СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр 1 в 1801-1812 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

внутрення и внешняя политика России до Отечественной войны 1812 г

Просмотр содержимого документа
«Александр 1 в 1801-1812 гг.»

Урок 1.
Класс: 8
Предмет: история России
Тема раздела: Россия в первой половине 19 века.

Тема: « Внутренняя и внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг.»
Цель урока:
Сформировать представление об основных направлениях внутренней и внешней политике Александра 1;
развивать навыки работы с компьютерной презентацией.
Задачи урока:
1. Познакомить уч-ся с личностью Александра 1.
2.Сформировать представления о проблемах государства
3.Сформировать представление о причинах реформ в государстве в 1 половине царствования Александра
4.Познакомить с выдающимися личностями России.
Оборудование урока:
Компьютер и проектор;
CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг.;
компьютерная презентация.
Литература:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России XIX век”, М., 2005
Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
План урока:
1. Оргмомент. (2 мин.)
2.Объяснение нового материала (30 мин.):
а. Личность Александра 1;
Внутренняя политика 1 периода правления Александра 1:
б. начало реформ, формирование «Негласного комитета»;
в. реформа органов государственного управления;
г. решение крестьянского вопроса;
д. проект реформ М.М. Сперанского.
Внешняя политика 1 половины правления Александра 1:
е. отношения с Францией;
ж. войны России в 1 четверти 19 века.
3. Закрепление пройденного материала. (10 мин.)
4. Д/з. (3 мин.)
Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент













2а. Личность Александра 1.
























2б. Внутренняя политика 1 периода правления Александра 1. Начало реформ. «Негласный комитет».

















2д. Проект реформ М.М.Сперанс-кого.














2е. Внешняя политика 1 половины правления Александра 1. Отношения с Францией.
































2ж. Войны России
1 четверти 19 века.











3. Закрепление пройденного материала

4. Домашнее задание

В начале урока учитель знакомит учеников с планом урока, его целями и задачами. См. презентация «Внутренняя и внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг.» (слайд 1).
Тема урока (слайд 2).
Знакомство учащихся с личностью Александра 1.
Слад 3. Портрет Александра
Рассказ учителя о детстве и юности царевича.
Слайд 4. Рассказ учителя об отношениях Александра 1 с его отцом Павлом 1 и бабкой Екатериной.
Слайд 5. Воспитатель царя Лагарп
Вопрос учителя:
Какими личными качествами обладал император Александр1? В чем видите причины двойственности его характера?


Слайд 6-7. «Негласный комитет»
Рассказ учителя о члена «Негласного комитета»
Слайд 8. Начало преобразований.
На слайде написаны годы и основное содержание реформ.
1802 г. – реформа высших органов
государственной власти.
Слайд 9. Решение крестьянского вопроса.
1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»
1804 – реформы в Прибалтике
Вопрос учителя:
Дайте характеристику первых преобразований Александра 1.
КП «Реформы Сперанского»
Слайд 4 - портрет Сперанского и рассказ о его личности.
Слайд 5-6. Проект реформы Сперанского (схема).
Слайд 9 – отставка Сперанского
Вопрос учителя:
Почему Александр 1 так и не решился
реализовать проект Сперанского?
В чем вы видите причины и последствия
отставки Сперанского?
Внешняя политика Павла 1 была
направлена на союз с Францией.
После переворота 1801 г. изменилась
и внешняя политика России.
КП «Внешняя политика в 1801-1812»
Слайд 4. Основные направления внешней политики
Слайд 5-6. Участие России в третьей
антифранцузской коалиции.
Битва под Аустерлицем (20.11.1805г.).
Слайд 7. Участие России в четвертой
антифранцузской коалиции.
Битва под Фридландом.
Слайд 8-9. Условия Тильзитского
мирного договора. Обострение
противоречий между Россией и Францией.
Вопрос учителя:
Дайте общую оценку Тильзитским
соглашениям. В чем вы видите положительные и отрицательные последствия для России.
Слайд 10-11. Война со Швецией 1808-1809 гг.
Слайд 12-13. Война с Турцией 1806-1812 гг.
Слайд 14. Война с Ираном 1804-1813 гг.
Вопрос учителя: Какой главный итог войн, которые вела Россия в начале 19 века?

