СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учись не путать звуки Альбом №1 Мазанова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учись не путать звуки Альбом №1 Мазанова»








ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый вниманию специалистов альбом № 1 является составной частью комплекта по коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Пособие представляет собой систематизированный автором практический материал и составлено с учетом современных методических требований.

Материалы, предлагаемые в альбоме, помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звукрв. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.

Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

1. Звонкие согласные звуки:

— при чтении — синий колокольчик (твердый звонкий согласный звук);

зеленый колокольчик (мягкий звонкий согласный звук);

— на письме: синий незакрашенный кружок (твердый звонкий согласный звук);

зеленый незакрашенный кружок (мягкий звонкий согласный звук).

2. Глухие согласные звуки:

— при чтении — синие наушники (твердый глухой согласный звук);

зеленые наушники — (мягкий глухой согласный звук);

— на письме — синий закрашенный кружок (твердый глухой согласный звук);

зеленый закрашенный кружок (мягкий глухой согласный звук).

3. Гласные звуки:

— первого ряда — красный незакрашенный кружок;

— второго ряда — красный закрашенный кружок.

1 . БУКВЫ А-Я

1. Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.

2 . Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.

сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ


3 . Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).


4 . Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые мож­но объединить в одну группу.

Ва... ме... Ко... пе...

То... пет... ска... топо...



5. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно

МЯШИНЯ_________________ ЗЕБРЯ____________________

СКЯМЕЙКЯ________________ НАНА____________________

КЯПЮШОН________________ ТЕТРЯДИ_________________

ГРАЗНО__________________ СЛАКОТЬ_________________

ЗЯМЕТКЯ_________________ КЛАКСЯ__________________


6 . Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я. Подбери признаки к этим предметам.


7. Собери и запиши слова из данных наборов букв. Объясни их значение. Отметь мягкость — твёрдость согласных перед гласными А — Я.

ДДЯЯ___________________ АММА__________________

ННЯЯ___________________ ЗМЛЕЯ_________________

КРТОАН________________ КРЯАОГ________________


8. Вставь пропущенные буквы А — Я. «Подружи» слова из левого столбика со словами из правого столбика (соедини их линиями). Прочитай и запиши словосочетания. Укажи твёр­дость и мягкость согласных перед буквами А — Я.


ХИТРА_ Б_БОЧК_ _________________________

ЛОВК_Я МЫШК_ _________________________

ПУШИСТА_ ЗМЕ_ _________________________

СЕР_Я ОБЕЗЬ_Н_ ________________________

ЯДОВИТ_Я КОШК_ _________________________

ЯРКА_ ЛИС_ _________________________







9. Из данных наборов слов составь предложения. Запиши предложения по порядку так, чтобы получился рассказ.

Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Де­ревья, праздничные стояли. Соком, налилась, алым, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку.

1 0. Вставь пропущенные буквы А — Я и впиши в предложения подходящие по смыслу сло­ва. Придумай название к этому рассказу.

Пол___нки н___дели_____________пл___тья. На первой полянке распустились_____________нез___будки. На второй пол___нке расцвел___ гвоздик___Третья пол___нк___ ст___л___ _____________ от ром___шек. Четвёрт___я полянк___ был__ ______________от колокольчиков.


2. БУКВЫ У - Ю

1. Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Ю.








2 . Сделай подписи к картинкам. Выдели гласную букву У или Ю в каждом слове. Образец: ПУГОВИЦА.



3 . Отгадай ребусы и запиши отгаданные слова.



4. Помоги клоуну Илюше изменить и записать слова по образцу. Образец: провожать — провожаю, изображать — изображаю.

ОЧИЩАТЬ_______________ КАЧАТЬ__________________

СМОТРЕТЬ______________ ПУГАТЬ___________________

ПИЩАТЬ________________ ЛЕТАТЬ___________________


5. Послушай и отгадай загадки. Обведи картинки-отгадки по точкам и напиши их названия. Каким цветом нужно обозначить согласную перед буквой У? А перед Ю?

И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком

Нас всегда везде найдёте — Кулёк ледяной.

