учениками разных возрастных категорий. Атмосфера соревнования (между отдельными участниками или группами) позволяет стимулировать творческую активность, мобилизовать способности каждого и, что самое главное, привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей (болельщиков). Частью программы массового мероприятия могут быть экспресс-турниры, мини- и блицконкурсы для зрителей. В этом случае нет необходимости в длительной целенаправленной подготовке к ним учеников, достаточно накануне ознакомить аудиторию с перечнем тем и списком литературы для изучения. Но при организации самостоятельных конкурсов подготовительный этап усложняется и должен включать: ознакомление с темой, программой, порядком проведения конкурса, подведение итогов, формирование состава команд (групп) и экспертной группы, распределение задач и т.п. Целесообразно также разработать памятку участнику конкурса, члену жюри, зрителю. В ходе проведения конкурсов необходимо соблюдение условий: объективность (все работы обязательно шифруются, решение принимается коллегиально), гласность (конкурсные работы не только оцениваются, но и анализируются, комментируются и т.п.). При проведении конкурса учителю следует:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Понятие проектной деятельности обучающихся
Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности по истории является проектная работа. В решении задач развития универсальных учебных действий проектной деятельности придается большое значение, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимся.
Включение педагогов и учащихся в совместную проектную деятельность позволяет организовать образовательный процесс через его вариативность, предоставляющую обучающимся многообразие полноценных, качественно специфичных образовательных траекторий. Такой подход позволяет обеспечить максимально возможную степень индивидуализации образования.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся систему образования. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Но необходимо отметить, что существует ряд проблем реализации проблемно-деятельностного обучения посредством включения педагогов и обучающихся в совместную проектную деятельность.
Перенесение в проектную деятельность традиционных классических форм организации образовательного процесса, где учитель – наставник, а ученик – пассивный участник образовательного процесса. В проектной работе ученик из пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Трудности в переходе к новым формам взаимодействия. В проектной деятельности должен складываться такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра. Особое значение в этом контексте придается формированию системы отношений «учитель-ученик», субъекты которой являются партнерами в решении творческих задач. Содержание работ, в которых роль учителя проявляется в качестве тьютора (организатора, советчика) или коуча (партнера), является достаточно результативным.
Отсутствие системности и взаимосвязи между уровнями образования в организации и осуществлении проектной деятельности.
Важнейшей задачей ФГОС сегодня является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих учащимся способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. И важнейшим инструментом в этой работе становится проектная деятельность.
Под проектной деятельностью в условиях применения современных образовательных стандартов мы понимаем деятельность, связанную с решением творческой задачи с неизвестным заранее решением на основе выбора учащимся индивидуальной стратегии. Эффективное овладение УУД, достижение метапредметных результатов, повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
Проектная работа должна соответствовать следующим требованиям:
рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в научной литературе или новую постановку известной проблемы;
содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;
точно отражать формулировку темы в содержании работы;
не допускать заимствования, плагиата, несамостоятельности в выполнении работы;
иметь четкое построение, логическую последовательность в изложении материала;
содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте работы широко использовать иллюстративный материал;
завершаться обоснованиями, рекомендациями и доказательными выводами.
Компоненты исследовательского проекта по истории
Продуктивность современного исторического исследования складывается из 5 основных компонентов, каждый из которых следует охарактеризовать.
Первый компонент – определение проблемы исследования. Конечный успех и значимость исторического исследования зависит прежде всего от правильной постановки проблемы. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Правила постановки научной проблемы можно считать одним из основных методов научного исследования. Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части
Описание исходного знания - того, что дано до начала исследования. На этом этапе определяются объект и предмет исследования. Объект исторического исследования – это определённая часть исторической действительности, то есть, объект исторического исследования – это любое явление исторического прошлого, информация о котором сохранилась в исторических источниках и подвергается изучению с помощью научных методов. При определении объекта исторического исследования обязательно должны быть указаны хронологические и пространственные рамки этого объекта. Предмет исследования – это свойства, стороны, отношения и процессы в объекте исследования, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Название или тема научной работы формулируются чаще всего как обобщённое и краткое указание на предмет исследования. Предмет исследования корректнее всего указывать именами существительными, а не другими частями речи. Предмет исследования, также как и его результат не должен формулироваться в виде указания на процесс. Например, предметом или результатом исследования не может быть «поиск» или «анализ» чего-либо. Поиском и анализом – могут быть цели и задачи, с которыми мы подходим к объекту и предмету.
