СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альбомов диагностики для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альбомов диагностики для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Альбомов диагностики для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями»

Альбомов диагностики для психолого-педагогического  обследования детей  с интеллектуальными нарушениями

Альбомов диагностики для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

Методика 1. Чего не стало (модифицированная методика С.Д. Забрамной)

  • Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
  • Цель: изучение особенностей произвольного внимания и способности воспроизводить на зрительном уровне объекты на основе узнавания.
  • Стимульный материал включает две серии предметных картинок, причем изображенные на ней объекты должны быть хорошо знакомы ребенку по жизненному опыту, обладать высокочастотностью в отношении их восприятия в процессе жизнедеятельности. Картинки для запоминания должны быть разноплановыми, т.е. изображенные предметы не должны принадлежать к одному классу, группе и не должны иметь внешнего 23 сходства. Кроме того, каждая серия содержит как картинки, относящиеся к стимульному ряду (т.е. те, которые он должен запомнить), так и картинки, которые к ряду не принадлежат, однако предъявляются ребенку вместе с «пропавшей» картинкой, чтобы он нашел среди них ту, которая была убрана экспериментатором в процессе исследования.
  • Первая серия. Четыре картинки стимульного ряда: бабочка, курица, карандаш, яблоко; две картинки, не принадлежащие ряду: ножницы, кукла (см. Приложение 1, рис. 1.1.).
  • Вторая серия. Пять картинок стимульного ряда: булка, кошка, лопата, гриб, цветок; две дополнительные картинки: корова, диван (см. Приложение 1, рис. 1.2-1.3.).
Ход исследования Перед ребенком раскладываются картинки стимульного ряда, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом ее покажешь и положишь на то место, на котором она лежала». После такого предъявления ребенку предъявляется три картинки, среди которых находится одна из картинок стимульного ряда (например, карандаш), а две другие первоначально не показывались ребенку. Испытуемый должен найти ту картинку, которая находилась в ряду, и положить ее на первоначальное место.  Вторая серия проводится аналогично с той разницей, что вниманию и запоминанию ребенку предлагается большее количество картинок (пять) и инструкция дается в более свернутом виде в связи с тем, что задание уже знакомо испытуемом

Ход исследования

  • Перед ребенком раскладываются картинки стимульного ряда, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом ее покажешь и положишь на то место, на котором она лежала».
  • После такого предъявления ребенку предъявляется три картинки, среди которых находится одна из картинок стимульного ряда (например, карандаш), а две другие первоначально не показывались ребенку. Испытуемый должен найти ту картинку, которая находилась в ряду, и положить ее на первоначальное место.
  • Вторая серия проводится аналогично с той разницей, что вниманию и запоминанию ребенку предлагается большее количество картинок (пять) и инструкция дается в более свернутом виде в связи с тем, что задание уже знакомо испытуемом
Оценка результатов   I уровень – ребенок не понимает инструкции, бесцельно передвигает картинки, которые были ему предъявлены для узнавания, действует неадекватно заданной ситуации, например, прикладывает к стимульному ряду все предъявленные для узнавания картинки (0 баллов). II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор (0 баллов). III уровень – ребенок выбирает нужную картинку, однако располагает ее не на первоначальном ее месте в ряду (2 балла). IV уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно: находит нужную картинку и кладет ее на ту позицию в ряду, на которой она находилась первоначально (3 балла)

Оценка результатов

  • I уровень – ребенок не понимает инструкции, бесцельно передвигает картинки, которые были ему предъявлены для узнавания, действует неадекватно заданной ситуации, например, прикладывает к стимульному ряду все предъявленные для узнавания картинки (0 баллов).
  • II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор (0 баллов).
  • III уровень – ребенок выбирает нужную картинку, однако располагает ее не на первоначальном ее месте в ряду (2 балла).
  • IV уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно: находит нужную картинку и кладет ее на ту позицию в ряду, на которой она находилась первоначально (3 балла)
Методика 2.Что изменилось (модифицированная методика С.Д. Забрамной ) Методика предназначена для детей дошкольного возраста. Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.  Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».  Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга (см. Приложение 2, рис. 2.1.).  Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака (см. Приложение 2, рис. 2.2.).