На поляне, на опушке. Он полон капели

М ы зелёные ... И пахнет весной ...


Т учек нет на горизонте, Он решил, что он жираф,

Но раскрылся в небе зонтик. И ходит голову задрав,

Через несколько минут Говорят из разных блюд

О пустился ... Лишь колючки ест ...

6. Из данных наборов слов составь предложения. Запиши их. Отметь мягкие согласные перед гласной Ю и твёрдые согласные перед гласной У. Объясни, почему в одних сло­вах мы пишем букву У, а в других — Ю?

Саду, Люба, гуляла, в.

Пруду, утки, купались, в.

Волки, на, ночью, воют, луну.

Плохо, стужу, воробьи, зимнюю, переносят.

7 . Прочитай рассказы. Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов.

Осень

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.

* Объясни написание слова парашют.







К ак Люба варила компот

Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!


3. БУКВЫ О - Ё

1. Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Ё.


2. Соедини пары слогов с гласными I (А, 0, У) и II (Я, Ё, Ю) ряда стрелочками.

ом ас пю ут ел пу ют

эл фо рё ём яс фё ро


Запиши слоги парами. Выдели гласные буквы.








3. Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению.

4 . Сделай подписи к картинкам. Выдели гласную О или Ё в каждом слове. Образец: ГО-ЛУБЬ.




5. Рассмотри героев сказки. Назови их и запиши их имена. Из какой сказки они пришли? Назови героев этой сказ­ки. Кто автор сказки «Золушка»?





6 . Вставь пропущенные буквы О — Ё и прочитай слова, записанные на зёрнышках. Распре­дели «зернышки»-слова в три миски. Проведи линии-дорожки.


7. Подбери к словам-предметам из предыдущего задания слова-признаки и запиши слово­сочетания. Выдели в словах буквы О — Ё и согласные перед ними по образцу. Образец: модная одежда, тёплая вода и т.д.

8 . Золушка убегает с бала и бежит по ступенькам дворца. Из-под её каблучков вылетают буквы О — Ё. Вставь пропущенные буквы О — Ё. Прочитай и запиши предложения.

Во дв___ре вырос кл__н. Мальчик открыл з_нтик.

Из крана ль__тся в_да. Дв__рник м_л дв_р.

В п_ле проскакал к_нь.




4. БУКВЫ И - Ы

1. Сравни звуки И — Ы. Дай харак­теристику этим звукам.


2 . Рассмотри и подпиши изображения фруктов.


3 . Назови предметы и «рассели» их по домикам (проведи линии). Запиши слова под каж­дым домиком.



5. МЯГКИЙ ЗНАК.

1 . Помоги ёжику собрать грибы — подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.

2. Рассмотри и запомни схемы для обозначения слов с мягким знаком:

н а конце слова (например: ель, конь) в середине слова (коньки, пальто)

3. Подбери к моделям слова и запиши их. Укажи роль мягкого знака.

4 . Вставь в слова пропущенный мягкий знак. Сравни пары слов. Сделай вывод о месте и роли мягкого знака в каждом слове.


К ОН_ - КОН_КИ УГОЛ_ - УГОЛ_КИ ПЕН_ - ПЕН_КИ ДЕН_ - ДЕН_КИ КУЛ_ - КУЛ_КИ ОГОН_ - ОГОН_КИ

5 . Рассмотри и запомни схему для обозначения слов с разделительным мягким знаком (например, в словах «соловьи», «колье»).


6. Вставь в слова мягкий знак. Прочитай слова. Зеленым карандашом подчеркни только разделительный мягкий знак.

КРЫЛ_Я РОЛ_ УГОЛ_КИ БЕЛ_Ё

СЕМ_Я ОГОН_КИ ПЕН_КИ ПОЛ_Ю

КОЛ_Е ПЕН_ ДЕН_КИ РУЛ_


7. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой.

8 . Рассмотри картинки, назови предметы и составь с этими словами предложения. Запиши поелложения и укажи ооль мягкого знака в словах.





9 . Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь.

