СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школах региона и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школах региона и пути их решения»

УДК

Рамазанова З.М.

ДИРО, г. Махачкала


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛАХ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Иностранный язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, так как ценность выпускника школы и вуза на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем его языковой подготовки. Между тем, методика преподавания иностранного языка сложилась ещё в советские времена. Главный ещё недостаток – отсутствие разговорной практики. Школьники, изучающие язык, как правило, не могут на нём общаться в реальной жизни. Впрочем, и учителя в большинстве своём тоже слабо владеют навыками разговорной речи.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость, возможностей для их изучения предостаточно, не говоря уже о методиках преподавания.

Одна из ключевых проблем преподавания иностранных языков заключается в психологической неподготовленности ученика к изучению иностранных языков. Большинство учителей продолжают традиции советских стандартов обучения, ставят завышенные планки – разговаривать идеально без акцента, писать без единой ошибки и идеально усвоить грамматические правила, которые часто не соблюдаются и носителями языка; в повседневной речи они не стремятся к идеальному произношению и выбору правильных грамматических форм. Школьники, испытывающие трудности с овладением тех или иных правил, не проявляет заинтересованность к изучению иностранного языка, чувствуют свою неуверенность и неспособность к данному виду деятельности. [1, c. 178].  Сегодня складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции – научить общаться, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. Иностранный язык, будь то английский, немецкий или любой другой, не должен восприниматься учащимися как учебная дисциплина, предмет, а должен занять более высокое положение – как неотъемлемая часть современной жизни, как средство общения [3, c. 144–145]. А потому на плечи преподавателей ложится нелёгкая и ответственная задача создания непринуждённого, но при этом практически ценного общения, взаимодействия, языковой связи между учащимися.

Ещё одна помеха в изучении иностранного языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, сопоставляем с правилами грамматики, потом говорим предложение. В начале обучения этот процесс является слишком утомительным для ребёнка. Поэтому необходимо учить его мыслить и говорить на английском сразу. Именно так учатся говорить на родном языке дети, они буквально впитывают в себя язык. А ведь никаких грамматических правил, они не знают. Теорию они будут постигать намного позднее. На этом принципе основаны многие современные методики изучения иностранных языков.

Для решения данной трудности необходима помощь высококвалифицированного преподавателя, хорошо практикующего английский язык в разговорном стиле. Здесь и возникает ряд следующих проблем, таких как нехватка педагогических кадров. К сожалению, в нашей стране наблюдается следующая тенденция: иностранный язык востребован на рынке труда, и молодые специалисты с высоким уровнем знания языка предпочитают работать в фирмах. Отсюда большой процент учителей – это люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Понятно, что если подход к преподаванию не изменится, то введение обязательного экзамена по иностранному языку приведёт многих учеников к катастрофе. По мнению педагогов, сегодняшняя ситуация гарантирует несдачу экзамена как минимум 80 % выпускников.

В Республике Дагестан анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам в 2016 году проводился в десятый раз, что позволяет выделить достижения и проблемы в их преподавании. Так, 25 % участников экзамена получили высокие результаты (от 81 балла), что является определенным показателем качества предметной подготовки школьников. В то же время за весь период проведения ЕГЭ в штатном режиме ни один из выпускников республики не набрал 100 баллов на экзаменах по этим предметам. Средний процент выполнения задания по аудированию на экзамене по английскому языку составил около 53 %, понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации продемонстрировали 22 % выпускников, полное понимание прослушанного текста всего лишь около 13 %.

Анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам, проведенный председателями региональных предметных комиссий, приводит к выводу о том, что успешная сдача экзамена зависит не только от уровня владения выпускниками теоретическими знаниями по предмету, но и умения использовать их при сопоставлении, описании ситуаций, конструировании вопросов. Хорошие результаты ежегодно показывают выпускники тех организаций, где упор делается на формирование метапредметных навыков. Введение устной части в ЕГЭ по замыслу специалистов должно привлечь большее внимание и обучающихся, и учителей к овладению умениями устной речи, стимулировать их формирование на протяжении всех лет обучения в школе. Поэтому остро назрела необходимость в специальной подготовке учителя, методически грамотного, хорошо владеющего современными технологиями обучения и разговорной речью.