Методика 2.Что изменилось (модифицированная методика С.Д. Забрамной )

  • Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
  • Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.
  • Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».
  • Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга (см. Приложение 2, рис. 2.1.).
  • Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака (см. Приложение 2, рис. 2.2.).
Ход исследования Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале». Местами меняются только две картинки. Оценка результатов  I уровень – ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).  II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).  III уровень – ребенок выполняет задание верно (3 балла).

Ход исследования

  • Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале». Местами меняются только две картинки.
  • Оценка результатов
  • I уровень – ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).
  • II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).
  • III уровень – ребенок выполняет задание верно (3 балла).
Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева) Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: 1) выявить уровень развития опосредованной памяти; 2) изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи. Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка; б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.)

Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)

  • Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Цель:
  • 1) выявить уровень развития опосредованной памяти;
  • 2) изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.
  • Стимульный материал:
  • а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;
  • б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.)

Ход исследования

  • С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию: «Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь картинку, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Я тебе буду говорить слова, а здесь можно найти такую картинку, которая сможет напомнить тебе это слово».
  • Первым предъявляется слово «школа».
  • Затем последовательно предъявляются следующие слова. На выбор карточки отводится до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, то ребенку предъявляются те же виды помощи, что и при слове «школа». После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?». По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.
  • Оценка результатов
  • За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания – 10 баллов.
  • Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка – 0 баллов.
Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой) Методика предназначена для детей дошкольного возраста. Цель: 1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета); 2) выявление знаний о цветах; 3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук. Стимульный материал: 1) карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель (см. Приложение 4, рис. 4.1.); 2) карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами (см. Приложение 4, рис. 4.2.); 3) цветные карандаши

Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой)

  • Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
  • Цель:
  • 1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета);
  • 2) выявление знаний о цветах;
  • 3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.
  • Стимульный материал:
  • 1) карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель (см. Приложение 4, рис. 4.1.);
  • 2) карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами (см. Приложение 4, рис. 4.2.);
  • 3) цветные карандаши
Ход исследования Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши.  Инструкция : «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы. Оценка результатов  I уровень – ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов). II уровень – ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов). III уровень – ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).  IV уровень – ребенок выполняет задание без ошибок, т.е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).

Ход исследования

  • Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши.
  • Инструкция : «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.
  • Оценка результатов
  • I уровень – ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов).
  • II уровень – ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов).
  • III уровень – ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).
  • IV уровень – ребенок выполняет задание без ошибок, т.е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).
Методика 5. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф. Фатиховой) Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Цель: 1) изучение уровня и особенностей развития восприятия формы; 2) выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий;  3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.  Стимаульный материал: а) карточка со схематичным изображением предметов,  б)Раскрась предметы оставляющих сюжетную картинку: дом, дерево и кошка (см. Приложение 5, рис. 5.1.); в) карточка со схематичным изображением девочки с воздушными шариками, состоящей из геометрических фигур и набор плоскостных фигур соответствующей формы и размера (см. Приложение 5, рис. 5.2.-5.3.).

Методика 5. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф. Фатиховой)

  • Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Цель:
  • 1) изучение уровня и особенностей развития восприятия формы;
  • 2) выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий;
  • 3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.
  • Стимаульный материал:
  • а) карточка со схематичным изображением предметов,
  • б)Раскрась предметы оставляющих сюжетную картинку: дом, дерево и кошка (см. Приложение 5, рис. 5.1.);
  • в) карточка со схематичным изображением девочки с воздушными шариками, состоящей из геометрических фигур и набор плоскостных фигур соответствующей формы и размера (см. Приложение 5, рис. 5.2.-5.3.).
Ход исследования Исследование состоит из двух серий. Первая серия Ребенку предлагается карточка с сюжетным схематическим изображением (дом, дерево, кошка).  Инструкция: «Посмотри, какая интересная картинка! Что ты на ней видишь? Найди и назови фигуры, из которых составлена эта картинка. Из чего составлен дом? Собака? Дерево?» Вторая серия Ребенку предъявляется следующая карточка со схематичным изображением девочки и плоскостные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Нравится она тебе? Что здесь нарисовано? А теперь составь из этих фигур такую же картинку». После конструирования экспериментатор просит назвать геометрические фигуры, из которых построена картинка.

