Актуальные вопросы оценивания итогового собеседования в 9-х классах в 2023 году
Структура заданий
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы состоит из двух частей и содержит 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Часть 1
- Задание 1 – чтение текста вслух.
- Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Часть 2
- Задание 3 – монологическое высказывание.
- Задание 4 – диалог.
Задание №1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
ИЧ
Интонация чтения
Баллы
Интонация соответствует пунктуационному оформлению
текста
Интонация не соответствует пунктуационному
Темп чтения
оформлению текста
ТЧ
0
1
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
Максимальное количество баллов
0
2
Признаки выразительного чтения:
- 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
- 2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску;
- 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста. Чтение должно правильно передавать идейное содержание художественного произведения или статьи.
Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1:
- неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
- искажения в чтении имён собственных ( Вернонский вместо Вернадский ), терминов ( минералогия, кристаллография ), научной и публицистической лексики ( естествоиспытател ь, генералиссимус );
- наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных ( «более 500 мостов» нередко читается как «более пятиста»
Задание 2 . Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания *
П1
Баллы
Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены
2
Упущена или добавлена одна микротема
П2
1
Упущены или добавлены две и более микротем
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
1
Допущены фактические ошибки (одна или более)
П3
0
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
П4
1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,
Способы цитирования
0
или
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (одна или более)
Максимальное количество баллов
0
5
- Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл
Типичные ошибки
- фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи.
- фактические ошибки при пересказе;
- сжатый пересказ вместо подробного;
- пропуски важных микротем текста;
- неумение логично включать высказывание в пересказ;
- неумение использовать способы цитирования в речи.
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*
Баллы
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
Допущены грамматические ошибки (одна или более)
О
1
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
Допущены две и более орфоэпических ошибок
Р
1
или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
Соблюдение речевых норм
0
Речевых ошибок нет,
Допущены речевые ошибки (четыре или более)
Иск.
1
или допущено не более трёх речевых ошибок
0
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одно или более)
Максимальное количество баллов
0
4
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.
В этом случае рекомендуется в ведомости автоматически выставлять ноль баллов по критерию «Соблюдение речевых норм» (Р) , так как при чтении текста подобные ошибки неактуальны. Ноль баллов также рекомендуется выставлять по критерию «Соблюдение грамматических норм» (Г), поскольку чтение текста не даёт возможности в полном объёме оценить владение участником итогового собеседования грамматическими нормами современного русского языка.
По критериям «Соблюдение орфоэпических норм» (О) и «Искажение слов» (Иск.) следует действовать согласно критериям оценивания.
ВАЖНО!
- Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, эксперт не должен фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
- Внимание! По критерию «Соблюдение орфоэпических норм» (О) один балл выставляется в том случае, если участник итогового собеседования не допустил орфоэпических ошибок или допустил одну орфоэпическую ошибку, но не в слове, в котором постановлено ударение в тексте. Если допущена орфоэпическая ошибка в слове, в котором поставлено ударение в тексте, обучающемуся выставляется ноль баллов (участник итогового собеседования должен уметь пользоваться графическими знаками при чтении текста).
Типичные ошибки при пересказе
- К типичным грамматическим ошибкам можно отнести нарушения в построении сложного предложения и предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом и без предлога. К примеру: «картины наполнены чувству» , «преодолев большое расстояние, её встретил…» , «для этого чтобы» . Немногие участники итогового собеседования выполняют задание 2 без грамматических ошибок.
- К типичным речевым ошибкам стоит отнести неправильный выбор лексической единицы из-за незнания лексического значения слова, неправильную лексическую сочетаемость ( «было поручено звание» вместо «присвоено звание» ), речевую недостаточность ( «она пробиралась» куда?) и многочисленные примеры тавтологии.
- При пересказе девятиклассники используют однотипные синтаксические конструкции. Например, пересказывая текст о Ж. Алфёрове, обучающийся выстроил своё высказывание как набор повторяющихся синтаксических конструкций: «Также он был… Также он был… Также он был…» И это является типичной ошибкой многих участников итогового собеседования.
М1
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Баллы
Выполнение коммуникативной задачи
Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей.
М2
Участник итогового собеседования предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
1
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют
0
Учёт условий речевой ситуации
но допустил фактические ошибки,
и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания
Учтены условия речевой ситуации
М3
1
Условия речевой ситуации не учтены
0
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью,
1
речевой связностью и последовательностью изложения:
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно.
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
0
Присутствуют логические ошибки (одна или более)
Максимальное количество баллов
3
Пояснение к критериям М1-М3
- Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что обучающийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ориентироваться на четыре вопроса, сформулированных в задании. Однако обучающийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, то есть не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал обучающихся.
- Вторым критерием (М2) оценивания задания 3 является учёт учеником условий речевой ситуации. Понятие речевой ситуации включает: сферу речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
- По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершённое монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
- Важно, что перед участником итогового собеседования стоит задача создать целостный текст , а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершённый логичный текст.
Типичные ошибки. Задание 3.
- ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
- маленький объём монологического высказывания (3–5 фраз);
- серьёзные логические просчёты.
