СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Иванович Куприн и Крым. История создания рассказа «Белый пудель». Особенности композиции рассказа «Белый пудель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родная (русская) литература      5 класс       

Тема урока: Александр Иванович Куприн и Крым. История создания рассказа «Белый пудель». Особенности композиции рассказа «Белый пудель».

 

Планируемые результаты:

Личностные: - проявление интереса к творчеству А.И. Куприна и отечественной литературе в целом;

- осознание и формирование в себе качеств высокоморальной личности;

- проявление позитивного отношения друг к другу.

Метапредметные:

 познавательные:

- умение ставить и формулировать новые задачи;

 регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение внимательно, доброжелательно относиться к ответам  других детей, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Предметные: познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героя произведения

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: портрет А.И. Куприна, тексты рассказа А.И.Куприна «Белый пудель», презентация, ноутбук, экран.

 

Ход урока

  1. Орг.момент.

Проверка д.з.

  1. Определение темы урока. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Речевая разминка. Работа со скороговоркой

Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке..

А) шепотом       Б) вслух        В) с удивлением      Г) с сочувствием

Тренировка концентрации внимания

Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЛИТЕРАТУРЫ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

АЛЕКСАНДРАИВАНОВИЧАКУПРИНАБЕЛЫЙПУДЕЛЬ

Просмотр содержимого документа
«Александр Иванович Куприн и Крым. История создания рассказа «Белый пудель». Особенности композиции рассказа «Белый пудель».»

Родная (русская) литература 5 класс

Тема урока: Александр Иванович Куприн и Крым. История создания рассказа «Белый пудель». Особенности композиции рассказа «Белый пудель».


Планируемые результаты:

Личностные: - проявление интереса к творчеству А.И. Куприна и отечественной литературе в целом;

- осознание и формирование в себе качеств высокоморальной личности;

- проявление позитивного отношения друг к другу.

Метапредметные:

познавательные:

- умение ставить и формулировать новые задачи;

регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение внимательно, доброжелательно относиться к ответам других детей, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Предметные: познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героя произведения

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: портрет А.И. Куприна, тексты рассказа А.И.Куприна «Белый пудель», презентация, ноутбук, экран.


Ход урока

  1. Орг.момент.

Проверка д.з.

  1. Определение темы урока. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Речевая разминка. Работа со скороговоркой

Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке..

А) шепотом Б) вслух В) с удивлением Г) с сочувствием

Тренировка концентрации внимания

Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЛИТЕРАТУРЫ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

АЛЕКСАНДРАИВАНОВИЧАКУПРИНАБЕЛЫЙПУДЕЛЬ

– Итак, мы приступаем к более подробному изучению рассказа «Белый пудель». Понравился ли он вам?

– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился.

(Преданность, верность, дружба, доброта в рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель»)

Как вы думаете, чему новому вам сегодня предстоит научиться?

Итак, целью нашего урока является… (проговаривание цели уч-ся).

Крым был неизменной любовью известного русского писателя А. И. Куприна. Как свидетельствуют его воспоминания, он впервые побывал в Ялте весной 1900 года, где познакомился с А. Чеховым, И. Буниным и М. Горьким. Второе посещение писателем этих мест состоялось в апреле 1901 года, когда он почти ежедневно бывал на даче Чехова. С этого времени посещения Крыма стали для Куприна более-менее регулярными. В течение шести лет – до мая 1907 года – писатель посетил многие крымские уголки – Мисхор, Ялту, Балаклаву, Алушту, Алупку, Гурзуф, Севастополь.


- По словам дочери Куприна, отец был великим «зверолюбом», он действительно любил и понимал животных, вникал в их мир и сердце.

«В послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, – рассказывал мальчик – поэтому мы скорее ушли из города».

Эта история послужила Куприну темой для произведения «Белый пудель». Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель». Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.


  1. Актуализация опорных знаний

1. Узнали ли вы героев рассказа на картинке? Да, это бродячие артисты.

2. Как их зовут? Дедушка – Лодыжкин, мальчик – Сергей и пудель Арто, ещё щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего.