Ход исследования

  • Исследование состоит из двух серий.
  • Первая серия
  • Ребенку предлагается карточка с сюжетным схематическим изображением (дом, дерево, кошка).
  • Инструкция: «Посмотри, какая интересная картинка! Что ты на ней видишь? Найди и назови фигуры, из которых составлена эта картинка. Из чего составлен дом? Собака? Дерево?»
  • Вторая серия
  • Ребенку предъявляется следующая карточка со схематичным изображением девочки и плоскостные геометрические фигуры.
  • Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Нравится она тебе? Что здесь нарисовано? А теперь составь из этих фигур такую же картинку». После конструирования экспериментатор просит назвать геометрические фигуры, из которых построена картинка.
Методика 6. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера) Цель: 1) изучение уровня сформированности перцептивных действий; 2) выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах; 3) выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия. Стимульный материал: 1) карточки с предметными изображениями: а) первая серия: арбуз, мяч, солнце, кубик, телевизор, окно, крыша, елка, пирамидка (см. Приложение 6, рис. 6.1.-6.2.); б) вторая серия: кирпич, шкаф, книга, огурец, яйцо, дыня, ведро, цветочный горшок, фартук (см. Приложение 6, рис. 6.2-6.3.); б) третья серия: кресло, грузовик, коляска, чашка, корзина, шапочка, груша, лампочка, матрешка, пирамида, перец, ракета (см. Приложение 6, рис. 6.4.-6.5.); 2) 10 силуэтных эталонов форм (см. Приложение 6, рис. 6.6.- 6.7.)

Методика 6. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера)

  • Цель:
  • 1) изучение уровня сформированности перцептивных действий;
  • 2) выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах;
  • 3) выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия.
  • Стимульный материал:
  • 1) карточки с предметными изображениями:
  • а) первая серия: арбуз, мяч, солнце, кубик, телевизор, окно, крыша, елка, пирамидка (см. Приложение 6, рис. 6.1.-6.2.);
  • б) вторая серия: кирпич, шкаф, книга, огурец, яйцо, дыня, ведро, цветочный горшок, фартук (см. Приложение 6, рис. 6.2-6.3.);
  • б) третья серия: кресло, грузовик, коляска, чашка, корзина, шапочка, груша, лампочка, матрешка, пирамида, перец, ракета (см. Приложение 6, рис. 6.4.-6.5.);
  • 2) 10 силуэтных эталонов форм (см. Приложение 6, рис. 6.6.- 6.7.)
Ход исследования Перед ребенком выкладываются эталоны форм и дается инструкция: «Нужно разложить подходящие к фигуркам картинки. Вот так (на примере двух картинок демонстрируется принцип группировки)». Далее ребенку посредством жестов предлагается продолжить работу самостоятельно. Серии предъявляются последовательно. Оценка результатов I уровень – ребенок не понимает инструкцию, не выполняет задание либо нецеленаправленно манипулирует картинками.  II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно соотносит предметные изображения с эталонами их форм, допускает ошибки. III уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно, используя метод проб, т.е. действует путем наложения.  IV уровень – безошибочное зрительное соотнесение ребенком предметных изображений с эталонами их форм.

Ход исследования

  • Перед ребенком выкладываются эталоны форм и дается инструкция: «Нужно разложить подходящие к фигуркам картинки. Вот так (на примере двух картинок демонстрируется принцип группировки)». Далее ребенку посредством жестов предлагается продолжить работу самостоятельно.
  • Серии предъявляются последовательно.
  • Оценка результатов
  • I уровень – ребенок не понимает инструкцию, не выполняет задание либо нецеленаправленно манипулирует картинками.
  • II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно соотносит предметные изображения с эталонами их форм, допускает ошибки.
  • III уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно, используя метод проб, т.е. действует путем наложения.
  • IV уровень – безошибочное зрительное соотнесение ребенком предметных изображений с эталонами их форм.
Методика 7. Разрезные картинки модифицированный вариант) Методика предназначена для детей дошкольного возраста.  Цель: 1) изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-образного мышления;  2) выявление возможностей к перцептивному моделированию;  3) выявление способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения; 4) изучение способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач. Стимульный материал:  1) разрезные картинки (мяч из 2 частей, домик из 3 частей, мишка из 4 частей, машинка из 5 частей, чайник из 6 частей – см. Приложение 7, рис. 7.1.) 2) аналогичные цельные предметные картинки (см. Приложение 7, рис. 7.2.); 3) аналогичные картинки-трафареты (см. Приложение 7, рис. 7.3.).

