Опера «Князь Игорь»
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887гг.)
- Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова,
- отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.
- Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
- В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшего М. А. Балакиревым.
- А.П.Бородин М.А.Балакирев
История создания оперы «Князь Игорь»
- 18 апреля 1869 года на музыкальном
- вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов
- предложи л композитору в качестве
- оперного сюжета «Слово о полку Игореве»
- А. П. Бородин с интересом взялся за
- работу, побывал в окрестностях Путивля,
- изучал исторические и музыкальные
- источники, связанные с описываемым
- временем.
- Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
- Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие.
- Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
- В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями
Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв
- «Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя,
- проросшая буйной травой дикая степь…
- Со всех сторон опасность: степь
- принадлежит тем, кто в ней кочует,
- кто идёт на сёла и города русских,
- чтобы захватить детей, женщин, мужчин,
- поживиться золотом, мехами, тканями,
- оружием. Степняки объединены…
- Воюя, они движутся всем народом.
- Это страшный враг, ужас
- и проклятие Руси - половцы».
ПРОЛОГ
- Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, дружину, надеются на успешное завершение похода
Хор «Солнцу красному слава!»
Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Здесь в символической форме представлена драматургическая завязка всего дальнейшего действия оперы.
I действие картина вторая
- Входят думные бояре, друзья Ярославны.
- Они пришли с плохими новостями
- (хор «Мужайся княгиня»).
- Бояре рассказывают, что на Путивль
- идёт хан Гзак, русская рать разбита,
- а Игорь вместе с братом и сыном
- попали в плен.
- Слышен звон небратского колокола,
- виднеется зарево пожара.
II действие Ария князя Игоря
- Ария князя открывается небольшим
- вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды
- передают душевные терзания героя.
- Благородная мелодия, полная глубокой
- душевности и теплоты, связана в
- арии князя с воспоминаниями о жене,
- Ярославне. Перед мысленным взором
- мелькают картины затмения солнца,
- горечь поражения, позор плена.
- Все перечисленные эпизоды арии
- позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.
Сцена вторая «Половецкие пляски»
- Хор «Улетай на крыльях ветра»
Как и Глинка, Бородин, создаёт контрастные образы русских людей и их недугов, с уважением относится к национальным культурам других народов.
IV действие
- Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.
- « Плач Ярославны»
- В музыкальной характеристике
- Ярославны композитор не использовал
- подлинно народные мелодии,
- но она пронизана народными
- интонациями таких древних
- песенных жанров, как плач,
- причет, причитания