Критерии оценивания диалога (Д)
Д1
Баллы
Выполнение коммуникативной задачи
Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей.
Д2
Даны ответы на все вопросы в диалоге
Ответы на вопросы не даны,
1
или
0
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
даны односложные ответы
1
Условия речевой ситуации не учтены
0
Максимальное количество баллов
2
- По критерию Д1 оцениваются в целом ответы ученика на все вопросы, заданные экзаменатором-собеседником. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
- Учёт речевой ситуации ( критерий Д2 ) позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Типичные ошибки. Задание 4.
- К числу типичных ошибок девятиклассников при выполнении задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы экзаменатора- собеседника.
- К числу типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога можно отнести:
- неумение создать атмосферу «живой» беседы; отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика; ситуация, когда вопросы задаются формально или читаются с листа; неумение стимулировать речь обучающегося; неумение создать комфортную психологическую обстановку для обучающегося, в которой он не боится устного ответа.
- неумение создать атмосферу «живой» беседы;
- отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
- ситуация, когда вопросы задаются формально или читаются с листа;
- неумение стимулировать речь обучающегося;
- неумение создать комфортную психологическую обстановку для обучающегося, в которой он не боится устного ответа.
№
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*
Баллы
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
Допущены грамматические ошибки (одна или более)
О
1
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
Допущены орфоэпические ошибки (три или более)
Р
1
или
0
Соблюдение речевых норм
допущено не более двух орфоэпических ошибок
Речевых ошибок нет,
Допущены речевые ошибки (четыре или более)
РО
1
или допущено не более трёх речевых ошибок
0
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
По этому критерию участник итогового собеседования получает 1 балл только в случае, если 1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых норм»
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
Максимальное количество баллов
и/или используются однотипные синтаксические конструкции
0
4
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
- В этом случае рекомендуем в ведомости автоматически выставлять ноль баллов по критериям «Соблюдение орфоэпических норм» (О) и «Речевое оформление» (РО), поскольку объём диалогической речи не позволяет оценить в полном объёме владение участником собеседования этими умениями.
- По критериям «Соблюдение грамматических норм» (Г) и «Соблюдение речевых норм» (Р) следует действовать согласно критериям оценивания.
ВАЖНО!
- Оценивая правильность речи при выполнении заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
- Помните, что неоправданные паузы в монологической и диалогической речи обучающихся квалифицируются как нарушение орфоэпических норм (О) .
Типичные грамматические ошибки
- К числу типичных грамматических ошибок (Г) относятся ошибки, связанные с употреблением глаголов, глагольных форм, наречий, а также связанные с управлением в структуре словосочетания и с построением некоторых синтаксических конструкций:
- ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет );
- неправильное употребление видо-временных форм глаголов: Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...даёт.., учит... );
- ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие );
- ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (следует: выйдя );
- неправильное образование наречий: Автор тута был не прав
- (норма: тут );
- нарушение управления: проблема о роли творческих людей ; рассуждает над проблемой ; привести в пример произведение (случай) ;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (следует: …это художественная сторона произведения ); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (следует: ...нужны смелость, знания, честность );
- неправильное построение сложносочинённого предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .
Типичные речевые ошибки:
- плеоназм;
- тавтология;
- немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
- неоправданный повтор слов, например частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ;
- нарушение лексической сочетаемости: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним знакомо );
- смешение паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого- нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»).
Инструкция для эксперта
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с:
- демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, включая критерии оценивания итогового собеседования, размещёнными на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ» (http://fipi.ru) либо полученными от ответственного организатора образовательной организации;
- порядком проведения и проверки итогового собеседования, определённым ОИВ;
- Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования:
- получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы:
- протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; КИМ итогового собеседования; доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; листы бумаги для черновиков для эксперта (при необходимости);
- протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
- КИМ итогового собеседования;
- доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
- листы бумаги для черновиков для эксперта (при необходимости);
- ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования, полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования).
Во время проведения итогового собеседования:
- оценивать ответы участников итогового собеседования непосредственно в аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая аудиозапись (схема оценивания определяется ОИВ);
- вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
- ФИО участника; класс; номер аудитории; номер варианта; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; отметку «зачёт»/ «незачёт»; отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования); ФИО, подпись и дату проверки. По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать собеседнику вместе с КИМ итогового собеседования, выданным эксперту, листами бумаги для черновиков для эксперта (при наличии).
- ФИО участника;
- класс;
- номер аудитории;
- номер варианта;
- баллы по каждому критерию оценивания;
- общее количество баллов;
- отметку «зачёт»/ «незачёт»;
- отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования);
- ФИО, подпись и дату проверки.
- По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать собеседнику вместе с КИМ итогового собеседования, выданным эксперту, листами бумаги для черновиков для эксперта (при наличии).
ВАЖНО!
- Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и собеседника! Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его рабочее место рекомендуется определить в той части учебного кабинета, которую участник итогового собеседования зрительно не сможет наблюдать (и, соответственно, отвлекаться) на процесс оценивания итогового собеседования.