Учитель зачитывает отрывки из документов. См. приложение к уроку № 1


п. 1,2,3

Записывают тему в тетради







Слушают рассказ учителя











Отвечают на вопрос







Записывают имена членов «Негласного комитета»



Записывают в тетради годы и основное содержание реформ









Отвечают на вопрос





Записывают в тетрадь схему проекта Сперанского





Отвечают на вопрос













Находят на карте места сражений








Записывают основные положения договора



Отвечают на вопрос





Записывают годы и итоги войн, рассматривают карту





Отвечают на вопрос



Определяют к какому событию это относится
























Урок 3

Класс: 8
Предмет: история России

Тема раздела: Россия в первой половине 19 века.
Тема урока:
«Россия в годы правления Александра I».
Тип урока:
Урок повторения и закрепления..
Цели урока:
- Выявить уровень усвоения раннее изученного материала по теме «Россия в первой четверти XIX века».
- Обобщить изученное, используя разнообразные формы деятельности обучающихся.
- Развивать навыки работы в группе, учиться выделять главное, отстаивать свое мнение.
- Развивать навыки работы с документами, анализировать и сравнивать исторические факты, делать выводы.
Задачи урока:
1.Работать над развитием критического мышления, над формированием ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной; развивать умения работать с различными видами источников, навыки исторического анализа.
2.Способствовать осознанию и принятию обучающимися уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
3. Повысить интерес к истории, творческому восприятию исторического материала.
Знания, умения, навыки:
исторические понятия: коалиция, Отечественная война, либерализм, военные поселения, реформа;
персоналии: Александр, Сперанский, Кутузов, Аракчеев, Пестель, Муравьев ;
фактов: события периода 1801-1825 гг.
умения и навыки:
учебно-организационные – распределение времени на выполнение заданий, организация работы в группе;
речевые – навыки публичного выступления, умение аргументировать свою точку зрения, связно излагать материал;
учебно -информационные - организация работы с историческими источниками и учебной литературой;
учебно-интеллектуальные – мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, самоконтроль.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, проектор, фломастеры, листы, текст «Александра I», оценочный лист, таблица «Правление Александра I»
План урока:
1. Оргмомент. (2 мин.)
2. Определение темы урока. «Аналогия в иллюстрациях».(3 мин.)
3. «Работа над ошибками».(10 мин.)
4. Работа в группах. Игра «Вопрос-ответ».(10 мин.)
5. Игра «Лови ошибку».(5 мин.)
6. Составление синквейна. (8 мин.)
7. Рефлексия деятельности на уроке.(5 мин.)
8. Домашнее задание.(2 мин.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент.
2.Определение темы урока. «Аналогия в иллюстрациях»












































































3. Работа над ошибками

































































4. Работа в группах. Игра «Вопрос-ответ»





































Игра «Лови ошибку».


















6. Составление синквейна.




































7. Рефлексия

деятельности на уроке.






8. Домашнее задание.

Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история - это машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие.
Тему нашего урока мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали сами. Для этого я предлагаю вам посмотреть на слайд и ответить на вопрос: «Что объединяет представленные иллюстрации?» (слайд № 2) .
Учитель спрашивает: «Все ли события, представленные на иллюстрациях, происходили в эпоху Александра I?».







Так как же мы назовем тему нашего урока?



Сегодня мы с вами еще раз повторим главные события первой четверти XIX века и выясним, насколько хорошо усвоен раннее изученный материал. Вы поработаете индивидуально и в группе, выступите в разных ролях, и я надеюсь, что нам не будет скучно.

Итак, вначале я предлагаю вам выступить в роли редакторов, готовящих к публикации статью об Александре I. Однако при сборе информации журналист Петров не проверил достоверность некоторых фактов и тем самым мог допустить фактические ошибки. Вы как редакторы не можете позволить, чтобы ваш журнал подвергся критики. Поэтому ваша задача, выявить допущенные фактические ошибки, если они имеются, аргументируя свои выводы. Для выполнения задания – 4 минуты. Текст представлен на слайде (слайд № 4) и находится в печатном варианте на партах.

Учитель предлагает оценить деятельность журналиста Петрова. Когда найдены все ошибки, учитель предлагает оценить свою работу (слайд № 5).


Учитель подытоживает, что журналист Петров гонорар за свою работу не получит, а ребята в роли редакторов справились хорошо.
Мы повторили материал, связанный с личностью Александра I, но тема урока «Россия в годы правления Александра I». Когда изучаем правление какого-нибудь императора, царя, монарха, мы рассматриваем разные стороны жизни государства в данный исторический период. Ребята, какие это стороны или направления?
Внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика делится:
- Политическое устройство;
- Социально-экономическое устройство;
- Общественное движение;

Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос-ответ», но для этого нужно объединиться в группы

Небольшая физкультминутка.

Прежде чем представить свои наработки, необходимо оговорить правила, которые должны соблюдаться всеми участниками. Я предлагаю следующие:
• Будь внимателен
• Будь активен
• Слушай другого
• Верь, что у тебя все получится.