Другой проблемой, на которую нельзя закрывать глаза, является то, что далеко не все учителя иностранного языка имеют высшее педагогическое образование. Сегодня 20 % учителей имеют довольно низкие разряды, что говорит об острой необходимости стимулирования высококвалифицированных кадров, а особенно молодых специалистов [4, c. 55].

Другой не менее важной проблемой является низкий уровень технической оснащённости учебных заведений. Ряд школ нуждается в улучшении материальной базы, техническом оснащении для проведения занятий по аудированию и говорению. Во многих школах имеются кассетные магнитофоны, но недостаточно технических средств воспроизведения видеоматериалов.

Одной из актуальных проблем при изучении языка является устаревание методических пособий и учебников. В эпоху стремительного развития всех сфер общественной деятельности нельзя обойти стороной и лингвистические изменения, которые происходят в иностранных языках ежечасно, особенно в английском языке. Ежегодно в Европе выпускаются словари, которые публикуют новые слова, вошедшие в лексикон в данном году, а также в словарях встречаются пометы об изменении произношения и расширении значения многих слов. Отечественные авторы учебников по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и весьма часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в данном языке. Отсюда возникает сбой в межкультурной и межъязыковой коммуникации. Выбор в качестве дополнительных учебных пособий учебных комплектов зарубежных издательств, одобренных Министерством образования и науки, можно признать обоснованным, так как данные курсы системны, построены на современных концепциях, с учётом общеевропейских требований к овладению иностранным языком. Решение данной проблемы, на сегодняшний день в параллельном использовании отечественных и зарубежных учебников, что позволит учащимся овладеть современным живым языком с наименьшими затратами сил [5, c.120–122].

Анализ поставленных проблем позволяет определить ряд мероприятий, могущих поспособствовать решению проблем в области преподавания иностранного языка. Так, в сфере подготовки учителей, следует:

– использовать в практике работы со студентами виды работ и заданий, направленных на выработку различных аспектов языковой компетенции;

– использовать в учебном процессе сборники текстов различной направленности, хрестоматии с упражнениями на развитие различных навыков чтения и повышение общего уровня культуры и профессиональной грамотности;

– интегрировать новые информационные технологии в практику преподавания иностранных языков;

В сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей иностранного языка необходимо:

– продолжить систематическую работу по совершенствованию моделей повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения числа стажерских практик, мастер-классов, разработок индивидуальных образовательных маршрутов педагогов с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (дистанционных курсов, организации педагогической поддержки на сайтах, проведения форумов);

– привлекать к работе на курсах повышения квалификации лучших педагогов-практиков республики;

– усилить работу по оказанию педагогической поддержки муниципальным методическим объединениям учителей иностранного языка;

- провести работу по совершенствованию предметно-методического модуля дополнительных профессиональных образовательных программ по иностранному языку за счет корреляции со школьными программами, затруднениями обучающихся и педагогов, выявленными в ходе аналитической работы.

На современном этапе развития системы языкового образования приоритетными должны стать:

  • подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных и готовых осуществлять инновационную деятельность в общеобразовательных учреждениях;

  • формирование современной системы непрерывного языкового образования, его преемственности;

  • повышение качества иноязычного образования с учётом отечественных и международных требований;

  • активизация инновационных процессов в языковом образовании;

  • обеспечение доступности изучения нескольких иностранных языков;

Таким образом, эффективная реализация приоритетных направлений системы языкового образования обеспечивается решением следующих задач:

  • создание условий для совершенствования обучения иностранному языку на дошкольной, начальной, средней и старшей ступенях образования;

  • укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

  • интеграция образовательной, научной и практической деятельности учащихся и учителей;

  • введение дошкольного обучения иностранному языку;

  • массовый переход к обучению иностранному языку в начальной школе;

  • разработка квалификационных требований к учителям разных категорий и типов школ;

  • совершенствование различных форм повышения квалификации учителей иностранного языка и увеличение учебных часов по лингвистике и методике преподавания иностранного языка.

Конечно, помимо указанных проблем существует ряд других, что говорит о том, что система преподавания иностранных языков требует серьёзной доработки, способствующей разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляющих учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы. Понимание преимуществ и недостатков школьной программы позволит корректировать ход изучения английского языка и сделать его наиболее эффективным.

 

Литература


  1. Клычникова Б. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.

  2. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 11. – C. 65.

  3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. – М. : Высшая школа, 2011. – C. 144–145.

  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. – М., 2014. – 203 c.

Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. –  М. : Высшая школа, 2012. – С. 1