СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альбом "Образ Ивана Грозного в живописи"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

 

Просмотр содержимого документа
«Альбом "Образ Ивана Грозного в живописи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноборская средняя общеобразовательная школа»

457227 поселок Черноборский Чесменского района Челябинской области

ул. Октябрьская,19а, тел.83516996894, [email protected]






Образ Ивана Грозного в искусстве



Автор проекта: Ключикова Анастасия,

обучающаяся 7 класса


Наставник проекта: Мельникова И.И.,

учитель русского языка и литературы



















Оглавление

1. Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

2. Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

3. Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

4. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

5. Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

6. Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

7. Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

8. Николай Неврев «Опричники», 1904 год

9. Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

10. М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год

11. «Иван Грозный» - прижизненный портрет.

















Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна - подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.





Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

На вопрос, сколько всего было жен у Ивана Грозного, есть четкий ответ. Четыре. Потому что православная церковь разрешает венчаться только трижды. Но поскольку третья супруга царя умерла чуть ли не наутро после свадьбы, обвенчали и в четвертый раз, так как он клялся, что пальцем не успел к ней притронуться. Все остальные «жены» — чистой воды наложницы и фаворитки. Кстати, и Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского. Так что права Лжедмитрия на престол были уже совсем сомнительными, даже если б он был подлинным.

На этой картине изображена шестая «жена», Василиса, вдова Мелентьева. По легенде, чтобы получить красавицу, царь приказал ее мужа зарезать. Закончилось все тоже плохо — через два года идиллии Иван застал Василису с любовником. То ли ее после этого заточили в монастырь, то ли похоронили заживо — точной информации нет, одни байки. Художник выбрал счастливый момент — Иван еще влюблен, еще не обманут и любуется на спящую красавицу. Но и это все фальсификация! Скорей всего, все сообщения об этой женщине сочинили "историки" 19 века: не было никакой Василисы и не закапывал ее царь заживо. Просто любили вокруг его фигуры черный пиар разводить





Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала. Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.

Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом своей королевы. Русским царям он тоже помогал, чем мог, — например, уже после смерти Ивана Грозного привез для жены Федора I Иоанновича из Англии профессиональную акушерку. Впрочем, бояре заграничной медицины — колдовства какой-то «еретической дохторицы» — не одобрили, и несчастную женщину арестовали в Вологде. Царица так и не смогла благополучно разродиться — внуков у Ивана Грозного не появилось. У Горсея в итоге все было хорошо — он вернулся в Лондон, получил рыцарский титул и стал членом Парламента.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.



Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год



Пожалуй, самое парадное и величественное изображение этого царя в русской живописи XIX века. Это связано с настроением Васнецова в то время, когда он писал картину. Художник, «влюбленный» в допетровскую Россию, как раз только переехал в Москву и был ошеломлен волшебной стариной столицы, сохранившимися теремками, церквушками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, гуляя по Москве.

Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный. Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное. Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

Илья Репин Картина «Иван Грозный убивает своего сына», 1885 год

Илья Репин — великий русский живописец. Картина «Иван Грозный убивает своего сына» относится ко второму Петербургскому периоду в творчестве Репина Идея картины родилась под впечатлениями от трагических для России событий 1881 г. В письмах Репин называл 1881 год кровавым и роковым. Но окончательно мысль воплотить на холсте свое видение истории сына Ивана Грозного пришла к автору после прослушивания симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Мощь, силу и будоражащую страсть этой музыки художник решил воплотить в живописи. Прообразом Ивана Грозного художник выбрал живописца Григория Мясоедова, тот был известен своим крутым нравом. За основу образа цесаревича Репин взял лица пейзажиста Владимира Менка и композитора Всеволода Гаршина. В последнем автор увидел нужную ему обреченность жизни. Сам мэтр признавался, что картина «Иван Грозный убивает своего сына» нагоняла на него и на его друзей ужас еще в момент написания. Художник много раз ее переделывал, пытаясь добиться нужных эмоций в образах, красках, фоне. Работа была завершена только в 1885. В том же году Репин выставил ее на 13-й выставке передвижников. Отзывы были смешанными. В своей работе Илья Репин отразил взгляд русского общества на судьбу царевича. В середине-конце XIX века факт убийства Иваном Грозным своего сына не оспаривался, сегодня же эта история относится к разряду легенд о великом царе. Картина во все времена вызывала сильные чувства у зрителей. За 140 лет существования она дважды становилась жертвой вандалов: в 1913 и 2018 годах. После последнего нападения шедевру был нанесен серьезный урон, работы по реставрации продолжаются и сейчас.

Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества. Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.

Однако легенда о том, что к царю Ивану являлись души его жертв, действительно существовала. Уж насколько она старинная, не ясно. Но совесть царя точно мучила. Есть даже доказательство — т. н. «Синодик опальных», который царь под конец жизни разослал по церквям и монастырям. В него включено множество имен убитых людей, за которых царь просил молиться. Одних новгородских дворян указано несколько сотен человек.













Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

Почти все русские цари и великие князья были монахами. Иногда, правда, в течение минут десяти. Такой был обычай: чувствуя приближение смерти — не только исповедоваться и причаститься, но и принять постриг. Некоторые, правда, не успевали — если смерть была внезапной. Иван Грозный, однако, готовился к этой мысли заранее. Он был человек религиозный, боялся Бога, страдал от мук совести. И однажды, будучи далеко на севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, рухнул перед игуменом на колени, умоляя свершить обряд.

Но в итоге ничего из этого не вышло. Царь остался царем. И умер он внезапно, играя в шахматы. Говорят, от удара — а может, и отравили его 

















Николай Неврев «Опричники», 1904 год

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне.

Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Вот и посадили несчастного Федорова на трон, дали ему скипетр и державу. Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной). Можно даже не уточнять, что об этой истории известно лишь из сочинений одного иностранца, изданного злобными поляками.







Царь Иоанн Васильевич Грозный". М.М. Антокольский, 1875 год

Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.





















М. Герасимов «Иван Грозный», 1961 год



В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. "Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком", – писал Герасимов.





















«Иван Грозный» - прижизненный портрет



В 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного "Апостола" 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.