АЛАЛИЯ.Современные подходы к проблеме.
Информация подготовлена по материалам Вебинара Марианны Лынской.
Учитель-логопед Г.А.Лосева
Городское методическое объединение
Мегион,ХМАО
Факторы развития речи в норме
- врожденная языковая способность;
- первично сохранный интеллект;
- стимулы из внешней среды;
- мотивация к речи;
- полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;
- полноценная связь между обоими полушариями;
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды
ПРИЧИНЫ алалии:
- неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность;
- поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения;
- возраст родителей от 30 до 40 лет;
- угроза прерывания беременности; патологические роды и др.
- около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия ( как внутриутробная, так и во время родов).
- Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм усугубляют течение алалии, но не провоцируют её появление.
«Алалия» и «ОНР» в классической литературе
- Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
- Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006).
- Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998) .
- Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003).
- Сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
УРОВНИ ОНР
- Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет ….(Р.Е.Левина, 1967)
Правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Особо имеет значение возраст детей. В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет.
Патогенез сенсорной алалии
Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области
Патогенез моторной алалии
При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.
Неврологическая симптоматика алалии
- Агнозии ;
- Апраксии;
- Снижение активности нейродинамических процессов;
- Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.
Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств.
Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.
Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.
Виды зрительной агнозии :
предметная агнозия,
цветовая агнозия, а
гнозия на лица,
пальцевая агнозия
Виды апраксии
- При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими.
- При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Характер ЭЭГ исследования при алалии:
- отмечаются дисритмический тип;
- недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;
- гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;
- снижение реактивности центральной нервной системы;
- дисфункция стволовых регуляторных систем;
Уровни понимания речи у неговорящих детей
- Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
- Ситуативный : ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
- Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:
- Частое сочетание алалии с дизартрией.
- Недостаточная реализация артикуляционных возможностей;
- Недостаточная сформированность операций выбора фонем.
- Стойкие трудности в усвоении комплекса артикуляций.
- Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Образовательная технология -
совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической .
Инновационные технологии
внедренные, новые, обладающие повышенной эффективност и методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
Инновационные технологии в логопедии:
- Информационные технологии;
- Современные технологии логопедического массажа;
- Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции;
- Современные технологии сенсорного воспитания;
- Арт-терапевтические технологии;
- Современные методы оздоровления;
- Телесноориентированные техники;
- Игровые Lego-технологии
Основа коррекционного воздействия арт-терапии
Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге
Виды арт-терапии
- Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);
- Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);
- Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
- Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, бисероплетение, работа с глиной);
- Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия);
- Креативная игротерапия (песочная терапия).
Использование музыкотерапии в логопедии:
Коррекционные задачи:
- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
- увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
- формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
- нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Коррекционные возможности танцевальной терапии :
- Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия;
- активизация регулирующий и планирующей функции речи;
- совершенствование невербального общения и фатической функции речи;
- формирование лексикона, его активизация;
- совершенствование пространственных представлений;
- формирование слоговой структуры слова;
- нормализация нервной деятельности.
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:
- рисование мыльными пузырями«;
- техника "кляксография»;
- пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды);
- рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);
- Ниткография;
- тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных);
- Рисование на манке;
- Техника «овощных печатей»;
- Техника «монотипия»;
- Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.
- Техника отпечатывания ватой.
- Техника «оттиск пробками»
- Рисование ладошками.
Понятие «информационная технология»
информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
- Повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- Организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации;
- Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- Возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- Визуализация акустических компонентов речи;
- Расширение спектра невебральных заданий;
- Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;
- Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации;
- За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
Современные технологии логопедического массажа
- Японская методика пальцевого массажа;
- Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);
- Прищепочный массаж;
- Массаж орехами;
- Массаж шестигранными карандашами;
- Массаж аппликаторами;
- Массаж четками;
- Массаж травяными мешочками;
- Массаж камнями;
- Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками;
- Массаж приборами су-джок терапии.
Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:
- Логопедический массаж;
- Коррекция мелкой моторики;
- Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;
- Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);
- Профилактика заикания.
Психотерапевтическое воздействие камней:
- Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии;
- Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием;
- Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание;
- Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы;
- Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии;
- Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.
Цель логоработы с неговорящими
- Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
Задачи работы
- Стимуляция речевой и психической активности.
- Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию).
- Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
- Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
- Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
- Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
- Развитие эмоционального общения со взрослым.
- Профилактика возникновения заикания
Принципы работы
- Системности и комплексности;
- Систематичность проведения занятий .
- Опора на разные модальности
- Экспрессия педагога (родителя)
- Эмоциональный фон совместной деятельности
- Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия
- Активное целенаправленное включение родителей
- Вариативность наглядного и дидактического материала для детей .
- Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка .
- Использование продуманной, визуализированной системы поощрения
- Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
Направления работы
Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи.
Формирование планирующей и регулирующей функций речи.
Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания.
Формирование звуко-слоговой структуры слова.
Формирование внутреннего и внешнего лексикона.
Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания.
Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).
Дополнительные направления
- Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
- Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия.
- Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению.
- Совершенствование пространственно-временных представлений.
- Совершенствование разных видов мышления.
- Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового).
- Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма.
- Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной.
- Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей.
- Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.