Методика 7. Разрезные картинки модифицированный вариант)

  • Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
  • Цель:
  • 1) изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-образного мышления;
  • 2) выявление возможностей к перцептивному моделированию;
  • 3) выявление способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения;
  • 4) изучение способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач.
  • Стимульный материал:
  • 1) разрезные картинки (мяч из 2 частей, домик из 3 частей, мишка из 4 частей, машинка из 5 частей, чайник из 6 частей – см. Приложение 7, рис. 7.1.)
  • 2) аналогичные цельные предметные картинки (см. Приложение 7, рис. 7.2.);
  • 3) аналогичные картинки-трафареты (см. Приложение 7, рис. 7.3.).
Ход исследования Ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных картинок. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются. Предлагается инструкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка». Оценка результатов  I уровень – действия ребенка по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный характер. II уровень – ребенок складывает картинку, активно пользуясь методом проб. III уровень – ребенок собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотнесения

Ход исследования

  • Ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных картинок. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются. Предлагается инструкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка».
  • Оценка результатов
  • I уровень – действия ребенка по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный характер.
  • II уровень – ребенок складывает картинку, активно пользуясь методом проб.
  • III уровень – ребенок собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотнесения
Методика 8. Сложи круг (разработка Л.Ф. Фатиховой) Цель: 1) выявление уровня и особенностей сформированости наглядно-действенного мышления; 2) выявление способности к переносу действия в новые условия при решении наглядно-действенных задач более сложного уровня.  Стимульный материал: цельный круг-образец № 1 диаметром 10 см. нейтрального серо-голубого цвета, такие же круги-трафареты, разделенные линиями на 2, 3, 4, 5, 6 частей разных форм и, соответственно, части кругов, разрезанные по этим линиям. Материал включает по два круга, разделенных на две, три, четыре, пять, шесть частей (см. Приложение 8, рис. 8.1.-8.4.). Методика предусматривает последовательное усложнение заданий на комбинирование за счет увеличения количества частей в круге (от 2 до 6) и вариативности их пространственного расположения. Таким образом, материал представлен кругами с традиционными разрезами, т.е. разрезанными по диагонали (2а, 2б 3а, 4а, 5а, 6а) и с нетрадиционными разрезами (2б, 3б, 4б, 5б, 6б).

Методика 8. Сложи круг (разработка Л.Ф. Фатиховой)

  • Цель:
  • 1) выявление уровня и особенностей сформированости наглядно-действенного мышления;
  • 2) выявление способности к переносу действия в новые условия при решении наглядно-действенных задач более сложного уровня.
  • Стимульный материал: цельный круг-образец № 1 диаметром 10 см. нейтрального серо-голубого цвета, такие же круги-трафареты, разделенные линиями на 2, 3, 4, 5, 6 частей разных форм и, соответственно, части кругов, разрезанные по этим линиям. Материал включает по два круга, разделенных на две, три, четыре, пять, шесть частей (см. Приложение 8, рис. 8.1.-8.4.).
  • Методика предусматривает последовательное усложнение заданий на комбинирование за счет увеличения количества частей в круге (от 2 до 6) и вариативности их пространственного расположения. Таким образом, материал представлен кругами с традиционными разрезами, т.е. разрезанными по диагонали (2а, 2б 3а, 4а, 5а, 6а) и с нетрадиционными разрезами (2б, 3б, 4б, 5б, 6б).
Ход исследования Задание состоит в том, что, глядя на лежащий перед глазами круг, являющийся образцом, испытуемый должен сложить такую же фигуру сначала из двух частей, (2 круга), затем из трех (2 круга), из четырех (2 круга), из пяти (2 круга), из шести (2 круга). Все круги предъявляются последовательно. Круг 2а используется для объяснения задания и при подсчете баллов не учитывается.  Оценка результатов I уровень – испытуемый не понимает стоящей перед ним задачи, не осмысливает инструкцию, хаотично манипулирует частями фигуры либо вообще не приступает к выполнению задания.  II уровень – испытуемый понимает инструкцию и пытается сложить фигуру, однако действует непродуктивно, применяет нерациональные приемы при решении стоящей перед ним задачи.  III уровень – ребенок выполняет задание адекватно поставленной задаче, при этом он действует в наглядно-действенном плане, применяя метод проб.  IV уровень – ребенок выполняет задание на уровне зрительного соотнесения.

