Актуальные проблемы подготовки детей к школе в условиях предшкольного образования.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Добрый день! Меня зовут E.А. Лукьянова. Надеюсь, что наша встреча, будет полезна вам, дорогие коллеги!
Проблема предшкольной подготовки на сегодняшний день является актуальной, онапоказывает на развитие образования в нашей стране, а также на потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовке к школе.
Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на воспитание,обучениеи развитие детей старшего дошкольного возраста; это система обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого ребенка, а с другой – вхождение его в это общество.
Предшкольное образование рассматривается как способ и средство психологической, физической и интеллектуальной подготовки детей к школе. Система дошкольного образования активно развивается, но дети все меньше готовы к поступлению в начальную школу.
На сегодняшний день многие дети по разным причинам не могут посещать дошкольные образовательные учреждения. Они получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители, которая часто сводится к изучению цифр, счету, обучению ихчтению и письму. Поэтому в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы коммуникативные навыки.
Причин, порождающих такую ситуацию много:
-дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях,
-желание родителей воспитывать ребенка дома,
-отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей,
-наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения.
Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Поэтому, главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стандартных возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться.
Задачами предшкольной подготовки являются:
Формирование мотивации к учению.
Развитие внимания и памяти,мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи.
Выработка умения целенаправленно выполнять учебные действия, формируя у себя волевые качества.
Развитие коммуникабельности.
Формирование общеучебных умений.
Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Вышеизложенные цели и задачи направлены на решение следующих проблем предшкольной подготовки.
1. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. У ребёнка должно быть желание стать школьником, и выполнять серьёзную деятельность.2. Психологическая готовность к школе - это итог всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста. формирование игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, деятельности.
3. Интеллектуальная готовность - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает развитие внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать.
4. Волевая готовность – это умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя.
5. Умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Наибольшие трудности испытывают дети, не умеющие связно, и ясно излагать свои мысли. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
6. Достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Очень важны для школы уровень координации движений пальцев, умение правильно воспринимать фигуры, перерисовать.
Решение проблемы охвата детей дошкольным образованием имеет огромное значение, поскольку от его уровня зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование необходимо вопределенный период с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
Решить проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального образованиянам позволяетпрограмма, которую мы создали 10 лет назад «Ступеньки к школе». Я являюсь куратором предшколы уже 6 лет.
Для нас учителей немаловажна проблема адаптации первоклассников. Необходима организация подготовки детей к школе. Еще один мотив для организации предщкольной подготовки.
Создавая программу «Ступеньки к школе», задались такими вопросами:
О чем мечтает родитель? Чтобы его ребенок был:
О чем мечтает учитель? Чтобы ребенок:
Знал буквы, различал звуки на слух, большой запас слов, рука подготовлена к письму, умел готовиться к уроку;
Имел устойчивое внимание. Делал выводы, фантазировал, имел хорошо развитую речь, выражал свои мысли, ориентировался на бумаге и т.д. и т.п.
Принципы работы педагогов:
*уважение к ребенку;
*учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
*комплексный подход при разработке занятий;
*систематичность и последовательность занятий;
*вариативность содержания и форм проведения занятий;
*наглядность.
Курс «Ступеньки АБВГДейки»
Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Курс "Математические ступеньки»
Курс предполагает обучение начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Курс "Здоровичок"
В курсе «Здоровячок» представлены оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия для детей.
Курс "В гостях у сказки»
Целью курса является развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления. Развитие мелкой моторики.
Курс "В гостях у Уолт Диснея"
Курс по английскому языку для подготовки дошкольников к школе направлен на знакомство детей с первичными навыками разговорной речи.
Основная форма занятий – игровая и сюжетная, позволяет сделать обучение наиболее привлекательным для детей, пробудить в них настоящий интерес к освоению нового языка.
Курс «Музыкальная радуга"
Курс решает общие задачи музыкального развития в восприятии музыки, в исполнительстве, творчестве и образовательной деятельности.
Работают учителя начальной школы, учитель английского языка, учитель музыки.
Участники программы и режим занятий:
Данная программа рассчитана на детей 6-7-летнего возраста.
Все участники делятся на группы.
Школа развития работает по субботам с сентября по апрель.
По субботам - 4 занятия по 20 минут, перемены 10 минут.
В каникулярное время предшкола не работает.
Проходят «Дни открытых дверей»;
Родительское собрание по итогам обучения;
Торжественная линейка для вручения сертификатов.
У нас тесное сотрудничество с психологом гимназии. Каждый родитель для своего ребёнка по окончании курсов получает психологическую консультацию и рекомендации по подготовке к школе.
Всю интересующую информацию по нашей работе с дошкольниками, вы можете найти не сайте Гимназии.
Плюсы работы нашей предшколы:
- Ребенок знакомится с классом, то есть помещением, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия, Будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться, и, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.
- На подготовительных курсах ребенок необходимые знания, которыми должен владеть будущий первоклассник, узнает обязанности и права ученика, научится общаться со своими сверстниками, у них появляется интерес к обучению!!
Проблемы: Были дети, у которых отсутствоваламотивацияк занятиям – ребенок не понимал, для чего нужна школа и зачем его туда ведут. Забирали, в начале учебного года, даже заканчивали обучение, попробовали «дорастить» ребенка и приходили на следующий год. В моей практике было 4 таких случая.
Диаграммы
Таким образом, актуальная для родителей и школы проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение считать, писать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, психологических качеств ребенка.
Спасибо за внимание. Надеюсь, мое выступление было для вас полезным. Хотелось бы закончить такими словами:
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!