Обратимся к направлению «Политическое устройство». Итак, начинает группа №1.
Пока группа готовится, оговорим правила. Каждая группа будет задавать по одному вопросу своим соперникам, если вы затрудняетесь ответить, то на помощь могут прийти ребята из других групп. Время на обдумывания ответа на вопрос – 15 секунд. За
правильный ответ команда получает один балл.

В истории Российского государства первой четверти XIX века произошло много важных событий. А вот сможете ли вы из предложенного выбрать правильный ответ, мы сейчас посмотрим.
I. Найдите лишнее в ряду и дайте краткий ответ (слайд № 7).

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ (слайд № 8).

Предлагаю составить синквейн по теме «Россия в годы правления Александра I». О ком или о чем писать вы выберите сами: может это будет Кутузов, или вас привлекает личность Александра I, Новосильцева, Пушкина, Аракчеева, или вам близки декабристы (слайд № 9 ). Это ваш выбор. Для тех, кто забыл как составляется синквейн, схема составления показана на слайде (слайд № 10). Фломастеры и листы находятся на партах. Время - 4 минуты. Удачи

Учитель предлагает желающим зачитать получившийся синквейны, затем разместить все получившиеся шедевры на доске, выяснив, какие темы популярны у детей








Индивидуально заполнить таблицу «Правление Александра I» (находится на партах). Особое внимание уделить тем событиям, о которых не говорили на уроке

Ребята определяют, что практически все события, представленные на иллюстрациях, произошли в эпоху Александра I: портрет Сперанского, Заграничный поход русской армии, Совет в Филях, военные поселения, Венский конгресс.






Обучающиеся должны определить, что две иллюстрации (восстание декабристов на Сенатской площади, казнь декабристов) относятся к правлению Николая I.


Дети самостоятельно формулируют тему урока «Россия в годы правления Александра I» ( слайд № 3).






















Ученики работают с текстом

Ответ: плохо, т.к. много ошибок. Проверка по абзацам текста.
ученики оценивают свою работу и ставят оценку в оценочный лист











Ответ уч-ся








Учащиеся делятся на 3 группы
















уч-ся задают друг другу вопросы, баллы ставят в оценочный лист. В конце подсчитывается количество набранных баллов и выставляются оценки.









Уч-ся отвечают и аргументируют свой ответ.




Уч-ся составляют синквейн












Уч-ся зачитывают синквейны



В конце урока обучающиеся заполняют «Лист оценки урока», где оценивают успешность собственной деятельности и деятельность учителя.















Урок 2.

Класс: 8
Предмет: история России
Тема раздела: Россия в первой половине 19 века.
Тема урока:
Общественное движение при Александре 1
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций;
развивать навыки работы в группе, учиться выделять главное, отстаивать свое мнение,
развивать навыки работы с документами, анализировать и сравнивать исторические факты, делать выводы.
Задачи урока:
1. Познакомить уч-ся с проблемами государства 1 четверти 19 в.
3.Сформировать представление о причинах междуцарствия.
4.Познакомить с выдающимися личностями России.
Оборудование урока:
Компьютер и проектор;
компьютерная презентация;
CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг.
Литература:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России XIX век”, М., 2005
Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
План урока:
1. Оргмомент. (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания. (15 мин.)
3. Объяснение нового материала: (20 мин.)
а. причины формирования тайных обществ;
б. возникновения Союза спасения и Союза благоденствия
в. Возникновения Северного и Южного обществ
4. Закрепление пройденного материала.(7 мин.)
5. Домашнее задание. ( 2 мин.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

  2. Опрос домашнего задания.
























3. Объяснение нового материала:
а. причины формирования тайных обществ.
















































































































б. создание Союза спасения и Союза благоденствия


















































































в. Создание Северного Южного обществ








































4.Закрепление пройденного материала

5. Домашнее задание


Вступительное слово и целевая установка.
Фронтальный опрос уч-ся:
Какие перемены произошли во внутренней политике после окончания Отечественной войны? Как вы можете охарактеризовать внутреннюю политику этого периода? В чем суть экономического кризиса 1812-1815 гг? Чем вы можете объяснить антиреформаторские настроения после Отечественной войны? Почему царь не решился реализовать проект Новосильцева? В чем суть проекта Аракчеева об отмене крепостного права? Для чего организовывались военные поселения?
В качестве домашнего задания вы подготовили презентации «Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны», я вижу их на рабочем столе компьютере.
Индивидуальный опрос.
Физкультминутка
Тема сегодняшнего урока «Общественное движение при Александре 1». Участниками этих обшеств стали дворяне – офицеры, чиновники, богатые люди. Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?
И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?
На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.

Могло общество смириться с таким положением? Нет, и что же происходило в стране?