Ход исследования

  • Задание состоит в том, что, глядя на лежащий перед глазами круг, являющийся образцом, испытуемый должен сложить такую же фигуру сначала из двух частей, (2 круга), затем из трех (2 круга), из четырех (2 круга), из пяти (2 круга), из шести (2 круга). Все круги предъявляются последовательно. Круг 2а используется для объяснения задания и при подсчете баллов не учитывается.
  • Оценка результатов
  • I уровень – испытуемый не понимает стоящей перед ним задачи, не осмысливает инструкцию, хаотично манипулирует частями фигуры либо вообще не приступает к выполнению задания.
  • II уровень – испытуемый понимает инструкцию и пытается сложить фигуру, однако действует непродуктивно, применяет нерациональные приемы при решении стоящей перед ним задачи.
  • III уровень – ребенок выполняет задание адекватно поставленной задаче, при этом он действует в наглядно-действенном плане, применяя метод проб.
  • IV уровень – ребенок выполняет задание на уровне зрительного соотнесения.
Методика 9. Группировка предметов (модифицированная методика У.В. Ульенковой) Цель: выявление способностей к классификации предметов. Стимульный материал: 16 карточек с изображениями птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе – см. Приложение 9, рис. 9.1.-9.4.). Ход исследования  Ребенку предлагают 16 карточек и дают следующую инструкцию: «Посмотри на эти карточки, разложи их в четыре ряда так, чтобы карточки подходили друг к другу, и их можно было назвать одним словом». После выполнения первой части задания ребенку предлагается вторая: из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же, и их можно было назвать одним словом. Выполняя задание, ребенок должен сначала сделать обобщение через родовое понятие второй, а затем третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяснить свои действия и ответы.

Методика 9. Группировка предметов (модифицированная методика У.В. Ульенковой)

  • Цель: выявление способностей к классификации предметов.
  • Стимульный материал: 16 карточек с изображениями птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе – см. Приложение 9, рис. 9.1.-9.4.).
  • Ход исследования
  • Ребенку предлагают 16 карточек и дают следующую инструкцию: «Посмотри на эти карточки, разложи их в четыре ряда так, чтобы карточки подходили друг к другу, и их можно было назвать одним словом». После выполнения первой части задания ребенку предлагается вторая: из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же, и их можно было назвать одним словом. Выполняя задание, ребенок должен сначала сделать обобщение через родовое понятие второй, а затем третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяснить свои действия и ответы.
Оценка результатов За каждую часть задания, выполненную без ошибок и помощи, ребенку начисляется по 2 балла. Максимальная оценка за выполнение двух частей методики – 4 балла.

Оценка результатов

  • За каждую часть задания, выполненную без ошибок и помощи, ребенку начисляется по 2 балла. Максимальная оценка за выполнение двух частей методики – 4 балла.
Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) Цель: 1) исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения; 2) выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями. Стимульный материал: таблицы, включающие изображения четырех предметов, среди которых один лишний (см. Приложение 10, рис. 10.1.-10.5.). Серия 1: чашка, тарелка, картофель, ложка. Серия 2: линейка, портфель, тетрадь, мяч. Серия 3: стол, стул, шкаф, шуба. Серия 4: помидор, яблоко, огурец, морковь. Серия 5: дверь, стол, стул, шкаф. Серия 6: самолет, птица, автобус, грузовик. Серия 7: волк, заяц, белка, кошка. Серия 8: курица, гусь, собака, утка. Серия 9: бабочка, воробей, сова, дятел. Серия 10: кукла, платье, носки, футболк

Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант)

  • Цель:
  • 1) исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения;
  • 2) выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями.
  • Стимульный материал: таблицы, включающие изображения четырех предметов, среди которых один лишний (см. Приложение 10, рис. 10.1.-10.5.).
  • Серия 1: чашка, тарелка, картофель, ложка.
  • Серия 2: линейка, портфель, тетрадь, мяч.
  • Серия 3: стол, стул, шкаф, шуба.
  • Серия 4: помидор, яблоко, огурец, морковь.
  • Серия 5: дверь, стол, стул, шкаф.
  • Серия 6: самолет, птица, автобус, грузовик.
  • Серия 7: волк, заяц, белка, кошка.
  • Серия 8: курица, гусь, собака, утка.
  • Серия 9: бабочка, воробей, сова, дятел.
  • Серия 10: кукла, платье, носки, футболк
Ход исследования На каждой из таблиц изображено по четыре предмета, один из которых существенно отличается от остальных. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три предмета похожи между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Чтобы понять, действительно ли за исключением предмета стоит верное обоснование, задается вопрос: «Почему ты считаешь, что это лишнее (это не подходит)?». Оценка результатов  I уровень – полное непонимание ребенком инструкции и стоящей перед ним задачи (0 баллов). II уровень – понимание ребенком поставленной перед ним цели, однако неверный выбор основания обобщения либо внешне правильное исключение, но неадекватное обоснование объединения объектов в одну группу при поиске лишнего (0 баллов).  III уровень – содержательное обобщение объектов (по функциональным признакам), сопровождающееся обоснованием своего выбора для объединения объектов (2 балла).

Ход исследования

  • На каждой из таблиц изображено по четыре предмета, один из которых существенно отличается от остальных. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три предмета похожи между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Чтобы понять, действительно ли за исключением предмета стоит верное обоснование, задается вопрос: «Почему ты считаешь, что это лишнее (это не подходит)?».
  • Оценка результатов
  • I уровень – полное непонимание ребенком инструкции и стоящей перед ним задачи (0 баллов).
  • II уровень – понимание ребенком поставленной перед ним цели, однако неверный выбор основания обобщения либо внешне правильное исключение, но неадекватное обоснование объединения объектов в одну группу при поиске лишнего (0 баллов).
  • III уровень – содержательное обобщение объектов (по функциональным признакам), сопровождающееся обоснованием своего выбора для объединения объектов (2 балла).
Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой) Цель: 1) изучение уровня развития способности устанавливать причинно-следственную связь;  2) выявление способности к пониманию временной последовательности событий (операция сериации). Стимульный материал представлен тремя сериями, по 2 сюжетные картинки в каждой серии. Первая серия:  1) девочка отбирает куклу у другой девочки;  2) обиженная девочка плачет, а провинившаяся девочка не хочет отдавать куклу (см. Приложение 11, рис. 11.1.).  Вторая серия: 1) мальчик сидит с удочкой на берегу реки;  2) мальчик показывает удивленной маме пойманную рыбу (см. Приложение 11, рис. 11.2.).  Третья серия: 1) мальчики бегают с сачками по лугу за бабочками; 2) мальчики поймали сачками друг друга (см. Приложение 11, рис. 11.3.).

Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой)

