СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Блок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Александр Блок.»

Урок литературы в 9 классе по теме

А.А.Блок «В моей душе лежит сокровище…»

1. Автор урока: Гурьева Ю.В.

2. Учитель русского языка и литературы.

3. Литература.

4. 9 класс.

5. Тема « Литература 20 века»

6. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 13-е изд., перераб. – М,: Просвещение, 2010 - 2012



8. Цели урока:

  1. Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока;

  2. подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики;

  3. показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;

  4. Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса подростков.

  5. Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.

9. Задачи:

  • Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.


10.Тип урока: интегрированный урок.

по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;

по ведущему методу – урок-размышление

11. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа (Детям дано опережающее групповое задание по творчеству поэта. Ученики разделены на группы)


12. Оформление урока: портреты А.А.Блок , выставка книг поэта.

13. Оборудование урока: проектор, компьютер.

14. Используемые ЭОР: презентация «Творчество Блока», записи песен на стихи поэта.


ХОД УРОКА

(1880-1921)

«В моей душе лежит сокровище…»

Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,

Богом, собою, тот же роковой демонический ток,

та же тяжесть не умеющей приспособиться

к миру души, Давящей, как бремя.

К.И.Чуковский

Словарь урока:

Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в.

Серебряный век русской поэзии –(1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры.

Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.



  1. Вступительное слово

Звучит запись песни на стихи Блока « Девушка пела в церковном хоре…» (видео на 2 мин. 14 сек.)

Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века А.А.Блоком. Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.

2.Запись эпиграфа и комментарии к нему

- Как поняли слова К.Чуковского?

- Что значат слова демонический ток?

- Какое значение имеет сопоставление Блока и Лермонтова?

3.Целеполагание и формулирование темы:

-Каковы цели нашего урока и его тема?

Запись темы урока ( открывается на слайде)

( примерные ответы: узнать о личности и творчестве А.Блока; учиться к воспринимать лирику А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса ).

4. Обзор направлении я «Символизм» (подготовленный ученик отвечает)


5. Представители «Символизма» (подготовленный ученик отвечает)


6. Краткая биография А.Блока

1. Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою.

2. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А.Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.

3. Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально».

- Серебряный век! Как часто мы слышим такое выражение. А что вы знаете об этом веке?

7. Работа с портретами.

- О многих людях мы можем рассказать по его внешности: глаза, манера разговора, движения – всё может раскрыть тайну характера человека.

- Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам? (Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…)

- Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?


8. Беседа.

- Нам будет легче понять лирику Блока, если мы с вами хотя бы слегка погрузимся в исторический контекст, в котором она существовала. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности.

Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов, зачинателей серебряного века русской поэзии. Именно так принято именовать ту эпоху, о которой мы говорим – рубеж 19-20 веков. С эстетической программой символистов, с жизнью этого литературного направления вы познакомитесь в 11 классе. Моя задача сегодня – дать лишь представление о символизме, потому что свой поэтический путь Блок начал как символист.

- Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л.Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова…

Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А.Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.

9. Чтение стихотворения учителем:

Близость к стихиям природы и народной жизни становится не только залогом наполненности жизни, но и серьёзным нравственным испытанием.

В самом многообразии стихий необходимо сделать выбор.

Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл «Вольные мысли», знаменующий переход к трезвому и чёткому отношению к миру.

Что же выносит герой из приобщения к стихиям жизни?

  Главное – это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.

Ключевое стихотворение второго цикла – «О, весна без конца и без края».

О, весна без конца и без краю...

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

                             24 октября 1907

Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.

Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях,  во всей неприглядности («томления рабьих трудов» и  «колодцы земных городов», «плач» и «неудача.

 Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.

В стихотворении  развивается один из важнейших мотивов лирики А.Блока – «и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь».

Какое волевое решение принимает герой?

  -«Принимаю».

Но это не пассивное смирение перед неизбежностью. Герой готов противостоять несовершенству мира.

Каким выходит герой из испытаний стихиями? – Смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, принять жизнь в сопряжении прекрасного и страшного начал и вести бой за её совершенство.

   

10.. Анализ стихотворения « Ожидание»

А сейчас мы с вами поработаем с одним из самых таинственных, загадочных стихотворение А.Блока «Ожидание».

(На партах – распечатки текста стихотворения)


Дни текут молчаливо,

Непонятные дни.

Жду речного разлива,

Притаившись в тени.

В отдаленные страны,

В сероватую высь

Все былые обманы

Без следа унеслись.

Но наутро чудесней

Вновь предстанут они:

Вслед таинственной песне

Светозарные дни.

Слайды:

  • Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее)

  • Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении «речной разлив»?

  • Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми?

  • Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? (разбор по составу) Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?

  • Какова стилистическая окраска этого слова? (высокая лексика)

  • Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение. (неспешность, однообразие)

  • Ребята, обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?

  • А вы обратили внимание, какими словами встречала я ваши ответы: возможно; вероятно, ты прав; скорее всего. Можно ли что-то сказать наверняка?

  • Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение?


Работа над стихотворением «Ветер принес издалека….»

- О чём это стихотворение?

- В чём тайна его музыкальности?

- В чём же символизм в стихотворениях А.Блока?

15.Рефлексия.

А теперь вернемся к началу урока. Вспомним выражение «конец века» и все то, что он нес людям. Взгляните ещё раз в это благородное лицо, в эти умные глубокие глаза. Может быть, вы мне сможете ответить, почему А.Блок стал символистом? Дань моде это или что-то другое?

Да, от пошлости, уродства и лжи, от получувств и незавершенных стремлений – к полноте счастья, к воплощенности, к правде.

Вот и подошел к концу наш урок. А Блок однажды написал: «В моей душе лежит сокровище…».

- Какие же сокровища поэзии Блока вы открыли для себя сегодня?

- Давайте в нескольких предложениях напишем, в чем же для вас притягательность поэзии Блока, почему его стихи интересны и сегодня?

А сегодня я поблагодарю вас за совместную работу, искренность и унесу в душе извечную учительскую надежду, что вам вновь и вновь захочется открывать тайну под названием «Блок».

  • Домашнее задание: Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Анализ стихотворения «О подвигах, о доблестях, о славе»



  • Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Презентация «Творчество Блока»


Презентация.

http://nsportal.ru/user.

материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока.

2.

Песни на стихи А.Блока.


Аудиозаписи песен.



Материалы, использованные при составлении урока.



Портреты в презентации с сайта: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm

Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/


Фонохрестоматия для учебника литературы 9 класс.



Стихи поэта

Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.


Используемая литература

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  2. У.В. Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г. Кутузова: 9 класс. – М. ВАКО, 2009.

  3. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965.

  4. .Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990

  5. Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986.


Мультимедийные пособия:

Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.





























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!