СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе на 2021-2022 учебный год.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе на 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Алендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе на 2021-2022 учебный год.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора по УМР Директор МБОУ СЫСОШ

_____/Оконешникова А.Н./ __________/Сивцева Н.Е./ _____/Дьячков И.И./

«__»________2021г. «___»_________2021г. «___»_________2021г.







Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык» в 10 классе,

Лаптевой Ирмы Владимировны

Категория – высшая

Среднеколымский район, с. Сылгы-Ытар

2021-2022 учебный год.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Данная программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Для реализации программного содержания используется учебник:

Русский язык и литература. Русский язык. 10 кл. Базовый уровень: учебник Т.М. Пахнова, М. : Дрофа, 2018г.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

На изучение русского языка отводится:

В 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю)

 











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О русском языке, о русской речи

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).

Русский язык и наука о языке.

Словари.

Слово в словаре и слово в тексте.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

  • Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

  • Слово – это поступки.

  • «Родному языку мы учимся всю жизнь». Согласны ли вы с этим утверждением?

  • Словари как отражение истории и культуры народа.

  1. Вспомните (отберите из учебников, других книг) несколько высказываний о русском языке. Составьте текст рассуждение, используя одно из высказываний (дайте развернутый комментарий).

Текст как речевое произведение

Текст как результат речевой деятельности.

Тема, основная мысль. Микротема.

Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Средства выразительности в художественном тексте:

  • Фонетические, интонационные;

  • Лексические;

  • Грамматические.

Стилистические возможности языковых средств.

Понимание текста – процесс творческий.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Анализ текста при подготовке к изложению.

Сочинение – это тоже текст.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь:

- проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства ( лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания.

Умение самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержание, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.

Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.).

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Создание текста (в устной и письменной форме).

Умение пересказывать текст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием); составлять тезисы, конспект.

Писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм. Писать рецензию на сочинение.

Самостоятельно формулировать тему сочинения.

Писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему. Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов.

Совершенствовать написанное.

Умение работать с черновиком сочинения, изложения, редактируя текст.

Система языка

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Выдающиеся ученые лингвисты.

Примерные практические задания

  1. Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении).

  2. Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста).

  3. Подготовьте сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы».

  4. Составьте словарь терминов науки о языке (одного из разделов).

  5. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся ученых лингвистов.

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Основные словари и справочники.



Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;

  • Различать сильную и слабую позицию звуков;

  • Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

  • Классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

  • Анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

Примерные практические задания

  1. Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».

  2. Составить личный орфографический словарик, включающий слова, трудные для ученика – автора этого словарика.

  3. Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (словосочетания), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению.

  4. Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь характеризовать их роль в тексте.


Лексика. Фразеология

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Словари.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

  • Производить лексический разбор слова, текста;

  • Находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

  • Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

    • Словарное богатство русского языка;

    • Синонимы очень часто «то же, да не то же»;

    • Об этом слове хочется рассказать;

    • Загадки знакомых слов.

  2. Составьте словарь лингвистических терминов по разделу «Лексика и фразеология».

  3. Подготовьте сообщение об одном из словарей.

  4. Составьте текст-рассуждение на тему «Слово – Солнце языковой системы» (Л.Ю.Максимов).




Состав слова и словообразование

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический Анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Роль однокоренных слов в создании текста.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Различать морфемы в слове и их значение;

  • Объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

  • Устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;

  • Пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим).

Примерные практические задания

  1. Произведите морфемный и словообразовательный разбор лов из текста подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам?

  2. Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилагательном достославный? Обратитесь к словарю и подберите ряд слов с этой морфемой.

  3. Каково значение приставки в глаголах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры.

  4. Запишите группу однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок стихотворения. Подчеркните в списке авторские неологизмы. Какими языковыми способами пользуется поэт в своем стихотворчестве?

Морфология

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.

Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Разряды местоимений.

Местоимение как средство связи между предложениями. Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.

Морфологический анализ слов.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

  • Определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;

  • Склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

  • Употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;

  • Пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

Примерные практические задания

  1. Выпишите глаголы из текста и укажите их наклонение и время. Сделайте вывод о соотношении времени глаголов в разных предложениях.

  2. Укажите, какое из знаменательных слов не является в тексте членом предложения. Почему? В каких ещё случаях знаменательные слова не выполняют функцию членов предложения?