  • Цель:
  • 1) изучение уровня развития способности устанавливать причинно-следственную связь;
  • 2) выявление способности к пониманию временной последовательности событий (операция сериации).
  • Стимульный материал представлен тремя сериями, по 2 сюжетные картинки в каждой серии.
  • Первая серия:
  • 1) девочка отбирает куклу у другой девочки;
  • 2) обиженная девочка плачет, а провинившаяся девочка не хочет отдавать куклу (см. Приложение 11, рис. 11.1.).
  • Вторая серия:
  • 1) мальчик сидит с удочкой на берегу реки;
  • 2) мальчик показывает удивленной маме пойманную рыбу (см. Приложение 11, рис. 11.2.).
  • Третья серия:
  • 1) мальчики бегают с сачками по лугу за бабочками;
  • 2) мальчики поймали сачками друг друга (см. Приложение 11, рис. 11.3.).
Ход исследования Экспериментатор располагает перед ребенком пару сериационных картинок и говорит: «Внимательно посмотри на эти картинки. Они связаны между собой. Скажи, чем они связаны, что случилось и почему. Что было сначала? А что случилось потом?». Оценка результатов Каждая серия оценивается отдельно.  4 балла (высокий уровень) – ребенок полностью самостоятельно выполняет задание на установление причинно-следственных связей.  3 балла (средний уровень) – для установления причинно следственной связи ребенку требуется первый вид помощи – указание экспериментатором на ошибку.  2 балла (уровень ниже среднего) – ребенку требуется второй вид помощи для выполнения задания.  1 балл (низкий уровень) – ребенок способен выполнить задание только в случае применения третьего и (или четвертого) вида помощи.  0 баллов (очень низкий уровень) – ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания ребенком

Ход исследования

  • Экспериментатор располагает перед ребенком пару сериационных картинок и говорит: «Внимательно посмотри на эти картинки. Они связаны между собой. Скажи, чем они связаны, что случилось и почему. Что было сначала? А что случилось потом?».
  • Оценка результатов Каждая серия оценивается отдельно.
  • 4 балла (высокий уровень) – ребенок полностью самостоятельно выполняет задание на установление причинно-следственных связей.
  • 3 балла (средний уровень) – для установления причинно следственной связи ребенку требуется первый вид помощи – указание экспериментатором на ошибку.
  • 2 балла (уровень ниже среднего) – ребенку требуется второй вид помощи для выполнения задания.
  • 1 балл (низкий уровень) – ребенок способен выполнить задание только в случае применения третьего и (или четвертого) вида помощи.
  • 0 баллов (очень низкий уровень) – ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания ребенком
Методика 12. Закрашивание фигур (разработка Л.Ф. Фатиховой) Цель: 1) выявление уровня и особенностей сформированости восприятия размера (понятия «большой – маленький»); 2) выявление способности к переносу действия в новые условия. Стимульный материал состоит из двух цветных карандашей и трех бланков на каждого испытуемого с изображением (см. Приложение 12):  1) большого и маленького круга; 2) большого и маленького квадратов;  3) маленького и большого треугольников.

Методика 12. Закрашивание фигур (разработка Л.Ф. Фатиховой)

  • Цель:
  • 1) выявление уровня и особенностей сформированости восприятия размера (понятия «большой – маленький»);
  • 2) выявление способности к переносу действия в новые условия.
  • Стимульный материал состоит из двух цветных карандашей и трех бланков на каждого испытуемого с изображением (см. Приложение 12):
  • 1) большого и маленького круга;
  • 2) большого и маленького квадратов;
  • 3) маленького и большого треугольников.

Ход исследования

  • Ребенку поочередно предъявляются бланки с заданием. Сначала предъявляется бланк с изображением большого и маленького круга и дается инструкция: «Посмотри, на эти круги. Большой круг закрась красным цветом, а маленький – синим».
  • После того как ребенок завершил закрашивание первого бланка, ему предъявляется следующий бланк с изображением квадратов и инструкция: «А теперь также закрась эти квадраты». Затем предоставляется бланк с треугольниками.
  • Таким образом, материал, которым оперирует испытуемый, изменяется от задания к заданию (вводятся новые геометрические формы), однако принцип их закрашивания остается прежним, что позволяет выявить возможности переноса действия на новый геометрический материал
  • Оценка результатов
  • 3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание (закрашивает фигуры на всех трех бланках) в соответствии с инструкцией, может осуществить перенос действия на новый материал.
  • 2 балла – ребенок выполняет задание в соответствии с инструкцией, но ему при закрашивании каждого бланка нужен повтор инструкции, т.е. затруднены возможности переноса, в связи с этим необходим вид помощи № 5.
  • 1 балл – для правильного выполнения задания ребенку нужны дополнительные указания, подсказы (виды помощи №№ 1-4).
  • 0 баллов – ребенок не способен к выполнению задания, даже в условиях представления помощи.