АКВАГИМНАСТИКА
Выполнила:
Учитель-дефектолог
Талалаева И.В.
Пальчиковая аквагимнастика- это не только занимательные игры в воде, но и упражнения, способствующие речевому и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Цели аквагимнастики:
- развитие мелкой моторики рук детей,
- активное стимулирование речевых зон коры головного мозга ребёнка;
- эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.
Задачи:
- развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
- формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;
- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в таких понятиях, как «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Игры с детьми старше 5 лет можно оформить разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами, камешками Марблс и другими. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:
• Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу проводить регулярно, систематически.
• Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Необходимо следить, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5 - 7 минут, постепенно доводят до 20 минут.
Прежде чем приступать вам к играм с детьми, нужно определить для них несколько простых правил работы с водой:
– нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы рук разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды с речевым сопровождением.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
- Опустим пальчики на дно и представим, что мы стали морскими звездочками.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
- А теперь превратимся в рака.
Игра «Рак»
И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения можно делать попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
- Вот подплыла медуза.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
- А теперь приплыли озорные рыбки, порезвимся с ними.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде с речевым сопровождением.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
- Поднимемся на поверхность моря и посмотрим на акулу.
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
- И тут на горизонте показался пароход.
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки привезет.
- Внезапно подул сильный ветер, и море сразу запенилось и зашумело, поднялись волны.
Игра «Волны»
И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!