Альтернативная коммуникация на уроках логопедии.
Звук и буква О.
Цель: формировать умение на основе фонетического анализа слов выделять звук [О], познакомить с буквой О, совершенствовать навык чтения , умение работать с текстом, развивать речь, память, мышление
1. Учить выделять из слов на слух гласный звук (О);
2. развивать речь, внимание, фонетический слух
Оборудование: Картинка девочки, пиктограммы-действия(петь, читать, делать упражнения, отвечать на вопросы, писать, рассказывать, рисовать), пиктограммы-предметы (руки, ноги, глаза , зубы), мнемотаблица «осень в парке», зеркала, карточка с буквой О, пиктограмма звука О, картинки (горох, осень, окунь, ослик, окна), раскраска «горох».
1. Орг.момент.
Дети: Мы умные, мы дружные,
Мы старательные, мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
2.Повторение, актуализация знаний.
-Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
-Верите ли вы, что…
_Звуки бывают гласные и согласные? (да)
_Гласные звуки поются? (да)
_Звуки мы слышим и произносим?(да)
_На письме звук обозначается буквой ? (да)
- Что мы сейчас делали в игре? (повторили)
3. Формулирование темы урока, постановка целей.
Отгадайте загадку:
-Дом зеленый тесноват,
Узкий,длинный,гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох)
- Слушайте и повторяйте как охает горох:
«Ох,ох,ох!-разворчался наш горох.
Посмотрите н картинку, как наш горох открывает рот?
Покажите мне? ( в это время показываю пиктограмму звука О)
О какой букве мы будем сегодня говорить? ( Буква О)
Чему мы будем сегодня учиться? (Узнаем новую букву и её звук.)
4. . Открытие детьми нового знания. Дети самостоятельно составляют дальнейший конспект урока.
Я предлагаю вам выбрать действие, с помощью которого мы познакомимся с буквой и звуком О. (На доске предлагаются пиктограммы - действия).
Варианты: (На основе выбора детей проводится дальнейший ход урока).
Рисовать. «Закрась горошины в стручке»
Закрась горошины в стручке. Покажи большую горошину. Покажи маленькие горошины. Назови все фигуры.
«Закрась букву О» (раскраска «горох»)
Писать. «Обведи букву пальцем»
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла, бока помяла
И теперь овальная
(пиктограмма буквы О)
Петь. « Оля»
Посмотрите, кто пришел! Это девочка Оля.
Оля плачет и кричит-
Зубик у нее болит!
-Как Оля открывает рот? (без голоса)
-Как Оля плачет? (с голосом).
-Какой звук произносит Оля?
Пропоем этот звук (громко, тихо)
Рассказывать.
Слушайте внимательно и делайте вместе со мной. «Расскажи» стихотворение руками.
Стих «Коготки»
Отвечать на вопросы.
Ответьте мне на вопрос, какой первый звук мы слышим в слове Оля?
Придумайте еще слово, которое начинается на звук О
Читать
Мнемотаблица «Осень в парке»
Прочитай, эта буква О.
Делать упражнения. (физкультминутка) «Олины помощники»
4.Актуализация знаний (повторение пройденного)
Что нового узнали?
Какие действия мы с вами выполняли для знакомства со звуком и буквой О?
Про что мы сегодня узнали? (Про звук и букву О)
А что мы еще можем сделать? (называют действия)
5.Рефлексия.Итог.
Что получилось?
В чем испытывали трудности?
Что бы нам хотелось еще узнать?
(на основе ответов составляется конспект следующего занятия )