3. Из скольких частей состоит рассказ? Из 6-ти.

4. Как бы вы озаглавили каждую часть?

1) Бродячая труппа артистов

2) Неудачный день

3) «Хочу! Собаку-у-у!»

4) «Не всё… продаётся, что покупается»

5) Арто украден.

6) Спасение собаки

5. Где происходят события рассказа? (Действие происходит на берегу Крыма, в дачном посёлке)



  1. Работа над темой урока.

1.Презентация «Жизнь и творчество А.И.Куприна»

2. Чтение отрывков из 1 и 2 главы по ролям.



  1. Применение новых знаний и формирование умений и навыков.

Анализ произведения. (вопросы к 1-2главам)

– Найдите в тексте слова, рисующие, как выглядела труппа бродячих артистов?

– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»? Какое значение имеет эта художественная деталь?

– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»?

– Какие отношения сложились между ними? Почему?

- Оформите свой ответ: «Бродячая труппа артистов…» (Арто, Сережа, дедушка Лодыжкин – маленькая труппа артистов. Они любят и ценят друг друга, ощущают себя единым целым. Жизнь у них нелегкая.)



Погружение в текст.

- Какие трудности встречаются на пути бродячих артистов? (Голод, унижения, побои)

- Какой характер складывается у человека, которому приходится жить в подобных условиях?

- Докажите, Серёжа и дедушка Лодыжкин не ожесточились, не озлобились.

Устное рисование: дедушка Лодыжкин и Серёжа

(«Дедушка Лодыжкин любил свою  шарманку так, как можно любить живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо».

 «Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, любил он своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя  Арто и маленького Сергея».

« - Что, брат пёсик? Тепло? – спросил дедушка»

« - Поди сюда, Арто, поди, моя собаченька».


- Что дальше сделал Сергей?

« - Давай я тебе пособлю орган снять»

«Дедушка раздевался не торопясь».

- Почему?

« Прикрыв глаза ладонью от солнца и щурясь, он с любовной усмешкой глядел на Сергея».

«Потом он разломил краюху на три неровные части..»

- Как дедушка Лодыжкин разделил хлеб?

«…одну, самую большую, он протянул Серёже, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»

- О чём мечтает дедушка Лодыжкин?

«- Перво дело - куплю тебе костюм: розовое трико с золотом... туфли тоже розовые, атласные... В Киеве, в Харькове или, например, скажем, в городе Одессе - там, брат, во какие цирки!.. Фонарей видимо-невидимо... все электричество горит... Народу, может быть, тысяч пять, а то и больше... почему я знаю? Фамилию мы тебе сочиним непременно итальянскую. Что такая за фамилия Естифеев или, скажем, Лодыжкин? Чепуха одна - нет никакого в ней воображения. А мы тебя в афише запустим - Антонио или, например, тоже хорошо - Энрико или Альфонзо...»



  1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Словарно-лексическая работа

Объяснение значений слов. Соотнесите стрелкой слова с их значением.

  1. труппа

  1. Клумба

  1. шарманка

  1. Комнатный слуга

  1. лакей

  1. Воспитательница

  1. кружевной капот

  1. Мужской головной убор с козырьком

  1. галоп

  1. Коллектив артистов театра или цирка

  1. куртина

  1. Свободное женское платье с рукавами

  1. картуз

  1. Переносной механический орган

  1. гувернантка

  1. Музыка к старинному танцу


  1. Итоги урока.

- А вы бы продали вашего пуделя?

-Что в жизни не продается и не покупается?

- Какую цель мы ставили?

- Удалось ли решить поставленную цель?

- Что нам нужно сделать ещё?

Комментированное выставление отметок.

  1. Объяснение и запись домашнего задания.

1)Прочитать 3-4 главы рассказа.

2)Творческий пересказ

• от лица Сережи.

• от лица дедушки.

• от Арто.

  1. Рефлексия.

2-3 предложения по поводу урока. (Я могу похвалить себя за ... Урок был ... Мы все работали.. Теперь я знаю... Теперь я умею..)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!