Важно! Ошибкой многих исследователей, не достигших конкретных результатов своей работы, является неумение определить предмет. В итоге, текст становится «раздутым» и многословным, при этом сам предмет исследования может остаться нераскрытым в полной мере. Здесь стоит отметить, что если объект изучения всегда неисчерпаем, то предмет как раз для того и выделяется, что бы до конца этот предмет изучить, насколько это возможно на текущем уровне развития науки и при имеющемся комплексе исторических источников.
Выявление противоречий в уже имеющемся знании. Эта главная часть в формулировке проблемы. Если отсутствуют вопросы и противоречия – отсутствует проблема! Этот этап работы учащегося проявляется в изучении литературы по теме исследования. Даже если во введении он не приводится, этот этап пропускать нельзя.
На основе определенного предмета, а также выявленного противоречия, формулируется тема исследования. Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.
Важно! Ошибкой является другая последовательность в определении проблемы исследования, когда сначала выбирается тема по интересам учащегося, а под нее уже «искусственно» подгоняется противоречие.
Выбор темы проекта. Для того чтобы достичь продуктивности в исследовательской деятельности, при определении темы следует соблюдать ряд важных правил:
Формулированию темы должен предшествовать анализ противоречий в уже имеющемся знании по предмету исследования.
Должны быть четко определены хронологические и пространственные рамки своего исследования. Наиболее продуктивными считаются узкие темы. Исследователи часто избегают брать узкие темы. Это неправильно, т.к. работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Следовательно, более выигрышными являются работы, основанные, как правило, на региональном материале, и позволяющие на частных примерах локальной истории изучить и понять закономерности «большой истории».
Выбор актуальной темы. Актуальность определяется научной новизной этого исследования, а также степенью его общественной значимости. Одним из простых путей решения такой проблемы является ориентация исследователя на актуальные события, юбилейные даты предстоящего года (в который исследование будет представлено, защищено). Так, например, 2016 год является: перекрестным годом Греции-России; Годом российского кино. 2017 год объявлен годом экологии. Также в 2017 году будут отмечать 100-летие Октябрьской революции.
Актуальность темы обосновывается во введении проектной работы.
Пример формулировки актуальности темы в проекте «Благотворительная деятельность тагильчан в годы Первой мировой войны»:
В нашей работе мы хотели бы затронуть вопрос об истории отечественной благотворительности. В настоящее время эта тема становится все более актуальной и востребованной. Большой интерес сегодня представляют как различные стороны исторического опыта становления благотворительной деятельности в нашей стране, так и состояние благотворительности на региональном уровне. Причиной пристального внимания является обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходность ситуации сегодняшней с периодом начала XX века. Экономические реформы в России привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей, проживающих «за чертой бедности», появлению нищенства. Именно поэтому сегодня важно как восстановить всю систему социальной помощи государства лицам, в ней нуждающимся, так и понять особенности милосердной и благотворительной работы различных общественных учреждений, церкви и частных лиц.
Постановка цели и задач исследования. Указания на возможные пути решения или констатация их отсутствия в неразвитой проблеме. На этом этапе формулируются общие цели исследования и конкретные задачи, выполнение которых необходимо для достижения этих целей.
Цель исследования должна согласовываться с предметом исследования и быть направленной на его раскрытие.
Задачи должны отражать последовательность достижения цели данной конкретной работы. Во введении не должны указываться те задачи, которые являются общими для организации проектной работы и не связаны с конкретной темой. К таким задачам относятся: поиск литературы по теме исследования; анализ учебной литературы и научных работ исследователей по теме проектной работы; сбор и систематизация источников и т.д.
