Рассмотрены актуальные проблемы современной когнитивной науки. Значительная часть материала посвящена когнитивным проблемам образования, науки, искусства. Также большое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации и активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной коммуникативной среды и электронной культуры. Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки.
Исследования естественного интеллекта и связанных с ним мозговых процессов служат непременным стимулом новых направлений разработок проблемы искусственного интеллекта. Эти исследования сейчас органически включаются в конвергентное развитие НБИКС (нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных, социальных технологий и соответствующих им областей научного знания). От уровня развития когнитивных технологий в существенной мере зависят успехи развитие информационных технологий, а тем самым и всего комплекса НБИКС, создающего чрезвычайно мощные средства преобразования человека и общества.
Важнейшим аспектом разработки когнитивных технологий являются исследования мозговых информационных процессов, объяснение факторов произвольности в мыслительных действиях. Это обращает наше внимание к классической проблеме психической причинности. Для когнитивной науки и разработки искусственного интеллекта принципиальное значение приобретают сейчас вопросы, связанные с объяснением активности познавательного акта, т.е. интенциональности, целеполагания, воли, саморегуляции. Акцент на действенности интеллекта ставит в фокус исследования его способность к самоорганизации, в конечном итоге его творческую способность. Здесь возникают значительные теоретические трудности, которые касаются объяснения связи явлений субъективной реальности с мозговыми процессами и тем самым объяснения произвольного действия и феномена свободы воли, соотношения сознаваемых и неосознаваемых уровней познавательного процесса. Для преодоления этих трудностей может быть использован информационных подход.