СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления»

Цели:

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.
  • освоить алфавитный подход к измерению информации; уметь качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи.

Развивающие:

Ø  развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода.

Воспитательные:

Ø  развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.

Планируемые образовательные результаты:

-       предметные – представления о теме системы счисления;

-       метапредметные – навыки перевода чисел в различные системы счисления;

-       личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.

задачи:

-       знакомство с понятием системы счисления, видами систем счисления.

-       освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;

Ход урока

1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Какие способы существуют для количественной оценки информации? (Подходов к количественной оценке информации очень много. Наиболее популярные из них: содержательный, алфавитный и вероятностный. Кроме них предлагались варианты: алгоритмический, топографический, голографический и т. д.)

 

Почему используются различные способы нахождения количества информации? (Трудно оценить процесс, так как информация проявляет себя только в информационных процессах.)

 

Назовите основные различия алфавитного и содержательного подходов к оценке количественной характеристики информации. (Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий. Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте. Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.)

III. Теоретический материал урока

1. Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Хк = К × Х

где К — количество символов в тексте, Х — информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х = N, где N — мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. 1 байт = 8 бит.

Пример. Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам.

Методические рекомендации. Учащиеся порой затрудняются выделить, какое из значений принадлежит N, какое — К. В данной задаче явно выделяются N и К, поэтому особых затруднений не бывает. Тогда Х = 5 бит и Хk= 5 бит × 10=50 бит. Задачи такого типа относятся к репродуктивному уровню, и при контроле необходимо иметь в виду, что правильное решение данной задачи может оцениваться только на оценку «3».

Пример. Вычислите количество информации в слове «комбинаторика», если допустить, что в русском алфавите содержится 32 символа.

Методические рекомендации. Данная задача уже конструктивного уровня, так как предполагает самостоятельное выделение необходимых объектов. Здесь N = 32 и К = 13, тогда Хk= 5 бит × 13=65 бит. Если в условии задачи мы не будем давать конкретное значение мощности алфавита, то есть берем значение, равное 33 символам, тогда = 64, так как необходимо взять целочисленное значение степени двойки, адекватно отражающее полученное значение.

2. Системы счисления. Позиционные системы счисления

Система счисления – знаковая система, позволяющая по определённым правилам записывать числа при помощи символов некоторого алфавита (цифр).

Непозиционные системы счисления: значение числа получается путём суммирования (и вычитания) количественных значений цифр, не зависящих от их местоположения в числе. Пример: римская система счисления.

Римская цифра

М

D

С

L

X

V

I

Значение

1000

500

100

50

10

5

1

При расшифровке римской записи числа:

·      если меньшая по значению цифра располагается слева от большей, то значение меньшей цифры вычитается из значения большей;

·      если меньшая по значению цифра располагается справа от большей, то значение меньшей цифры прибавляется к значению большей, одинаковые цифры также складываются.

Но есть одно исключение. Если мы возьмем число 99 и попытаемся перевести, то должны бы получить IC. Компактно, но, не правильно. В классической системе римских цифр число стоящее справа (то есть из которого вычитается) должно быть не больше чем то, что слева умноженное на десять.

Просмотр содержимого документа
«Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления»

5-6 урок, 10 класс – практика

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _________

Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления»

Цели:

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.

  • освоить алфавитный подход к измерению информации; уметь качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи.

Развивающие:

Ø  развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода.

Воспитательные:

Ø  развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.

Планируемые образовательные результаты:

-       предметные – представления о теме системы счисления;

-       метапредметные – навыки перевода чисел в различные системы счисления;

-       личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.

задачи:

-       знакомство с понятием системы счисления, видами систем счисления.

-       освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;

Ход урока

1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Какие способы существуют для количественной оценки информации? (Подходов к количественной оценке информации очень много. Наиболее популярные из них: содержательный, алфавитный и вероятностный. Кроме них предлагались варианты: алгоритмический, топографический, голографический и т. д.)


Почему используются различные способы нахождения количества информации? (Трудно оценить процесс, так как информация проявляет себя только в информационных процессах.)


Назовите основные различия алфавитного и содержательного подходов к оценке количественной характеристики информации. (Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий. Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте. Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.)

III. Теоретический материал урока

1. Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Хк = К × Х

где К — количество символов в тексте, Х — информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х = N, где N — мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. 1 байт = 8 бит.

Пример. Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам.

Методические рекомендации. Учащиеся порой затрудняются выделить, какое из значений принадлежит N, какое — К. В данной задаче явно выделяются N и К, поэтому особых затруднений не бывает. Тогда Х = 5 бит и Хk= 5 бит × 10=50 бит. Задачи такого типа относятся к репродуктивному уровню, и при контроле необходимо иметь в виду, что правильное решение данной задачи может оцениваться только на оценку «3».

Пример. Вычислите количество информации в слове «комбинаторика», если допустить, что в русском алфавите содержится 32 символа.