Пример формулировки объекта, предмета, цели и задач исследования в проекте «Метафоры в политическом дискурсе: создание образа врага и образа героя в периодической печати в годы Великой Отечественной войны»:
Объект исследования: формы и методы идеологического воздействия власти на сознание людей.
Предмет исследования: метафорические образы врага и героя в периодической печати в 1941-1945 годах.
Цель исследования: определить роль и специфику использования метафор в политическом дискурсе через создание образа врага и образа героя в периодической печати в годы Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
Охарактеризовать задачи и механизмы идеологического воздействия на сознание людей в советское время;
Выявить особенности влияния периодической печати на мировоззрение советского человека.
Определить место политической метафоры в формировании образа врага и образа героя;
Проанализировать материалы периодической печати для представления образа врага и образа героя в годы Великой Отечественной войны (на примере периодической печати г. Нижний Тагил);
Определить динамику изменения характера метафор периодической печати на протяжении военного времени;
Выбор подхода исследования.
Вторым компонентом продуктивного исторического проекта является выбор актуального направления истории в качестве теоретической основы, концепции исследования:
Социальная история. Акцент будет сделан на изучении взаимоотношения и взаимовлияния власти и народа.
Новая социальная история. Для новой социальной истории характерно изучение внутреннего состояния общества, отдельных его групп и отношений между ними
История повседневности. В рамках истории повседневности особое внимание уделяется взаимосвязи ежедневных бытовых практик человека с теми моделями поведения, эмоциональными реакциями, которые формируют менталитет и массовое сознание народа. В ракурсе внимания исследователя оказывается восприятие людьми реалий того времени, отражение этого в их поведении, проявление в выработке определенных стратегий поведенческих.
Микроистория. Метод микроанализа применительно к историческому исследованию позволяет изучать или измерять малые величины, предполагает использование всей совокупности местных источников, для выявления частностей (случайностей) в процессе изучения индивидуальных и групповых повседневных практик.
Гендерная история. Изучение различных аспектов жизни общества может быть направлено на выявление определенной роли женщин, мужчин или детей.
Визуальная антропология. Образы рассматриваются как источники информации об обществе и истории. Зрительное восприятие, таким образом, помещается в культурный и исторический контексты: это не просто психологическая функция, но и культурный механизм – что и как способен видеть человек в данном историческом пространстве и времени.
Третий компонент. Осознанное использование методов исследования.
Важно! Осознание учащимися методов исторического исследования невозможно без помощи руководителя. Ошибкой является «подгонка» методов исследования под уже готовую работу. Учащийся изначально должен понять, что метод является не просто абстрактной формой познания предмета, а конкретным приемом извлечения информации из первоисточника.
Выделяется три основные группы методов:
Общенаучные методы – анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, сравнение
Специально-исторические методы – историко-генетический; историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный; ретроспективный.
Междисциплинарные методы исследования – анкетирование и интервью; контент-анализ, методы описательной статистики; методы графического отображения данных
Критерии оценки проектных работ
Четвертый компонент. При написании исследовательской работы необходимо учитывать критерии оценки проектов. Критерии эти не едины для всех конкурсов, могут отличаться, но общие среди них, все же, есть. Так, если конечную оценку проекта по итогам его написания и защиты можно представить в виде 100%, то 40 из них – максимальный балл оценки самого проекта и 60 (!) – оценка самой защиты учащимся исследовательской работы. Критерии оценки проектных работ приведены в приложении 0.
Защита исследовательского проекта
Пятый компонент - защита исследовательского проекта. Как мы уже отмечали, от успешной защиты во многом зависит конечная оценка проекта, признание его общественно-значимым и продуктивным исследованием. Для того чтобы защита была успешной необходимо соблюдать ряд требований:
- На защите должны быть представлены результаты исследования, обоснованы выводы. Ошибкой является акцентирование внимание на пересказе содержания работы!
- При защите строго учитывать регламент выступления (7-10 мин.)
