План урока
1. Александр I
2 . Негласный комитет
3. Реформа управления: создание министерств
4. Реформа образования
5. Политика в отношении крестьян
6. Деятельность М.М.Сперанского
1. Александр I
Александр I родился в 1777 г. Огромное влияние на его развитие оказывала бабка – Екатерина II , отдалившая его от родителей. Она стремилась привить ему идеи Просвещения.
Воспитателем Александра был швейцарец Лагарп – сторонник либеральных идей, критиковавший отрицательные стороны крепостничества, выступавший за введение конституции и предоставление населению гражданских свобод. Екатерина II планировала передать престол внуку Александру, минуя сына Павла.
Александр I
1. Александр I
От Павла I Александр унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость «лавировать» между дворами бабки и отца наложила отпечаток на характер будущего императора. Придя к власти в возрасте 24 лет, Александр I имел планы обновить страну и многое изменить. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».
Павел I
Александр I
2. «Негласный комитет»
Н.Н.Новосильцов
П.А.Строганов
Вокруг Александра сложился круг друзей-единомышленников. На заседаниях «Негласного комитета» в который входили В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцов, П.А.Строганов, А.А.Чарторыйский и др. обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма.
2. «Негласный комитет»
Заседания Негласного комитета проходили до мая 1802 г. Главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия.
А.А.Чарторыйский
В.П.Кочубей
Среди первых шагов нового царствования: отмена многих законов, вызывавших недовольство дворян, восстановление действий «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам», помилованы многие пострадавшие при Павле, открыты границы, разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров.
3. Реформа управления: учреждение министерств
Военный парад в Петербурге
В 1802 г. были упразднены устаревшие петровские коллегии и учреждены 8 министерств . Для обсуждения общих вопросов управления создавался Комитет министров . Министерства были основаны на принципе единоличной власти – во главе министерства стоял министр, имевший широкие полномочия и нёсший личную ответственность за принимаемые решения.
3. Реформа управления: учреждение министерств
Здание Сената в Петербурге
Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В.П.Кочубей и П.А.Строганов возглавили МВД, А.А.Чарторыйский – стал заместителем министра иностранных дел, Н.Н.Новосильцов стал заместителем министра юстиции.
В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, а также должен был контролировать деятельность местных властей.
4. Реформа образования
Университет в Петербурге
Указы 1803-1804 гг. заложили основы единой системы образования. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах – дети мещан, в губернских гимназиях – дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).
5. Политика в отношении крестьян
Александр I издал ряд указов по «крестьянскому вопросу», но они не оказали серьезного влияния на положение крестьян:
В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли;
- О «вольных хлебопашцах» (1803 г.) – разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.
- Об «Остзейских крестьянах» (1804 г.): были четко определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.
Александр I
6. Деятельность М.М.Сперанского
Александр I поручил М.М.Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования» - основная идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогали бы императору управлять страной.
Сперанский предлагал:
- Образовать органы самоуправления – думы волостные, уездные, губернские и Государственную;
- Ввести разделение властей: законодательная - Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная - Сенату;
- Образовать Государственный совет для помощи императору в законодательной деятельности;
- Установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, гос.крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
- Политические права первым двум сословиям, третьему – гражданские права и возможность перехода во второе;
6. Деятельность М.М.Сперанского
Сперанский предлагал:
- Представителям первых двух сословий предоставить избирательные права;
- Выборы в Государственную думу сделать четырехступенчатыми (волостная дума-окружные думы-губернские думы-Государственная дума);
- Руководить Государственной думой должен назначаемый императором канцлер.
М.М.Сперанский
Конечной целью реформ Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права.
6. Деятельность М.М.Сперанского
В 1810 г. был создан Государственный Совет, который должен был рассматривать все законопроекты и отчеты министерств (законосовещательный орган). Сперанский был назначен его секретарем.
В 1811 г. вводился единый регламент деятельности министерств.
В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената - он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.
М.М.Сперанский в 1812 г.
6. Деятельность М.М.Сперанского
Деятельность М.М.Сперанского на посту секретаря Госсовета подвергалась резкой критике со стороны дворян. Её возглавил Н.М.Карамзин - идеолог консервативного течения.
Александр I понимал, что критика Сперанского направлена в его адрес. Противники М.М.Сперанского обвиняли его в симпатиях к французским порядкам и Наполеону. Александр I отправил М.М.Сперанского в отставку, а в марте 1812 г. он был выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь.
Н.М.Карамзин
Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, но, несмотря на это, практически реализованы так и не были.
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Домашнее задание
1. Изучить параграф 2
2. Ответить на вопросы в конце параграфа
Александр I