СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр III и его контрреформы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр lll  родился 26 февраля 1845 года. 

Просмотр содержимого документа
«Александр III и его контрреформы»

Конспект урока Тема:"Александр III и его контрреформы"

Цели урока:

Познакомить учащихся с личностью Александра III, выделить главные положения, понять взаимосвязи, показать роль К.П. Победоносцева в формировании политической программы; дать представление о сущности внутренней политики Александра III. Самостоятельно делать анализ, рационально использовать учебник и дополнительную литературу, давать ответ в логической последовательности с использованием  принятой терминологии, применять полученные знания в незнакомой ситуации, подтверждать ответ примерами и фактами, аргументировать и подводить итоги.

Оборудование:

  • Карта «Россия в период правления Александра III».

  • Слайды с портретами Александра III и К. П. Победоносцева.

  • Карточки с датами.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Все готовы? Тогда начнём, сегодня мы приступаем к изучению последнего 20-летия XIX века.

II. Повторение.

Но сначала давайте повторим основные события:

Задание 1.

Назовите событие по датам:

1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах».

1807 г. – Тильзитский мир.

1812, 7 сентября – Бородинское сражение.

1825, 14 декабря – Восстание декабристов.

1853-1856 гг. – Крымская война.

1861, 19 февраля – Отмена крепостного права.

1864 г. – Земская реформа.

1874 г. – Военная реформа.

1877-1878 гг. – Русско-турецкая война.

Задание 2.

Назовите представителей династии Романовых, правивших в XIX веке:

Павел (1796-1801),

Александр I (1801-1825),

Николай I (1825-1855),

Александр II (1855-1881),

Александр III (1881-1894).

III. Новая тема.

Запишите тему урока и эпиграф:

«…с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»

Из коронационного манифеста Александра III.

После событий 1 марта в столице царила паника. Нужно было решить вопрос - начнётся ли поворот от векового самодержавия к представительному правлению, к сотрудничеству власти и общества, предложенного в проекте М.Т. Лорис- Меликова.

Ваши задачи на уроке:

1.     выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);

2.     записать в тетрадь план урока в соответствии с ходом урока (пункты плана на доске записаны не по порядку).

1. Личность Александра III.

Александр III родился 26 февраля 1845 года. После убийства своего отца Александра II в 1881 году он по праву наследования вступил на российский престол. По мнению историков, личность Александра III была весьма неоднозначной. Офицерская среда, в которой воспитывался будущий царь, сделала его грубым и надменным. Она же дала ему необычайную физическую силу и огромную работоспособность. При всем этом храбростью он не отличался. После принятия короны, опасаясь повторения участи своего отца, Александр III  на время удаляется в Гатчину, живя там в окружении рвов и сторожевых башен.

2.Внешняя политика Александра III.

Два месяца спустя по воцарении, особым манифестом (29 апреля 1881 года) Александр III заявил русскому народу, что принял престол «с верою в силу и истину самодержавной власти», он считает себя призванным «утверждать и охранять» последнюю для блага народного  «от всяких на неё поползновений». Манифест стал политической программой, и Александр III неуклонно держался её в течение всего своего царствования. Народное благо и охрана самодержавной власти легли в основу всех его позднейших мероприятий. «Царь-миротворец» именно такое прозвище получил Александр III за то, что стремился сохранить мир со всеми соседними странами.

Итак, что же сделало правительство для крестьян и рабочего класса? Материальное благосостояние крестьян выросло, выкуплены земельные наделы, а платежи снижены на одну пятую. Основан Крестьянский Поземельный банк, для выдачи ссуд (18 мая 1882 г.) и положено начало переселению крестьян на восточные окраины государства, в Сибирь и в Среднюю Азию, где ещё много земель пустовало и население не было густым. Была построена Сибирская железная дорога, которая дала толчок переселенческому движению. 28 мая 1885 г. была отменена подушная подать. 21 марта 1894 г. учреждено министерство земледелия. Рабочий класс пополнялся из крестьянства, которое в поисках заработков шло на фабрики и заводы. Однако положение фабричных и заводских рабочих сложилось тяжёлое: они зависели от хозяев, бессильные защитить свой труд от эксплуатации. Это побудило правительство принять меры в защиту и охрану интересов рабочего класса. Было запрещено принимать на работу детей моложе 12 лет, запрещена ночная работа малолетних и женщин, а также ограничено число их рабочих часов по сравнению с мужской работой. Чтобы защитить рабочего от хозяйского произвола была учреждена фабричная инспекция.