- Учащийся должен показать не только знание своего «узкого» предмета исследования, но и его связь с историческими явлениями и процессами другого уровня (например, учащийся, выступающий с темой «Нижний Тагил в годы Первой Мировой войны, должен знать, какие события происходили в это время в стране, мире, должен понимать влияние процессов глобальной истории, их отражение на локальном уровне)
- Учащийся должен показать и доказать значимость, перспективность своего исследования, позволяющего в дальнейшем развивать тему, участвовать в других конкурсах, получать гранты.
Особенно следует выделить типичные ошибки, которые допускаются при написании исследовательских проектов:
Выбор чрезвычайно широкой темы исследования
Отсутствие постановки проблемы исследования
Неумение определять объект и предмет исследования, ставить цели и задачи
Нет аналитической работы
Неумение формулировать выводы по главам
Неумение выводить результаты исходя из задач. В конечном итоге исследование представляет собой описание какого-либо явления, его более подробное, по сравнению с учебной программой, освещение в реферативной форме – т.е. результатом конечной работы учащегося является, по сути, лишь подготовительный этап определения границ предмета исследования
Непонимание методов исследования (неприменение в работе указанной методологической базы), особенностей их применения к источникам
Реферативный характер (нередко и компилятивный) работы
Неумение выделить главную мысль исследования, поверхностность суждений, цитирование без ссылок на автора, отсутствие собственных обобщений, несоответствие выводов работы задачам исследования
Неправильное оформление научно-справочного аппарата
Слабое использование в работе новой литературы за последнее десятилетие (большинство работ устарели в плане их научной актуальности)
Несоблюдение структуры исследования
Отсутствие практически значимого результата исследования
Основные недостатки, проявившиеся во время защиты исследовательских проектов:
Некоторая несогласованность текста устного выступления с информацией, представленной в презентационных слайдах.
Неумение отобрать для защиты материал, позволяющий продемонстрировать все достоинства проекта в установленное регламентом время выступления
Неподготовленность выступающих к ответам на вопросы по теме своего исследования, а не только строго по содержанию.
Ниже раскрывается структура, состав и содержание основных составляющих проектной работы, а также требования и рекомендации по их разработке и написанию.
Структура проектной работы включает следующие элементы:
титульный лист (Приложение 1);
содержание (Приложение 2);
введение;
основная часть (как правило, 2 главы, каждая из которых разбивается на параграфы);
6) заключение;
список литературы (пример – Приложение 3);
приложение.
Объем работы должен быть 20-25 страниц, напечатанных на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 пунктов, полуторный интервал). Поля - 2,5 см слева, 1 см – справа, 2 см – снизу и сверху.
Во введении на 2 - 3 страницах обосновывается актуальность выбранной темы, четко определяется цель и формулируются конкретные задачи исследования, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет исследования, перечисляются использованные основные источники, методы исследования, дается краткая характеристика работы.
Структура введения:
Актуальность выбранной темы
Объект и предмет исследования
Краткий обзор литературы по теме
Цель и задачи исследования
Источники (в том числе, собранные автором)
Методы исследования
Краткая характеристика работы
Введение целесообразно откорректировать после выполнения основной части работы, т.к. в процессе написания исследовательской работы более точно и ясно определяется актуальность темы, цели и задачи исследования.
Основная часть работы включает главы, подразделяемые на разделы (параграфы), последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Количество глав и разделов строго не регламентируется. Оно зависит от исследуемой проблемы и круга рассматриваемых вопросов. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы.
Как правило, первая глава носит теоретический характер. В ней на основе изучения литературы, систематизации современных исторических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблемы, систематизируются позиции ученых и аргументируется собственная точка зрения обучающегося относительно понятий, проблем, определений.
Примерный объем первой главы: 8-10 стр.
Вторая глава носит аналитический или практический характер. Материалы этой главы являются логическим продолжением первой (теоретической) и отражают взаимосвязь практики и теории.
Примерный объем второй главы: 10-12 стр.
В конце каждой главы должны быть сделаны выводы автора по исследуемому в этой части работе вопросу.
Заключение содержит выводы по теме работы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам.
Выводы являются конкретизацией основных положений работы и раскрывают степень решения тех задач, которые были поставлены автором во введении. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. В заключении также не допускается повторение содержания введения и перечисление выводов, сделанных по главам.
Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы, с указанием как отрицательных, так и положительных моментов. Они являются обоснованием для определения необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых автором мероприятий.
Предложения и рекомендации автора по перспективам дальнейшего раскрытия выбранной проблемы и практическому применению своего проекта должны быть органически взаимосвязаны с выводами. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость.
Заключение рекомендуется писать в виде тезисов, примерным объемом 2-3 стр.
Список литературы заканчивает изложение текста работы. В него включают только те издания, которые действительно были изучены и использованы в процессе подготовки работы. Как правило, в работах по общественно-политическому направлению список литературы состоит из трех подразделов: 1) источники; 2) литература 3) интернет-ресурсы. В подразделе «источники» перечисляются все те источники, которые автор привлек для написания своего проекта: законодательные документы, архивные документы, материалы школьных и семейных архивов, материалы интервью и т.д.
Список использованной литературы должен включать не менее 15 наименований публикаций, монографий, учебных пособий по теме исследования.
При указании интернет-ресурсов в списке литературы сначала указывается автор (если есть), название материала или публикации, а затем название и адрес данного ресурса.
Пример:
Трифонов, А. Н. Огородничество и решение продовольственной проблемы на Урале в годы Великой Отечественной войны Электронный ресурс // Мультимедиажурнал MMJ.RU. Режим доступа: http://mmj.ru/ural_history.html?&article=488&cHash=59ab3ab501
Пример оформления списка литературы смотри в Приложении 3
Приложение не является обязательным компонентом проекта но, как правило, в нем возникает необходимость, во-первых, потому что количество страниц в исследовательской работе ограничено, во-вторых, потому что оно позволяет представить богатый информационный материал разъясняющего, доказывающего, аргументирующего характера.
По форме приложения могут быть очень разнообразными: рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, анкеты, статистические данные, тесты, протоколы наблюдения, внеклассных мероприятий, программы и т.д.
Приложения размещаются в проектной работе после списка литературы и располагаются в порядке появления ссылок на них в основном тексте.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный полужирным шрифтом, а в верхнем правом углу над заголовком – слово «Приложение» с указанием его номера, например, Приложение 3. После цифры точка не ставится. Единственное приложение не нумеруется.
Требования к оформлению текста проектной работы
Введение, каждая глава, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы;
заголовки должны быть выделены жирным шрифтом и отделены от предыдущего текста (пример см. ниже);
При изложении текста выдерживается логическая взаимосвязь. Наименования частей работы полностью отвечают содержанию излагаемого в них материала;
в работе слова в наименованиях не переносятся, точка в их конце не ставится, названия разделов, пунктов, заголовки таблиц, схем и т.п. в конце страницы не пишутся, страница с одной (висячей строки) не начинается.
Нумерация глав и разделов должна осуществляться арабскими цифрами, с указанием слов: глава, раздел и т.д.
При этом разделы проектной работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной ее части и обозначаться арабскими цифрами с точкой с последующим пробелом перед заголовком.
Пример оформления заголовков и текста
Главы и разделы должны иметь свою порядковую нумерацию. Заголовки оформляются по следующей форме:
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ (с новой страницы, по центру)
(один межстрочный интервал)
Название первого раздела (абзацный отступ)
(один межстрочный интервал)
(Абзацный отступ) Текст первого раздела...
(два межстрочных интервала)
Название второго раздела (абзацный отступ)
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ (с новой страницы, по центру)
и т.д.
Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. Образец оформления титульного листа см. в Приложении 3.
Содержание располагается на второй странице. В содержании напротив соответствующих глав и разделов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются. Пространство между текстом и номером страницы заполняется точками. Заголовки в содержании должны полностью соответствовать заголовкам по тексту.
