СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Порфирьевич Бородин.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена для урока музыки в 7 классе о жизни и творчестве великого русского композитора, учёного , медика - А.П.Бородина.

Просмотр содержимого документа
«Александр Порфирьевич Бородин.»

Александр Порфирьевич Бородин  ( 1833 – 1887) Композитор, химик, медик

Александр Порфирьевич Бородин

( 1833 – 1887)

Композитор, химик, медик

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября [12 ноября] 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой (дочери военного) и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Князь не мог признать мальчика своим сыном, но принял в его судьбе большое участие, а перед смертью выдал мать будущего композитора замуж, маленькому Саше дал вольную (его просто были вынуждены при рождении записать крепостным), и купил им дом.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября [12 ноября] 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой (дочери военного) и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

Князь не мог признать мальчика своим сыном, но принял в его судьбе большое участие, а перед смертью выдал мать будущего композитора замуж, маленькому Саше дал вольную (его просто были вынуждены при рождении записать крепостным), и купил им дом.

Дом – музей А.П.Бородина в селе Давыдовка Владимирской области Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Дом – музей А.П.Бородина в селе

Давыдовка Владимирской области

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Друг его детства и юности Михаил Щиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но и чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немного за это преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых, боялись пожара». Опасения близких Александра были не напрасны, он был очень рассеянным. Из-за чего, будучи уже взрослым человеком, нередко попадал в забавные ситуации.

Друг его детства и юности Михаил Щиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но и чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немного за это преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых, боялись пожара». Опасения близких Александра были не напрасны, он был очень рассеянным. Из-за чего, будучи уже взрослым человеком, нередко попадал в забавные ситуации.

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали. Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как пролетело время. Неожиданно композитор посмотрел на часы и, ахнув, заспешил. Он поднялся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто  и принялся дружески со всеми прощаться. Друзья были в полном недоумении. — Куда это вы, Александр Порфирьевич? — Будьте здоровы, милые мои, а мне уже и домой пора, засиделся я с вами: а ведь у меня завтра лекция… И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали. Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как пролетело время. Неожиданно композитор посмотрел на часы и, ахнув, заспешил. Он поднялся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто  и принялся дружески со всеми прощаться. Друзья были в полном недоумении.

Куда это вы, Александр Порфирьевич?

Будьте здоровы, милые мои, а мне уже и домой пора, засиделся я с вами: а ведь у меня завтра лекция…

И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

Рассказывают и о другом случае, произошедшем как-то с Бородиным. Однажды, уходя из дому и опасаясь, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: «Буду через час». Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился:          — Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать…           И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании… самого себя.

Рассказывают и о другом случае, произошедшем как-то с Бородиным.

Однажды, уходя из дому и опасаясь, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: «Буду через час». Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился:

         — Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать…

          И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании… самого себя.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

А.П.Бородин По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным Модестом Мусоргским . Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой.

А.П.Бородин

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным Модестом Мусоргским .

Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой.

Русское химическое общество В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования. В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом.

Русское химическое общество

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом.

А.П.Бородин Екатерина Протопопова После окончания академии Бородин был всецело поглощён химией, вспоминая о музыке разве что во время посещения театров. Вернуло его интерес к музыке знакомство с Екатериной Протопоповой. Красавица-пианистка тяжёло болела и вынуждена была лечиться в Европе. Бородин сопровождал Екатерину во время её поездки в Италию, благо тамошняя химическая школа вызывала в нём профессиональный интерес. Молодые люди закономерно сблизились и обручились.

А.П.Бородин

Екатерина Протопопова

После окончания академии Бородин был всецело поглощён химией, вспоминая о музыке разве что во время посещения театров. Вернуло его интерес к музыке знакомство с Екатериной Протопоповой. Красавица-пианистка тяжёло болела и вынуждена была лечиться в Европе. Бородин сопровождал Екатерину во время её поездки в Италию, благо тамошняя химическая школа вызывала в нём профессиональный интерес. Молодые люди закономерно сблизились и обручились.