За малиной

Наступил июл___Стоит сил___ная жара. Ребята идут в лес___за

грибами и ягодами. На кустах крупные душистые ягоды. Вот Ол___га. Она л___юбит малину. У неё пол___ная корзина ягод___Никита помогает Ол___ге нести ягоды. К вечеру жара с___пала. Надвинулас___тем___ная туча. Ребята быс___тро бегут___к дому.

10. Посмотри, кот-проказник смёл на совок все Ь и Ъ. Вставь в слова Ь и Ъ и объясни значения слов. Запиши под буквой А — слова с Ь, а под буквой Б — с Ъ.

В_ЁТ КОН_КИ В_ЕХАЛ ПОД_ЕЗД

КОН_ ОБ_ЯВЛЕНИЕ П_ЕСА ЕЛ_НИК

б . ЗВУКИ Б - Б', П - П'

1 . Рассмотри символы, подходящие для звуков Б — Б , П — П . Опреде­ли, какой символ к какому звуку от­носится? Перечисли характеристи­ки звуков Б — Б , П — П .


2. Ответь на вопросы и запиши ответы. Выдели в словах буквы Б — П.

Кого ловят рыбаки?_____________________________________

Что остаётся от спиленного дерева? ________________________

Как называется дерево с белым стволом?___________________

Ч то приносит почтальон? _________________________________

3 . Отгадай ребусы и запиши слова-отгадки. Отметь изучаемые буквы занятия.

4. «Подружи» буквы П — Б со словами.

_удка _о__елка хло__ок та_очки

зу_ы _робко за_ор _о_ла8ок

5. Вставь пропущенные слоги и прочитай слова. Назови сначала слова со звуками Б — Б , а потом П — П .

БА - ПА

лам____ шля____ жа____ тум____ шу____

шай____ ре____ ____бочка ____роль ____ра


БУ-ПУ

____сы ____ря ____зырь ____пок

____тон ар____зы по____гай ре____сы


БИ-ПИ

____лот ____лет ____па ____лить ____дон

к а____нет ка____на на____сать ____нокль ____тон



7. Рассмотри предметы и скажи, кому они могут принадлежать? Обведи по контуру пред­меты и скажи, из какой сказки эти герои?

8 . Замени символы буквами П — Б и прочитай текст. Запиши его.

9 . Вставь пропущенные буквы П — Б и прочитай слова. Определи, какие слова выберет себе Буратино, а какие слова достанутся Пьеро? Почему? Запиши эти слова в разные столбики.

_ОЧКА _ЕЛКА _ИЛА _А_УШКА

_УШКА _ЕНАЛ _РОВИ _УМАГА


7 . ЗВУКИ В - В', Ф - Ф'

1 . Рассмотри символы, подходящие для звуков В — В , Ф — Ф . Опреде­ли, какой символ к какому звуку от­носится? Перечисли характеристи­ки звуков В - В', Ф - Ф\



2 . Найди в таблице все буквы В — Ф. Под буквой В нарисуй простым карандашом звонок, а под буквой Ф — наушники.





ЗВУКИ Г - Г', К - К'

8. Звуки Г - Г’, К - К’

1 . Рассмотри символы, подходящие для звуков Г — Г’, К — К’. Определи, какой символ к какому звуку отно­сится? Перечисли характеристики звуков Г — Г’ К — К’

2. Найди в таблице все буквы Г и К. Под буквой Г нарисуй простым карандашом звонок, а под буквой К — наушники.

НКЛГКАСМГДЭКГ

КОДЖКГКМИБЮКЧГ ГКФЧШЖКЮГЪЯГАФ

3. Познакомься с Гномом — героем занятия — и его автомобилем — гномомобилем. Запиши имя героя и название его автомобиля.



4 . Помоги Гному купить в магазине необходимые товары (выбирать нужно только слова со звуками Г — Г’). Запиши слова — названия покупок.


5. Друг Гномика медвежонок Гоша разводит пчёл. У него на лужайке ульи. Какой пчелке в какой улей лететь? Соедини линиями каждую пчелку с соответетвующим ульем.





















б. В зоопарке можно встретить разных животных и птиц. Запиши названия обитателей зоопарка.