  3. Определите вид и время глаголов-сказуемых. Совпадают ли их грамматические формы? Что они обозначают – действие или состояние?

  4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Простое предложение

Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.

Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Обособленные второстепенные члены.

Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.

Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.

Сложное предложение

Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.

Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.

Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи.

Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;

  • Строить предложения заданной конструкции;

  • Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;

  • Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей.

Примерные практические задания

  1. Замените причастные обороты синонимическим конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте?

  2. Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значения и структура этих словосочетаний?

  3. Запишите два-три высказывания, используя предложения с косвенной речью.

  4. Придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, используя конструкцию «Нельзя не…».

Орфография

Орфограмма, типы и виды.

Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания;

  • Применить алгоритм при выборе написания;

  • Составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;

  • Разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;

  • Производить орфографический и пунктуационный анализ.

Примерные практические задания

  1. Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы.

  2. Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  3. Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях?

  4. Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен?

Обобщение и систематизация изученного

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить комплексный анализ текста;

  • Создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа;

  • Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.

Примерные практические задания

  1. Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст – один из афоризмов Л.Н.Толстого. Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте?

  2. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования?

  3. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись.

  4. Выберите два-три высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции.

  5. Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта.

 





























Распределение учебных часов

раздела

Название раздела

Часы


Введение

1

Раздел 1.

Повторение изученного в V-IX классах

5

Раздел 2.

Язык помогает мне стать личностью

8

Раздел 3.

В пространстве текста

67

Раздел 4.

Культура речи

15+1(контр. работа)

Раздел 5.

Подготовка к ЕГЭ

7+1 (повторение)


Итого

105





























Требования к уровню
подготовки учащихся

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 










Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

п/п

Название разделов.

Тема уроков

Сроки проведения

Виды и формы контроля



Примечание




План

Факт




1

Введение. Особенности курса русского языка в старших классах

01.09.


Коллективная, индивидуальная беседа





Раздел 1. Повторение изученного в V-IX классах







2-3

Основные правила русской орфографии

02.09.

07.09.


Коллективная, индивидуальная беседа





4

Синтаксис и пунктуация простого предложения

08.09.


Коллективная, индивидуальная беседа





5

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

09.09.


Творческая работа по данному началу





6

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-9 классах» с грамматическим заданием

14.09.


Контрольный диктант





Раздел 2. Язык помогает мне стать личностью







7-8-9

Изучение русского языка – процесс воспитания и самовоспитания

15.09.

16.09.

21.09.


Словарная работа, Составление текстов, объясняющих выбор темы следующего урока-практикума..





10-11

Моё особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, доказываем, спорим)

22.09.

23.09.


Коллективная, индивидуальная беседа. Работа с текстами: доказательство принадлежности к данному стилю и типу речи.





12

Оцениваем результаты изучения раздела

28.09.


Иллюстрации к орфографическим и пунктуационным правилам: небольшие тексты с графическим объяснением.

Анализ текста с применением различных типов словарей





13-14

Р/р Классное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

29.09.

30.09.


Письменные работы

уч-ся





Раздел 3. В пространстве текста







15-16

Текст – «словесная ткань»

05.10.

06.10.


Анализ текста с применением различных типов словарей





17-18

Лексические средства связи в тексте

07.10.

12.10.


Анализ текста с применением различных типов словарей





19-20

Слово в словаре и в тексте

13.10.

14.10.


Анализ текста с применением различных типов словарей





21-22

Готовимся к урокам-семинарам и урокам-зачётам

19.10.

20.10.


Типологический анализ текста научного стиля с нахождением изобразительно-выразительных средств.





23-24

В пространстве текста

21.10.

26.10.


Устное выступление по выбранной теме семинара с предоставлением практической части





25

Р/р Роль первого предложения (зачина) в тексте.

27.10.


Свободный мини-диктант.

Работа с текстами: определение роли первого предложения в тексте, первого абзаца; словесное рисование на основе прочитанного текста. Пунктуационный, синтаксический, лексический и орфографический разбор.





26-27

Текст и речевая среда

28.10.

09.11.


Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





28-29

Речевая среда и звучащая речь

10.11.

11.11.


Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический





30-31

Звуковые средства выразительности.

16.11.

17.11.


Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему. Восстановительный диктант.





32

Интонация. Голос.

18.11.







33-34

Особенности поэтического текста

23.11.

24.11.


