Урок литературы в 9 классе по теме
А.А.Блок «В моей душе лежит сокровище…»
1. Автор урока: Гурьева Ю.В.
2. Учитель русского языка и литературы.
3. Литература.
4. 9 класс.
5. Тема « Литература 20 века»
6. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 13-е изд., перераб. – М,: Просвещение, 2010 - 2012
8. Цели урока:
-
Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока;
-
подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики;
-
показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни;
-
Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса подростков.
-
Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.
9. Задачи:
-
Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению.
-
Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать обоснованные выводы.
-
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
-
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
10.Тип урока: интегрированный урок.
по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;
по ведущему методу – урок-размышление
11. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа (Детям дано опережающее групповое задание по творчеству поэта. Ученики разделены на группы)
12. Оформление урока: портреты А.А.Блок , выставка книг поэта.
13. Оборудование урока: проектор, компьютер.
14. Используемые ЭОР: презентация «Творчество Блока», записи песен на стихи поэта.
ХОД УРОКА
(1880-1921)
«В моей душе лежит сокровище…»
Он был Лермонтов нашей эпохи.
И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,
Богом, собою, тот же роковой демонический ток,
та же тяжесть не умеющей приспособиться
к миру души, Давящей, как бремя.
К.И.Чуковский
Словарь урока:
Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в.
Серебряный век русской поэзии –(1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры.
Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.
-
Вступительное слово
Звучит запись песни на стихи Блока « Девушка пела в церковном хоре…» (видео на 2 мин. 14 сек.)
Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века А.А.Блоком. Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.
2.Запись эпиграфа и комментарии к нему
- Как поняли слова К.Чуковского?
- Что значат слова демонический ток?
- Какое значение имеет сопоставление Блока и Лермонтова?
3.Целеполагание и формулирование темы:
-Каковы цели нашего урока и его тема?
Запись темы урока ( открывается на слайде)
( примерные ответы: узнать о личности и творчестве А.Блока; учиться к воспринимать лирику А.Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса ).
4. Обзор направлении я «Символизм» (подготовленный ученик отвечает)
5. Представители «Символизма» (подготовленный ученик отвечает)
6. Краткая биография А.Блока
1. Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою.
2. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А.Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.
3. Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально».
- Серебряный век! Как часто мы слышим такое выражение. А что вы знаете об этом веке?
7. Работа с портретами.
- О многих людях мы можем рассказать по его внешности: глаза, манера разговора, движения – всё может раскрыть тайну характера человека.
- Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам? (Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…)
- Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?
8. Беседа.
- Нам будет легче понять лирику Блока, если мы с вами хотя бы слегка погрузимся в исторический контекст, в котором она существовала. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности.
Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов, зачинателей серебряного века русской поэзии. Именно так принято именовать ту эпоху, о которой мы говорим – рубеж 19-20 веков. С эстетической программой символистов, с жизнью этого литературного направления вы познакомитесь в 11 классе. Моя задача сегодня – дать лишь представление о символизме, потому что свой поэтический путь Блок начал как символист.
- Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л.Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:
Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,
Какою-то мечтой горела голова…
Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А.Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.
9. Чтение стихотворения учителем:
Близость к стихиям природы и народной жизни становится не только залогом наполненности жизни, но и серьёзным нравственным испытанием.
В самом многообразии стихий необходимо сделать выбор.
Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл «Вольные мысли», знаменующий переход к трезвому и чёткому отношению к миру.
Что же выносит герой из приобщения к стихиям жизни?
Главное – это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.
Ключевое стихотворение второго цикла – «О, весна без конца и без края».
О, весна без конца и без краю...
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907
Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях, во всей неприглядности («томления рабьих трудов» и «колодцы земных городов», «плач» и «неудача.
Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.
В стихотворении развивается один из важнейших мотивов лирики А.Блока – «и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь».
Какое волевое решение принимает герой?
-«Принимаю».
Но это не пассивное смирение перед неизбежностью. Герой готов противостоять несовершенству мира.
Каким выходит герой из испытаний стихиями? – Смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, принять жизнь в сопряжении прекрасного и страшного начал и вести бой за её совершенство.
10.. Анализ стихотворения « Ожидание»
А сейчас мы с вами поработаем с одним из самых таинственных, загадочных стихотворение А.Блока «Ожидание».
(На партах – распечатки текста стихотворения)
Дни текут молчаливо,
Непонятные дни.
Жду речного разлива,
Притаившись в тени.
В отдаленные страны,
В сероватую высь
Все былые обманы
Без следа унеслись.
Но наутро чудесней
Вновь предстанут они:
Вслед таинственной песне
Светозарные дни.
Слайды:
-
Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее)
-
Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении «речной разлив»?
-
Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми?
-
Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? (разбор по составу) Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
-
Какова стилистическая окраска этого слова? (высокая лексика)
-
Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение. (неспешность, однообразие)
-
Ребята, обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?
-
А вы обратили внимание, какими словами встречала я ваши ответы: возможно; вероятно, ты прав; скорее всего. Можно ли что-то сказать наверняка?
-
Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение?
Работа над стихотворением «Ветер принес издалека….»
- О чём это стихотворение?
- В чём тайна его музыкальности?
- В чём же символизм в стихотворениях А.Блока?
15.Рефлексия.
А теперь вернемся к началу урока. Вспомним выражение «конец века» и все то, что он нес людям. Взгляните ещё раз в это благородное лицо, в эти умные глубокие глаза. Может быть, вы мне сможете ответить, почему А.Блок стал символистом? Дань моде это или что-то другое?
Да, от пошлости, уродства и лжи, от получувств и незавершенных стремлений – к полноте счастья, к воплощенности, к правде.
Вот и подошел к концу наш урок. А Блок однажды написал: «В моей душе лежит сокровище…».
- Какие же сокровища поэзии Блока вы открыли для себя сегодня?
- Давайте в нескольких предложениях напишем, в чем же для вас притягательность поэзии Блока, почему его стихи интересны и сегодня?
А сегодня я поблагодарю вас за совместную работу, искренность и унесу в душе извечную учительскую надежду, что вам вновь и вновь захочется открывать тайну под названием «Блок».
-
Домашнее задание: Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Анализ стихотворения «О подвигах, о доблестях, о славе»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Презентация «Творчество Блока» | | Презентация. | http://nsportal.ru/user. материал учителя Горох Н.Г. по т-ву Блока. |
2. | Песни на стихи А.Блока. | | Аудиозаписи песен. | |
| Материалы, использованные при составлении урока. | | | Портреты в презентации с сайта: http://annensky.lib.ru/names/blok/blok_name.htm Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/ |
| Фонохрестоматия для учебника литературы 9 класс. | | Стихи поэта | Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008. |
Используемая литература
-
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2007.
-
У.В. Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г. Кутузова: 9 класс. – М. ВАКО, 2009.
-
Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965.
-
.Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда,1990
-
Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, 1986.
Мультимедийные пособия:
Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
13