СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АЛФЕРОВИЧ Н.А. Урок "Сочувственное отношение Н. А. Некрасова к судьбе бурлаков в стихотворении «На Волге»" РЯиЛ 2018-12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АЛФЕРОВИЧ Н.А. Урок "Сочувственное отношение Н. А. Некрасова к судьбе бурлаков в стихотворении «На Волге»" РЯиЛ 2018-12»

Н. А. Алферович, учитель русского языка и литературы средней школы № 39 г. Гродно

Сочувственное отношение Н. А. Некрасова к судьбе бурлаков в стихотворении «На Волге»

VI класс

Обучающая цель урока: дать представление о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, о роли реки Волги в судьбе поэта; проследить связь стихотворения «На Волге» с русской народной песней «Дубинушка» и картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; дать определение понятия антитеза.

Задачи личностного развития: способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков; создать условия для развития мышления учащихся и умения видеть и чувствовать красоту слова; способствовать формированию навыков выразительного чтения текста.

Воспитательные задачи: содействовать развитию чувства гражданского долга и сострадания к угнетённым; создать условия для воспитания любви к природе; способствовать повышению интереса к творчеству Н. А. Некрасова.

Тип урока: изучение новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение урока:

мультимедийный проектор, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Предварительная работа: учащимся необходимо заранее прочесть стихотворение «На Волге» и выполнить задания в группах. Некоторым учащимся были даны индивидуальные задания.

Эпиграфы: Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь.

Ф. М. Достоевский

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов

Ход урока

  1. Создание ситуации успеха.

  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель обращается к первому эпиграфу.

  • Эти слова Фёдор Михайлович Достоевский адресовал замечательному поэту Николаю Алексеевичу Некрасову. К сожалению, современному молодому человеку поэзия Некрасова не всегда бывает интересна. Как вы думаете почему? (Ответы учащихся.)

  • Поэзия Некрасова заставляет вдумчивого читателя испытать целый ряд чувств: стыд, сострадание, негодование, милосердие. Этим чувствам надо учиться. И творчество Некрасова как нельзя лучше подходит для этого.

  1. Объявление темы урока и целеполатание.

  • Цель нашего урока — показать глубину и актуальность некрасовской поэзии на примере стихотворения «На Волге», доказать, что мы тоже можем сочувствовать и сострадать обездоленным людям.

  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с биографией поэта.

  • Прежде чем мы обратимся к стихотворению «На Волге», поговорим о его авторе —

Николае Алексеевиче Некрасове.

Сообщение учащегося «Интересные факты из жизни поэта».

  1. Проверка первичного восприятия.

  • На прошлом уроке мы познакомились с содержанием стихотворения «На Волге», События, описываемые в нём, происходят на Волге — величественной реке, символе России. В народе про неё говорили: «Волга- царица, Волга-матушка».

  • Какова тема стихотворения? (Сострадание мальчика и взрослого человека бедственному положению бурлаков.)

  1. Проверка домашнего задания первой группы.

Учащиеся составляли цитатный план стихотворения (не более семи пунктов с пометками: П — прошлое и Н — настоящее).

  • Для того чтобы до конца понять произведение, нам нужно разобраться в необычной композиции стихотворения.

Цитатный план

  1. О Волга, после многих лет

Я вновь принёс тебе привет. (Н)

  1. Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал. (Н)

  1. О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я? (П)

  1. Когда б, о Волга! Над тобой

Не раздавался этот вой! (П)

  1. У всех ответа я просил

На то, что видел... (П)

  1. И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!.. (П)

  1. Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел? (Н)

  • Какой вывод можно сделать о композиции стихотворения? (Стихотворение состоит из картин прошлого и настоящего. Здесь показаны детские переживания и впечатления взрослого человека о Волге до встречи с бурлаками и после. «О Волга, после многих лет, я вновь принес тебе привет...»)

  1. Проверка домашнего задания второй группы.

Учащиеся выбирали слова, раскрывающие отношение к Волге ребёнка и взрослого до встречи с бурлаками и заполняли первую часть кластера.

  • Почему изменилось отношение к реке?

  • Кто такие бурлаки?

Сообщение учащегося о бурлаках.

  1. Работа по картине И. Репина «Бурлаки на Волге» (демонстируется слайд).

  • Вглядитесь в лица этих людей. Что мы можем сказать о них?

  • Зачитайте впечатления Некрасова (взрослого) от встречи с бурлаками. Что общего у картины и стихотворения? -{Душераздирающее зрелище, всколыхнувшее два неравнодушных сердца: художника и поэта.)

Минутка релаксации (прослушивание песни бурлаков «Дубинушка» в исполнении Ф. И. Шаляпина).

  • Встреча с бурлаками перенесла героя в воспоминания детства.

Учащийся выразительно читает отрывок «Давно-давно...» из стихотворения (индивидуальное домашнее задание).

Словарная работа.

Расшива — парусное судно;

Навзничь — лицом вверх;

Укор — упрёк;

Удел — судьба.

  • Что потрясло мальчика, читателя?

  • Какие художественные средства использует писатель для описания бурлаков?

  • В чём заключается его укор?

  1. Проверка домашнего задания третьей группы.

Учащиеся подбирали слова, характеризующие лирического героя и Волгу после встречи с бурлаками; заполняли вторую часть кластера.

К ак меняется восприятие реки лирическим героем? Как это его характеризует?

  • Что можно сказать о характере мальчика?

  • Прошло много лет после первой встречи с бурлаками. Почему встреча в настоящем оказалась не меньшим потрясением?

  • Обратйвйзя к нашему кластеру. Что мы видим? Композиция стихотворения построена на противопоставлении впечатлений о Волге до и после встречи с бурлаками. Такой приём называется антитезой.

  • Что ещё противопоставляется в стихотворении?

  • Чем заканчивается стихотворение?

Учащийся читает наизусть последний

отрывок (индивидуальное домашнее задание).

  1. Этап подведения итогов урока.

Работа в группах.

  1. я группа. Что думает Некрасов о судьбе бурлачества?

  2. я группа. Объясните смысл последних строк стихотворения.

  3. я группа. Что является причиной бедственного положения бурлаков?

  • Какова же главная мысль стихотворения?

  • Боль и стыд испытывает поэт за тяжелейшее положение бурлаков, но в стихотворении звучит упрёк и в адрес бурлаков за свою покорность, переходящую из поколения в поколение. Но я думаю, что в стихотворении передаётся и гордость за величие духа, терпение и трудолюбие русского народа.

Обращение ко второму эпиграфу урока.

  1. Рефлексия.

  2. Этап информирования о домашнем задании.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения, закончить мысль: «Читая стихотворение Н. А. Некрасова, я...»