Анализ поэтических текстов





35-36-37

Средства художественной изобразительности

25.11.

30.11.

01.12.


Анализ средств худ. изобразительности





38

Р/р Подготовка к домашнему сочинению на литературную и лингвистическую тему

02.12.



Выбор темы сочинения, подбор эпиграфа, цитат, вариантов зачина.





39-40

Развивающая речевая среда – это пространство культуры

07.12.

08.12.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





41-42

Обобщение изученного в первом полугодии

09.12.

14.12.


Словарная работа, анализ текстов





43

Контрольный диктант «Осенняя листва»

15.12.







44

Контрольная работа в виде комплексной работы с текстом.

16.12.


Контроль по теме: комплексный анализ текстов-миниатюр





45

Анализ контрольной работы. Комплексная работа с текстами-миниатюрами

21.12.








46-47

«Диалог с текстом»

22.12.

23.12.


Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему. Восстановительный диктант.





48

Тестирование в форме ЕГЭ по теме «Сложные предложения»

28.12.








49-50-51

Культура как совокупность текстов

29.12.

30.12.

11.01.



Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему.





52-53

Р/р Классное сочинение на культурологическую тему

(по упр.148)

12.01.

13.01.



Письменные работы

уч-ся





54-55

Русский язык помогает постигать другие науки

18.01.

19.01.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





56-57

Способы информационной переработки текстов

20.01.

25.01.



Творческая работа по данному началу. Преобразование текста





58-59

Р/р Как подготовиться к сжатому изложению

26.01.

27.01.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





60-61

Р/р Сжатое изложение текста научного стиля

01.02.

02.02.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





62-63

Особенности аннотации

03.02.

08.02.



Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.





64-65

Способы информационной переработки текстов

09.02.

10.02.








66

Зачёт по теме «Способы информационной переработки текстов»

15.02.



Зачёт





67-68-69

Русский язык и литература как единое пространство культуры

16.02.

17.02.

22.02.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





70-71

Р/р Классное сочинение на литературную тему

24.02.

01.03.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





72-73

Русский язык и литература как единое пространство культуры

02.03.

03.03.



Работа с текстом: рассказ о взаимодействии русского языка и литературы





74

Р/р Сжатое изложение с творческим заданием (по упр.221)

09.03.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





75

Оцениваем результаты изучения раздела «В пространстве текста»

10.03.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





76-77

Обобщение изученного по разделу «В пространстве текста»

15.03.

16.03.



Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.





78

Контрольная работа по изученному материалу в форме ЕГЭ.

17.03.


Письменные работы

уч-ся





79

Контрольный диктант по разделу «Гармония»

22.03.








80

Р/р Контрольное сочинение на предложенную тему.

23.03.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





81

Анализ контрольного сочинения. Комплексная работа с текстом.

24.03.








Раздел 4. Культура речи





82-83-84

Совершенствование навыков речевой деятельности

05.04.

06.04.

07.04.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





85-86

Орфоэпические нормы современного русского языка

12.04.

13.04.



Творческая работа по данному началу. Преобразование текста





87-88

Лексические нормы современного русского литературного языка

14.04.

19.04.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





89-90

Морфологические нормы современного русского литературного языка

20.04.

21.04.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





91-92

Синтаксические нормы современного русского литературного языка

26.04.

27.04.



Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.





93

Культура речевого общения

28.04.



Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.





94

Речевые коммуникации в деловых переговорах

03.05.



Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.





95

Ораторская речь. Аспекты полемики

04.05.



Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа





96

Стилистический анализ текста

05.05.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





97

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса с творческим заданием

10.05.








Раздел 5. Подготовка к ЕГЭ



Работа с текстом: рассказ о взаимодействии русского языка и литературы

98

Повторение орфографии. Орфограммы корня

11.05.








99

Повторение орфографии. Орфограммы в приставках.

12.05.



Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы





100

Повторение орфографии. Орфограммы в суффиксах разных частей речи.

17.05.



Коллективная, индивидуальная беседа





101

Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания.

18.05.



Коллективная, индивидуальная беседа





102

Орфограммы, связанные с правописанием НЕ и НИ

19.05.


Коллективная, индивидуальная беседа





103

Практикум по пунктуации

24.05.


Коллективная, индивидуальная беседа





104

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса в формате ЕГЭ.

25.05.


контрольная работа





105

Итогово-обобщающий урок за курс 10 класса

26.05.


Выполнение упражнений