Давайте определим, какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества?





Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков:

-Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев- Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».

-Усилились вольнолюбивые настроения после заграничного похода русской армии. Декабрист Александр Бестужев в связи с этим писал «Войска Наполеона как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии обнищали. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам потому, что они стали понимать права людей. Те самые крестьяне, что объединившись в народное ополчение спасли свое Отечество, снова оказались в ярме. Те самые люди что гордо шли по европейским городам, воины-победители, слава России, снова становились «имуществом».

-Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей . Декабрист Н. И. Тургенев писал - «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье так же знамениты в России, как и у себя на Родине. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, вдоль всей комнаты тянулись полки с книгами политического, экономического и ученого содержания.

-Декабристы были современниками крупных революционных событий в Европе, а также патриотами своей Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения.

-Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.
КП «Восстание декабристов»
В результате в1816 году в Петербурге возникла первая тайная организация – «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов отечества». В нее входили такие впоследствии известные деятели декабристского движения, как А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, Иван Якушкин- всего около 30 человек (слайд 3).

- Иван Якушкин так вспоминал о тех днях - «Однажды я и Трубецкой были у Матвея и Сергея Муравьевых, к нам приехали Александр и Никита Муравьевы, с предложением составить тайное общество, цель которого была в обширном смысле принести благо России.»

- Потом появился более мощный «Союз благоденствия» (слайд 4), для тактики которого было характерно создание передового общественного мнения посредством пропаганды. Затем предусматривалось уничтожение крепостного права и самодержавной власти, достижение этой цели они видели с помощью военного переворота.

Ребята, мы познакомились с первыми организациями будущих декабристов. Расскажите, в чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»? Примерный ответ: Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было. Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами.
«Союз благоденствия» носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности, смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции, равенства всех перед законом, гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот.
А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены?-









- Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло.

- В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине (слайд 5). В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом». Ребята, на прошлом уроке я попросила вас разделиться на 2 группы и представить видных деятелей этих обществ и их программы.
«Северное и «Южное» общество имели свои уставные программы, которые были во многом похожи, но имелись и серьезные отличия. Определите будущее России по уставным документам.( слайд 6)
Эти общества находились в тесной связи, они часто вели между собой споры о будущем России.




- Ребята, какая программа вам наиболее понравилась? Как вы считаете, программа какого общества была более реалистична для осуществления в России?















Заполните таблицу «Общественные организации России1 четверти 19 в.»


п.8




Отвечают на вопросы





















работают с тестом





































-









В деревнях нередко вспыхивали восстания, в армии стали появляться офицерские тайные общества

Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.
-Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе.



















































Записывают в тетради название обществ, год создания, цели и участников.
































- Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей. Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.













-Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия» , поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.


Записывают в тетради названия обществ, участников














Уч-ся работают в группах над уставными документами.
Проверка самостоятельной деятельности.



Примерный ответ уч-ся:- Нам больше понравилась программа «Южного общества», так как она более демократична, но она слишком радикальна, так как в ней предполагалось введение диктатуры и уничтожение царской семьи. Никита Муравьев изучил проекты реформ Сперанского и Новосильцева все иностранные Конституции и создал наиболее приемлемый для России закон. Мы считаем, что «Конституция» Никиты Муравьева была более умеренна и реалистична для осуществления в крепостной России, чем «Русская правда».

Уч-ся заполняют таблицу























































Лист оценки урока


Этап урока

Кол-во баллов

Оценка

1

«Работа над ошибками»



2

Работа в группах. «Вопрос-ответ»



3

«Найди лишнее»



4

По какому принципу сформированы ряды



5

Синквейн









































Правление Александра 1

Внутренняя политика

Внешняя политика

1 период правления

2 период правления

1 период правления

2 период правления
















































Документы

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения…
(из указа Александра 1 от 20 февраля 1803 г.)

Его величество император всероссийский и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против европейской державы, будет ли война на суше или на море, или и на суше и на море…
Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован , сообщен другим кабинетам, ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он будет ратифицирован, и обмен ратификацией произойдет в Тильзите, в течение 4 дней.
(из Тильзитского союзного договора между Россией и Францией, 1807г.)
Все были уверены, что неоспоримые доказательства в его виновности открыли, наконец, глаза обманутому государю; только дивились милосердию его и роптали. Как можно было не казнить преступника, государственного изменника , предателя и довольствоваться удалением его из столицы и устранением от дел.
(впечатление от отставки М.М. Сперанского среди провинциального дворянства, 1812 г.)





























Таблица «Общественные организации России 1 четверти 19 века»

Название общества

Год создания

Участники

Цели

Союз спасения




Союз благоденствия




Северное общество




Южное общество







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!