7 . Как кудахчут куры? Как гогочут гуси? Подбери и запиши 3—5 родственных слов к сло­вам куры, гуси.

КУРЫ -______________________________________________

ГУСИ -_______________________________________________



8. Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению.

КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА КРОТ

Г ОРА ГАЛЬКА ГОД КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ КОРА КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ

9. Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы полу­чился рассказ. Запиши рассказ и выделите буквы Г — К.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.


10. Вставь буквы Г — К в слова. Прочитай рассказ.

_раницу сторожил по_ранични_. Рядом лежал верный пёс Чу_. Наступила _лубо__ая ночь. Вдру__ пёс вздро_нул. Чу_ почуял










вра_а. По_ранични_ спустил соба_у с повод_а. Пёс стрелой пом­чался на вра_а в темноту. Вра_ был остановлен.



9. ЗВУКИ Д - Д', Т - Т'



1 . Рассмотри символы, подходящие для звуков Д — Д*, Т — Т\ Опреде­ли, какой символ к какому звуку от­носится? Перечисли характеристи­ки звуков Д — Д\ Т — Т\




2. Собери для Деда Мороза кубики: составь из них имена детей и узнай, кому приносил подарки Дедушка Мороз.




3. Образуй слова по образцу и запиши их парами. Выдели буквы Д — Т. Образец: ЗАВОД — ЗАВОДИК

ДЕТИ -_______________ КОТ - _____________

ДОМ -________________ ДЕНЬ - ____________

ЛЁД -________________ ТОРТ - ____________


4 . Закончи предложения: проведи линии к соответствующим картинкам. Запиши предло­жения. Выдели буквы Д — Т. Составь схемы предложений.

Двор подметают ....

Дрова рубят ....

Гвозди забивают ....

На лугу растёт сочная ....

В шкафу стоят новые ... .


5 . «Раздай» картинки Тиму и Тому: проведи линии от картинок со звуками Т и Т* к каждому брату.


6. Рассмотри элементы букв и обведи только те, которые подходят для букв Д — Т.









7. Обведи картинки и назови ге­роев занятия. Из какой сказ­ки они пришли?
























8. Вставь верно буквы Д — Т в слова, тогда Бастинда исчезнет.

___ом -___ом

____УШ -____УШЬ

____ЕНЬ -____ЕНЬ

____ОЧКА -____ОЧКА



9. Подбери ключ к замку и освободи Элли из замка Людоеда. Образец:__ван — диван.

во____ ро____ ____бун ____мик

пло____ ____тя бан____ки де____



10. Саблезубые тигры пропустят только того, кто сможет объединить слова в группы (под­черкни каждую группу родственных слов линией своего цвета). Запиши эти группы слов. Выдели звуки Д — Т. Образец: холод, холодный, холодно. Какие слова лишние? Поче­му?

ПРУД МОСТИК СЛЕДОПЫТ

МОСТЫ НАСЛЕДИТЬ ГОДИК

СЛЕДЫ ГОДОВОЙ СЛЕДОВАТЬ

ГРАД ТЁПЛЫЙ ГОРОДОК

ТЕПЛО ГОРОДСКОЙ ГОРОДИЩЕ





Г ОДА ПАРАДНЫЙ ЗАПРУДА

ГОРОДА ПРУДИК ЗАПРУДИТЬ

ПАРАДЫ МОСТИТЬ ЗАМОСТИТЬ

МОСТ ПОТЕПЛЕНИЕ РАДОВАТЬ

1 1. Запиши желания героев сказки. Как ты думаешь, почему они загадали именно это?

Элли —___________________________________________________

Дровосек — _______________________________________________

Страшила —______________________________________________

Трусливый лев —__________________________________________


12. Собери половинки фруктов и прочитай слова.



13. С каким звуком (буквой) занятия дружит каждый герой? Запиши эти буквы.


Девочка Элл и —_______ Дровосек —______________

Страшила —___________ Тотошка —_______________

Трусливый лев —______ Гудвин —_______________

Бастинда —____________ Саблезубые тигры —______



14. Восстанови словосочетания: замени в словах букву Д буквой Т и наоборот. Запиши словосочетания. Выдели буквы Д — Т.