В промышленности были также изменения: строились железные дороги ( за 13 лет их построено 14 тыс. вёрст); были введены высокие пошлины на ввозные товары; открыт в Харькове Технологический институт; основано много училищ промышленных, железнодорожных, сельскохозяйственных, ремесленных, постройка железной дороги через весь материк Сибири. Упорядочены были государственные финансы. Государственное казначейство обогатилось, оно скопило у себя большие денежные запасы, но это было достигнуто за счёт хозяйственного благосостояния народных масс.

Дворянское сословие пользовалось особым вниманием и заботой Александра III.Был учреждён Дворянский банк, снабжавший дворян деньгами на льготных условиях. На должности губернаторов стали чаще всего назначать предводителей дворянства. Таким образом, дворянство было поставлено в роли опекуна крестьян. Земские начальники назначались исключительно из среды дворян. Их обязанность состояла в надзоре за крестьянским самоуправлением, за правильным расходованием мирских капиталов, в заботе о хозяйственном благоустройстве и сохранении общественного порядка. Им предоставлено было право  отменять приговоры в сельских и волостных сходах, утверждать выбранных крестьянами лиц, они могли налагать на крестьян административные взыскания.

Внутренняя политика царя носила самодержавный характер, это было время отхода от идей либерализации русского общества и усиления контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства. В войне с революционным терроризмом, которую вел его отец, Александр III одержал победу.

Политика лавирования между либералами и реакцией была свойственна первым месяцам правления Александра III. В начале и середине восьмидесятых годов он произвел реформацию страны, отменив подати и введя обязательный выкуп земель. В целом весь период его царствования историки называют не иначе, чем административным произволом. Для того, чтобы освоить новые земли, царь стал многими тысячами переселять крестьянские семейства в страны Средней Азии и в Сибирь. Справедливости ради стоит сказать и о том, что мероприятия, направленные на упорядочение трудовых законов, им так же проводились. Во время царствования Александра III были введены разумные ограничения на труд женщин и детей, а также новые довольно суровые правила, касающиеся работы фабричных и сельских инспекторов. Литература, которая касается этого времени довольно скудна и немногочисленна. Однако достоверно известно то, что в сфере крестьянского законодательства им было принято два наиважнейших постановления. На будущее страны они повлияли самым радикальным образом. Случилось это в 1893 году, первый закон касался переделов мирской земли, второй – ее неотчуждаемости.

Внешняя политика страны также не осталась неизменной. Этот период был отмечен ухудшением отношений между Россией и Германией. Одновременно царь принял успешную попытку сблизиться с Францией, благодаря чему был заключен франко-русский союз, продолжавшийся с 1891 по 1893 год.

Как уже было сказано выше, Александр III отличался крепкой фигурой и превосходной физической формой. Однако в 1890 году медики обнаружили у него неизлечимую болезнь - перерождение почек (нефрит). Заболевание, ушибы, которые царь получил в железнодорожной катастрофе и стали причиной его преждевременной смерти. Скончался он 20 октября 1894 года – в окружении всех членов своей семьи в Ливадии, в Крыму. На тот момент Александру III было пятьдесят лет. Тело царя было захоронено в Петропавловском соборе в северной столице России.

2. Противоречивый характер начала царствования Александра III.

Внутриполитический курс Александра III противоречиво сочетал укрепление основ самодержавия с целой серией мероприятий, объективно направленных на развитие в России капитализма. "Контрреформы" Александра III при всей их консервативной направленности не перечеркнули основных реформ его отца, а в области социального законодательства был сделан даже несомненный шаг вперёд (введение фабричной инспекции, регулирование отношений между трудом и капиталом, ограничение применения женского и детского труда). Страна не знала в то время войн и революционных потрясений, сосредоточилась на созидательном труде, избавилась от бюджетного дефицита. Смертные приговоры стали в судебной практике редчайшим исключением и чаще всего так и не приводились в исполнение, хотя по отношению к террористам Александр III был беспощаден, начав, как и Николай I, своё царствование с пяти виселиц народовольцев.

Вдохновителями консервативного политического курса самодержавия явились обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, издатель и журналист М. Н. Катков, которые считали, что для процветания и блага России нужны три твёрдые позиции – неограниченное самодержавие, решительная русификация национальных окраин (вплоть до переименования географических названий), православная религия. Новое время требовало перемен, однако Александр III  не спешил проводить какие-либо преобразования. Одним из первых шагов его царствования стало обнародование 29 апреля 1881 г. "Манифеста о незыблемости самодержавия", в котором  провозглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет её "утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений". Главной опорой самодержавия было консервативно настроенное дворянство, от которого император получал многочисленные записки и ходатайства с просьбами о возвращении к временам твёрдого правления, что весьма импонировало правительству.

Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ за счет созданных после 1861 г. учреждениях. Принимались также меры к консервации крестьянской общины, была урезана компетенция суда присяжных. Характерно, что первоначальные проекты "контрреформ" шли значительно дальше того, что было сделано на рубеже 1880–1890-х гг. Однако давление общественного мнения и острая борьба различных группировок в самих правительственных сферах и в Государственном совете помешали полной победе консервативных сил.

Охранительная линия в политике Александра III чётко  просматривается  . В 1881 г. было введено временное, но просуществовавшее тем не менее вплоть до 1917 г. положение об усиленной и чрезвычайной охране, дававшей право в административном порядке, без суда преследовать всех "подозрительных", закрывать печатные органы и учебные заведения, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум. Проект "конституции Лорис-Меликова" был забыт, а его автор и ряд других, прогрессивно мысливших министров, получили отставку.

3.Контрреформы Александра III.

Контрреформы — принятое в советской и постсоветской историографии обозначение мероприятий правительства Александра III, направленных на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования. (Запись понятия в тетради).

ПРИЧИНЫ КОНТРРЕФОРМ

  • Терроризм революционеров по отношению к представителям власти. Одним из актов террора стало убийство Александра II 1 марта 1881 г., которое осуществили члены организации «Народная воля».

  • Рост либеральных и революционных настроений в обществе.

  • Консервативные взгляды Александра III («батюшка слишком нареформировал»).

С приходом на пост министра внутренних дел Д.А.Толстого в отставку были отправлены все министры, защищавшие реформы Александра II, начинается пересмотр реформ, получивший название – контрреформы.

Вспомните основные либеральные реформы. (названные реформы записываются на доске):

  • Судебная реформа.

  • Земская реформа.

  • Реформа в области просвещения.

  • Цензурная реформа.

Все перечисленные реформы претерпели изменения:

1.     Ликвидирована самостоятельность (автономия университетов), контроль государства распространялся не только на студентов, но и на преподавателей, интеллигенция должна быть послушна царю.

2.     В 1885 году создано Высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов, получившее право смещать судей по своему усмотрению, суды стали проводить за закрытыми дверями.
Какие принципы нарушены? (Несменяемость и гласность)

3.     Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали царя.
Какие задачи выполняли земства? (Работа с текстом). Правительство не устраивала общественная активность земств, поэтому был учрежден институт земских начальников (из дворян), они могли отменить любое решение земств, сельских сходов, а «Положение о земских учреждениях» полностью лишило земства независимости.

4.     В 1887 году был принят циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей низших социальных слоев.

Вывод: Александру III удалось нормализовать обстановку. Но спокойствие было обманчивым, основные проблемы не решены. Во внешней политике царь обеспечил России 1,5 десятилетия мира, поэтому его и называли миротворцем.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРРЕФОРМ:

1.     Торможение революционного движения в России

2.     Спад террористической активности

В историю Александр III вошел, как царь-Миротворец, поскольку в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени. При этом государь не поступался интересами России, и именно при нем Россия прочно укрепилась в Средней Азии, максимально приблизившись к колониальным владениям Великобритании. Революционная волна при нем также сошла на нет. IV. Первичный контроль.

Проверка плана урока.

В квадрат рядом с описанием данных постановлений поставьте номер той либеральной реформы (перечислены выше), против которой оно направлено.

3

Ликвидация автономии университетов

2

Учреждение института земских начальников

1

Учреждение высшего дисциплинарного присутствия

2

Принятие «Положения о земских учреждениях»

3

Циркуляр о «кухаркиных детях»

4

Введение «временных правил о печати»

V. Итоги урока. Рефлексия.

Ответы на вопросы:

Сегодня я узнал….

Мне было особенно трудно…

Мне было легко…

Больше всего мне понравилось….

VI. Домашнее задание: 

Составьте таблицу «Сравнение Александра III и Победоносцева К. П.

Линии сравнения

Александр III (1845-1894)

Победоносцев К. П. (1827-1907)

Основные черты эпохи



Главные вехи карьеры



Внешность ,черты личности,



Средства, используемые для достижения целей



Результаты деятельности



Оценка современников



Крылатые высказывания



 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!