Методические рекомендации. Данная задача уже конструктивного уровня, так как предполагает самостоятельное выделение необходимых объектов. Здесь N = 32 и К = 13, тогда Хk= 5 бит × 13=65 бит. Если в условии задачи мы не будем давать конкретное значение мощности алфавита, то есть берем значение, равное 33 символам, тогда = 64, так как необходимо взять целочисленное значение степени двойки, адекватно отражающее полученное значение.

2. Системы счисления. Позиционные системы счисления

Система счисления – знаковая система, позволяющая по определённым правилам записывать числа при помощи символов некоторого алфавита (цифр).

Непозиционные системы счисления: значение числа получается путём суммирования (и вычитания) количественных значений цифр, не зависящих от их местоположения в числе. Пример: римская система счисления.

Римская цифра

М

D

С

L

X

V

I

Значение

1000

500

100

50

10

5

1

При расшифровке римской записи числа:

·      если меньшая по значению цифра располагается слева от большей, то значение меньшей цифры вычитается из значения большей;

·      если меньшая по значению цифра располагается справа от большей, то значение меньшей цифры прибавляется к значению большей, одинаковые цифры также складываются.

Но есть одно исключение. Если мы возьмем число 99 и попытаемся перевести, то должны бы получить IC. Компактно, но, не правильно. В классической системе римских цифр число стоящее справа (то есть из которого вычитается) должно быть не больше чем то, что слева умноженное на десять.

Пример: MCMLXIV=M+CM+LX+IV=1000+(1000-100)+(50+10)+(5-1)=1964

Позиционные системы счисления: количественные значения цифр зависят от их позиций (разрядов) в числе, что позволяет при помощи небольшого набора цифр записывать практически любые по величине числа.

Основание позиционной системы счисления:

·      определяет изменение количественного значения («во сколько раз») при изменении положения цифры в числе на один разряд правее/левее;

·      равно количеству цифр в алфавите системы счисления.

Примеры наиболее часто используемых систем счисления:

Система

счисления

Основание (р)

Алфавит

системы счисления

Пример

записи

числа

Двоичная

2

0, 1

1011012

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

123458

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

123410

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

А (=10), В (=11), С (=12),

D (=13), Е (=14), F (=15)

F4D916

 Перевод числа из недесятичной системы счисления в десятичную осуществляется путём выполнения вычислений по развернутой записи исходного числа по формуле:

аn-1an-2…a1a0,a-1a-2…a-m = an-1 * kn-1 + an-2 * kn-2 +…+a1 *k1 + a0 * * k 0 + a-1 * k –1+ a-2 * k-2 + … + a-m * k-m

Примеры:

·        перевести в десятичную систему счисления число 10111,1112:

10111,1112 = 1·24 + 0·23 + 1·22 + 1·21 + 1·20 + 1·2-1 + 1·2-2 + 1·2-3 =

= 1·16 + 0·8 + 1·4 + 1·2 + 1·1 + 1·0,5 + 1·0,25 + 1·0,125 =

= 16 + 4 + 2 + 1 + 0,5 + 0.25 + 0,125 = 23,87510;

Перевод целого десятичного числа в недесятичную систему счисления выполняется путём последовательного деления числа с остатком на основание системы счисления с последующей записью полученного результата и остатков на каждом шаге деления в порядке, обратном порядку их получения. Деление производится до тех пор, пока полученный на очередном шаге результат не будет меньше основания системы счисления.

Примеры: требуется перевести число 12310 в двоичную систему счисления:

 

123

2

 

 

 

 

 

-122

 61

2

 

 

 

 

1

-60

 30

2

 

 

 

   1

-30

 15

2

 

 

 

 

   0

-14

 7

2

 

 

 

 

   1

-6

 3

2

 

 

 

 

 1

-2

1

 

 

 

 

 

 1

 

 В результате: 12310 = 11110112

IV. Закрепление изученного материала

Сколько бит информации содержится в сообщении, состоящем из 5 символов, при использовании алфавита, состоящего из 64 символов. (Находим значение информационной емкости одного символа. IГ = 64, подставляя значение в формулу, получаем N= 64, значит, Х = 6 бит.)

Основные арифметические действия представлены четырьмя символами. Сколько бит информации содержит выражение, состоящее из последовательности «+» и «-». (Мощность предложенного алфавита равна 4 символам. 2х= 4, тогда Х =2 бит.)

Вычислить информационный объем сообщения Наступили теплые дни» при условии, что один символ кодируется одним байтом. (Подсчитаем общее количество символов с пробелами, не включая кавычки. N = 20, так как каждый символ имеет объем 1 байт, то и Х =20 байт. При необходимости можно значение найти в битах: Х: 20 × 8 = 160 бит.)

На слайдах практическая работа, самостоятельная – смотри приложение.

V. Подведение итога. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!