ДРУТНОЕ ТЕЛО________________________________________

ЧИСДАЯ ТЕДРАТЬ_____________________________________

СЛАДКИЙ ДОРД_______________________________________

ДЕНИСДЫЙ САТИК_____________________________________

ТУБОВЫЙ СДОЛ_______________________________________

СДАРЫЙ ХОЛОТИЛЬНИК________________________________

ТУШИСДЫЙ ЛАНТЫШ__________________________________


15. Прочитай текст, заменяя символы буквами Д — Т. Запиши текст и укажи наличие звуков занятия.

А

1 0. ЗВУКИ 3 - 3', С - С'


1 . Рассмотри символы, подходящие для звуков 3 — 3 , С — С . Опреде­ли, какой символ к какому звуку от­носится? Перечисли характеристи­ки звуков 3 — 3 , С — С .




2. Составь и запиши слоги, соединяя согласную букву 3 с каждой из гласных по очереди. Прочитай слоги. Выдели твердые и мягкие звуки 3.


А О У Е


Ы И Я Ю


3. Прочитай стихотворение, заменяя звоночки звуками 3 — 3 .


Выпиши слова со звуками 3 — 3*.






4. Дед Буквоед съел в словах все буквы С и заменил их другими буквами. Наведи порядок: верни буквы С в слова и запиши их. Образец: ТОНЯ — СОНЯ, ГОЛОД — ГОЛОС.

тоня - соня голод - голос

ПАЛКИ -_________________ РЕЙД -__________________

ТОПКА -_________________ НОЖ -___________________

кон -____________________ морж -____________

ЛУК -____________________ ЛЕВ -____________________


5. Составь словосочетания: соедини линиями слова-признаки из левого столбика со слова­ми-предметами из правого столбика. Запиши словосочетания. Выдели буквы С.

СЕРАЯ СОВА

СТАРЫЙ НОСКИ

СИНИЙ САМОКАТ

ШЕРСТЯНЫЕ СОБАКА

СРОЧНЫЕ ГАЛСТУК

СТОРОЖЕВАЯ ПИСЬМА

А

6 . Замени символы звуков буквой С. Запиши слова.





7 . Вспомни и запиши имена друзей Незнайки. Выдели в их именах буквы 3 — С.

8 . Незнайка решил зайти в гости к музыканту Гусле, но по пути попал под буквенный дождь. Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. Укажи звуки занятия.

9. Гусля никак не может написать новую песню. Некоторые слова сломались. В них не хватает слогов. Почини слова: вставь подходящие слоги и запиши их.

БРОН... -_________________ СТРЕКО... -_______________

...ДОВЫЙ -_______________ ...МА -___________________

ВОЛО... -_________________ ...ЛОВЕЙ -_______________


10. Винтик и Шпунтик работают в своей мастерской. Помоги им отремонтировать слова: замени букву 3 буквой С и наоборот. Запиши новые слова. Выдели буквы занятия.

ЗАХАР -_____________ ЛИСА -_____________

СИМА -______________ САЙКА -____________

РОСА -______________ КОЗА -_____________



11. Помоги Знайке составить словосочетания: соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цветными линиями. Запиши эти слово­сочетания. Выдели буквы 3 — С.


МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ

ВЕСЁЛЫЙ ЗАБОРЫ

ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ

ЗВОНКАЯ ИГРА

ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ

ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ

ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА




1 2. Незнайка гулял около речки и на мостике прочёл такие маленькие слова: С, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА. Как ты думаешь, что они обозначают? Вставь в каждое предложение под­ходящее маленькое слово (предлог) и прочитай предложение целиком.

Зайка выглядывает________куста.

Дети сидят________партой.

Посуду убрали________стола.

Синица слетела________ветки.

Дети встали________стола.

Лиса следит________зайцем.



13. Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу. Запиши рассказ.



1 4. Прочитай текст и догадайся, о чём в нем говорится. Перепиши текст, заменяя картинки словами. Выделите звуки 3 — С.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!