Конструкт урока математики
по преддипломной практике
Класс: 3
УМК: Школа России.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Носова, познакомить с рассказом «Телефон».
Образовательные задачи:
продолжить работу над формированием навыка беглого выразительного чтения;
учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев;
учить выражать свое отношение к прочитанному, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания ;
повторить правила пользования телефоном.
Развивающие задачи:
♦ развивать внимание, творческие способности, речь, мышление;
♦ расширять словарный запас.
Воспитательные задачи:
♦ воспитывать в детях внимательное отношение друг к другу;
♦ прививать интерес к чтению, к книге.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.) М.: Просвещение, 2012г., магнитная доска, выставка книг, портрет Н.Носова, «Поле чудес», карточки (телефонные разговоры), коллаж «Книги Н. Носова».
Ход урока
I.Организационный момент. (Добрые пожелания детям)
- Давайте пожелаем друг другу удачи…
II.Сообщение темы урока (Тему урока обучающие определяют под руководством учителя)
- Прочитайте, что записано на доске. (Жужжащее чтение)
- Что это? (Загадки)
Жму на кнопки — не баян.
Говорю — не рация
Но летит за океан
Голосовая информация.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь,
А слышно там.
- Чтение вслух и отгадывание. (Телефон)
- Какие бывают телефоны? (Стационарные, мобильные)
- Для чего они нужны? (Средство общения. Общаемся, развлекаемся, получаем нужную информацию)
- Посмотрите на стенд. Что вы видите? (Портрет Н.Н.Носова, книги, которые он написал)
- А как эти загадки связать с тем, что мы видим на стенде?
-Определите тему урока
Н.Н.Носов: « Телефон»
Цели урока: расширить знания о жизни и творчестве Н.Носова, познакомить с рассказом «Телефон». Продолжить работу над формированием навыка беглого выразительного чтения;
понимать характеры и поступки героев.
III. Проверка домашнего задания.
- Кто подготовил рассказ о Н.Носове. Почему Н.Носов стал писателем?
Один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М.Горьким и А.С. Пушкиным – оказался детский писатель Николай Носов.
Свой первый рассказ «Затейники» он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Но сегодняшние читатели считают носовских героев своими современниками.
Николай Николаевич Носов не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря. Потом учился в Институте кинематографии в Москве, ставил научно-популярные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и ботым жизненным опытом при написании книг для ребят. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Спросите кого-нибудь из взрослых читали ли они книги Носова. В ответ человек обязательно улыбнётся и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «»Вити Малеева» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса» … А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей «чистокровным детским юмористом». (Вариант рассказа)
- Кто может дополнить?
- Вы подготовили интересные вопросы по прочитанным книгам Н.Н.Носова. Я отобрала, на мой взгляд, самые сложные. Они лежат на «поле чудес». Вращаем круг и выбираем вопрос. Пока вращается круг литературная викторина. (Вращает круг и читает вопрос тот, кто рассказывал о писателе. Интересные вопросы были заданы по рассказам «Метро», «Автомобиль», «Дружок», «Шурик у Дедушки»)
-Сейчас проверим, как вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия, если первые буквы такие:
Авт…..(Автомобиль)
Дру…..(Дружок)
Зап…..(Заплатка)
Кар….(Карасик)
Зат…..(Затейники)
Ого…..(Огородники)
Огу…(Огурцы)
Тел…(Телефон)
Фант…..(Фантазеры)
- Что объединяет эти рассказы? (Юмор)
- Почему человек решает стать писателем – юмористом? Вот как на этот вопрос отвечает Николай Носов (Рассказ ученика)
«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чём рассказать людям. К тому времени я уже заметил, что люди (даже взрослые) многого ещё не понимают , а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. К тому же, по моим наблюдениям, дети гораздо серьёзнее взрослых и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.
Почему я стал юмористом? По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом нет.А вот сатириком меня сделала жизнь. Писателя не станут читать, если он не будет говорить правду. Но поскольку не всякую правду приятно слушать, то чтоб было приятнее, лучше говорить ему правду, смягчив немножечко шуткой. Таким образом, получается и смешно, и приятно, и в то же время полезно. Это и есть сатира. А сатирики – это люди, которые смягчают жизненные удары, чтобы не было так уж больно. В общем , хорошие люди, полезные.»
IV. Физкультминутка
V. Работа над текстом Н.Н. Носова “Телефон”
А) Первичное знакомство с текстом и выявление первых впечатлений.
Чтение рассказа по ролям подготовленными детьми.
_ Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? /ответы детей/
- Какие слова это доказывают? Прочитайте.
-Почему у ребят не получился разговор?
- При телефонном разговоре нужно соблюдать определенные правила. Как вы думаете, какие это правила?
(Ответы детей)

- Ребята из произведения соблюдали правила?
- Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного общения.
- Выделите верные ответы. С какой целью Носов написал свой рассказ?
Чтобы:
1. Развеселить читателя .
2 Подшутить над кем-нибудь
3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
4. Разбудить фантазию читателя
Б) Работа над формированием навыка чтения.
Выборочное чтение:
(Работа в парах)
- Сейчас мы с вами поиграем, я вам раздам карточки.
Сначала дети читают про себя, а затем вслух – вызванная пара)
- Если вы считаете что телефонный разговор правильный - хлопаете, а если нет - топаете.
1.Раздаётся телефонный звонок. Миша берёт трубку.
- Алло! Это поликлиника?
- Нет,… это бассейн… ха-ха-ха!
2.- Алло, слушаю вас.
- Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.
- Здравствуйте. Слушаю вас.
-А Катя дома?
-Кати нет дома. Что ей передать?
- Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?
- Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.
- Спасибо. До свидания.
-До свидания.
3.- Алло!
- Алло!
- Давай разговаривать.
- Давай. А о чём?
- Ну, о чём? О чём – нибудь.
- Ну!
- Что, ну?
- Чего же ты не разговариваешь?
- А ты, почему не разговариваешь?
- Да я не знаю, о чём разговаривать.
- Из какого рассказа этот диалог по телефону?
V. Итог
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Назовите автора рассказа?
- Кто главные герои рассказа?
- Какую покупку сделали мальчишки?
- Чему научил вас рассказ «Телефон» ?
VI.Домашнее задание.
- У этого рассказа есть продолжение. Рассказ Н.Носова “Телефон” можно взять в библиотеке и прочитать.
VII.Рефлексия
1.Своей работой на уроке я доволен / …
2.Урок для меня показался …/ …