Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
«Взаимодействие с родителями
в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Подготовила:
Целуйко И.В
г. Шарыпово
2016г.
«Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым: пусть
он работает, действует,
бегает, кричит, пусть он
находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. В современном мире многие родители с точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию.
Проводя беседу с детьми на вопрос «Что нужно делать, чтобы не болеть?» (2013 год) 80% ребятишек ответили: «Лечиться!».
Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении. Родители должны быть постоянными активными участниками образовательной деятельности, проводимой в учреждении. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают зрителями, и реже участниками мероприятий .
Главная цель: формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи :
* Повышать педагогическую культуру родителей.
* Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
* обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности
* создать единое здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома.
.
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимание и доверия.
- Принцип «Активного слушателя»
- Принцип согласованности действий.
- Принцип самовоспитания и самообучения.
- Принцип ненавязчивости.
- Принцип жизненного опыта.
7. Принцип безусловного принятия
Формы работы
Традиционная форма работы
Нетрадиционная форма работы
Родительские собрания, семинары-практикумы
Встречи «за круглым столом» по обмену семейным опытом и традициями
Консультации для родителей (индивидуальные и групповые)
Совместные развлечения с родителями
Педагогические беседы с родителями
Занятия совместно с родителями
Информирование через стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах
Участие родителей в оформлении центра физического развития.
Тематические выставки
Театрализация КГН
Родительские собрания
«Соблюдение режима дня дома»
«Правильное питание – залог здоровья наших детей».
Рекомендации для родителей:
- «Организация питания вечером и в выходные дни»,
- «Упражнения для профилактики верхних дыхательных путей»,
- «Упражнения для развития мелкой моторики рук»,
- «Упражнения для профилактики плоскостопия»,
- «Проведение физкультминутки дома»
- и другие.
Индивидуальные беседы с родителями
- «О правильной осанке»
- «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?»
Тематические выставки
- «Закаливание детей дома».
Нетрадиционные формы работы .
- Совместные занятия с родителями
Совместные занятия с родителями в форме практикумов:
- «Как играть в подвижные игры»
- «Игры на развитие внимание»
«Театрализация сказки
о чистоте «Федорино горе».
Формы работы
В детском саду
В семье
Беседы педагога с детьми в режимных моментах
- при формировании культурно-гигиенических навыков;
- при организации питания.
Беседы отца и матери:
Занятия :
• физическая культура;
• «Вкусные посиделки»;
Оздоровительные традиции в семье :
Праздники, развлечения : «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни».
• ходим в сауну;
• обучение плаванию;
• «чистота тела»;
Оздоровительные игры в семье , направленные на:
Чтение художественной литературы .
• динамический час.
• «организация сна»;
• бассейн;
• профилактику осанки;
• «мои чистые игрушки»;
• на лыжах, в походы.
• сохранение зрения;
• «я люблю комнатные растения».
• профилактику плоскостопия;
• игры для предупреждения гиподинамии.
В детском саду
В семье
Просмотр телепередач (в соответствии с требованиями САНпиНа)
Встреча с интересными людьми
Просмотр познавательных телепередач в выходные дни (напр. программы «Здоровье»).
Прогулки .
Посещение городских мероприятий (все виды соревнований, проходящих в городе)
Организация игр во время совместных походов
Акция «Спорт – альтернатива вредным привычкам»
Познавательное развитие :
Непосредственное участие родителей в акции.
Беседы отца :
Проведение тематических занятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита».
• беседы о ЗОЖ;
• рассказы из личного опыта;
Информационное поле для детей
• я веду здоровый образ жизни.
Посещение библиотеки, спортивного магазина «Спорт-мастер».
• беседы старшей м/сестры, врача.
Беседы матери :
Информационное поле для родителей
• я веду активный и подвижный образ жизни;
• физические качества отца.
Семейные традиции
Соблюдение и обогащение семейных традиций – одно из направлений взаимодействия воспитателей с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Традиции в детском саду:
«Тихий час и пробуждение»
«Встреча с интересными людьми»
«День рождения детского сада»
«День рождения только раз в году»
«В гостях у доктора Айболита» и другие.
развивающая предметно-
пространственная среда в домашних условиях.
физкультурно-оздоровительный комплекс «Домашний стадион»
мячи
санки
велосипеды
лыжи
бадминтон и т.д.
С детьми 1 младшей группы, мы продолжаем вести работу по пропаганде у родителей здорового образа жизни. Также проводим консультации и даем рекомендации, родительское собрание, посвященное соблюдению режима дня. Была проведена театрализация сказки «Зачем зайки умываться» с активным участием родителей: они готовили атрибуты (Домик зайки, озеро, деревья, силуэты зайца и медведя, лягушки, фланелеграф).
Центр физического развития
Результаты работы в старшей и подготовительной группе
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У 90% детей достаточный уровень развития физических качеств, развит интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 7%.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада, стали активными участниками спортивных мероприятий в ДОУ.
5. Дети посещают танцевальные кружки, спортивные секции.
ВЫВОД:
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и педагогов ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
А это значит, что главная цель – формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения,- достигнута .
Спасибо за внимание!