 Бородин входил в «Могучую кучку» — известную пятёрку композиторов, стремившихся воплотить в музыке русскую национальную идею.

Бородин входил в «Могучую кучку» — известную пятёрку композиторов, стремившихся воплотить в музыке русскую национальную идею.

Над своим величайшим произведением — оперой «Князь Игорь» — композитор работал почти два десятилетия, но так и не успел закончить свой труд. Завершили работу и сделали оркестровку А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков. Опера была впервые исполнена в 1890 году — через три года после смерти Бородина — и имела грандиозный успех.

Над своим величайшим произведением — оперой «Князь Игорь» — композитор работал почти два десятилетия, но так и не успел закончить свой труд. Завершили работу и сделали оркестровку А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков. Опера была впервые исполнена в 1890 году — через три года после смерти Бородина — и имела грандиозный успех.

Реакция Бородина-Хунсдикера (известная также как реакция Бородина в русской литературе и Хунсдикера в англоязычной) — реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами , дающая в результате галогенозамещенные углеводороды . В мире Бородин известен как композитор, о его занятиях химией, несмотря на 40 научных работ и реакцию, названную его именем, знают только специалисты.

Реакция Бородина-Хунсдикера (известная также как реакция Бородина в русской литературе и Хунсдикера в англоязычной) — реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами , дающая в результате галогенозамещенные углеводороды .

В мире Бородин известен как композитор, о его занятиях химией, несмотря на 40 научных работ и реакцию, названную его именем, знают только специалисты.

Негатив. Бородин А.П. Квинтет. Автограф композитора. А.П. Бородин своей основной профессией считал химию, но, как композитор, он оставил в истории культуры больший след. Бородин-композитор имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так химия помогала музыке!

Негатив. Бородин А.П. Квинтет. Автограф композитора.

А.П. Бородин своей основной профессией считал химию, но, как композитор, он оставил в истории культуры больший след. Бородин-композитор имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так химия помогала музыке!

15 февраля 1887 года Бородин по случаю Масленицы собрал в своей служебной квартире множество друзей. В ходе веселья Александр Порфирьевич схватился за грудь и упал. Несмотря на присутствие сразу нескольких известных медиков, спасти его не удалось. Впрочем, от последствий обширного инфаркта медикам и сейчас удаётся спасти далеко не всех.    Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

15 февраля 1887 года Бородин по случаю Масленицы собрал в своей служебной квартире множество друзей. В ходе веселья Александр Порфирьевич схватился за грудь и упал. Несмотря на присутствие сразу нескольких известных медиков, спасти его не удалось. Впрочем, от последствий обширного инфаркта медикам и сейчас удаётся спасти далеко не всех.

Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Основные произведения Оперы Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869—1887) Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены) Произведения для оркестра Симфония № 1 Es-dur (1866) Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876) Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым) Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Основные произведения

Оперы

Богатыри (1868)

Млада (совместно с другими композиторами, 1872)

Князь Игорь (1869—1887)

Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1866)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Использованные материалы: https://100-faktov.ru/aleksandr-borodin/ http://people-archive.ru/character/aleksandr-porfirevich-borodin https://24smi.org/celebrity/25321-aleksandr-borodin.html http://muskam.ru https://uchim-klass.ru/biografiya/aleksandr-porfirevich-borodin

Использованные материалы:

https://100-faktov.ru/aleksandr-borodin/

http://people-archive.ru/character/aleksandr-porfirevich-borodin

https://24smi.org/celebrity/25321-aleksandr-borodin.html

http://muskam.ru

https://uchim-klass.ru/biografiya/aleksandr-porfirevich-borodin

Благодарю за внимание Презентацию выполнила Щугорева Е.С. Заведующая библиотекой МОУ школа №3  г. Жуковский

Благодарю за внимание

Презентацию выполнила Щугорева Е.С.

Заведующая библиотекой МОУ школа №3

г. Жуковский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!