Текст каждой главы начинается с новой страницы, это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Правила написания буквенных аббревиатур
В научно-исследовательской работе, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Пример: …в нашей работе мы использовали материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО)
Правила оформления таблиц, рисунков, графиков. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например, Таблица 4) без значка № перед цифрой и точки после нее. Тематический заголовок располагается посредине страницы, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Заголовки граф пишутся с прописной буквы. Подчиненные заголовки могут писаться со строчными буквами, если они грамматически связаны с главным заголовком. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Пример:
Таблица 1. Нормы карточного снабжения в Нижнем Тагиле (в граммах)*
Категории населения | Хлеб | Мясо и рыба | Крупа и макароны | Жиры | Сахар и кондитерские изделия |
Рабочие и ИТР первой категории | 800-1000 | 2200 | 1500 | 600 | 500 |
Рабочие и ИТР второй категории | 600 | 1800 | 1200 | 400 | 400 |
Служащие | 500 | 1200 | 800 | 300 | 300 |
Иждивенцы | 400 | 500 | 600 | 200 | 200 |
Дети до 12 лет | 400 | 400 | 800 | 300 | 300 |
* Козлов Г.А. Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. (записки инженера). Копия рукописи // Личный архив А. В. Ермакова
Иллюстрации (графики, схемы, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в Приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в тексте только одна иллюстрация, то ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи; графики и диаграммы сопровождаются «легендами».
Пример:
Рис. 1. Георгиевское оружие
Официально было введено в 1913 г. положением о наградах. Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, жаловалось только генералам и адмиралам.
Оформление ссылок (сносок). В научно-исследовательских работах авторы используют информацию, почерпнутую из различных научных источников. Это может быть важным для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник, а также для критического разбора той или иной точки зрения.
Особо подчеркнем: при использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в текст работы со ссылкой на источник. Кроме того, академический этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста, для того чтобы не исказить смысл, который был вложен в него автором.
Общие требования к цитированию состоят в следующем:
текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием;
для значительной экономии текста допускается непрямое цитирование. При этом следует быть предельно точным в изложении мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник;
цитирование должно использоваться в разумных пределах, поскольку как избыточное, так и недостаточное цитирование снижает общий уровень работы;
каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с указанными ниже требованиями.
Библиографические ссылки на использованные в работе источники и литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.
Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список использованных источников и литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него квадратных [ ] скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в общем списке.
Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: в скобках указывается номер источника в библиографии, через точку с запятой – номер страницы [6; 3-4] .
Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, в скобках указываются номера этих работ через запятую [13, 17, 19.] .
Оформление ссылок как внутритекстовых имеет свои преимущества: такой порядок позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.
Однако трудность заключается в том, что необходимо иметь полный и окончательный список литературы и источников до начала оформления работы, что бывает крайне редко. В противном случае, дополняя источники, вы все время будете менять порядковые номера в списке, а значит – их нужно менять и в ссылках.
Более эффективным является оформление внутритекстовых ссылок с указанием вместо номера в списке источников и литературы фамилии автора/авторов или названия произведения.
Пример: “Эта идея находит подтверждение у Л.Г. Ионина, который пишет, что “решающим признаком деидентификации является утрата биографии” (Ионин Л.Г.; 3-4)”.
В этом случае фамилию достаточно указать, если в списке источников и литературы содержится только одно произведение этого автора, если их несколько, после фамилии указывается год издания. Пример: (Ионин Л.Г., 1995; 3-4).
Если ссылаются на сборник научных трудов или коллективную монографию, библиографическое описание которой не включает фамилии авторов, указывается название.
Пример: (Процессы социального расслоения в современном обществе; 131).
Оформление библиографических ссылок с указанием фамилии автора/авторов или названия произведения имеет одно важное преимущество – при дополнении/изменении списка не возникает проблем перенумерации.
Список литературы
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в ред. приказа от 08.06.2015 № 576).
Проект Культурно-исторического стандарта (электронный ресурс: минобрнауки.рф/документы/3483);
Концепция нового УМК по Отечественной истории, примерной основной образовательной программы по истории России (разработана Российским историческим обществом и утверждена 25.12.2014);
Примерная образовательная программа по истории России (разработана Российским историческим обществом, утверждена 25.12.2014).
1 В учебниках по истории УМК издательства «Просвещение» почти треть параграфов направлена на самостоятельное изучение учащимися исторического материала, на рассмотрение отдельных тем в рамках проектной деятельности.