Обобщающий урок по теме «Многочлены». 7 класс.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся; проверить уровень усвоения темы; прививать любовь к математике; воспитывать честность в оценке своих знаний; развивать творческое отношение к делу; самостоятельность; воспитывать чувство само – и взаимоуважения.
Оборудование: индивидуальные карточки – задания; разрезные карточки
Технология: игровая.
Ход урока:
Организационный момент
Основная часть урока
Сегодняшний наш урок пройдет в виде игры, которая называется «Математические гонки»
Вы обратили внимание, что сидите сейчас не так, как всегда, а по группам (класс разбит на 5 групп по 6 человек). Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который хорошо знает свойства умножения и деления степеней, умеет умножать и вычитать многочлены, умножать одночлен на многочлен и многочлены.
Победителем нашей игры станет экипаж, который наберет большее количество баллов, пройдя по всей трассе движения, но положительные оценки за урок получат не все. Каждый этап гонки оценивается жетоном: зеленый – 1 балл, синий – 2 балла, красный – 3 балла. Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
Каждая группа – экипаж гоночного авто. Каждому экипажу надо придумать название.
А теперь начнем наши «Математические гонки».
I этап «Старт»
На доске написаны задания для каждого экипажа, а перед вами карточки с ответами к примерам. Ваша задача: решить примеры, найти среди карточек с ответами свои ответы и прочитать получившееся слово. Если все экипажи справятся с этим заданием, то мы узнаем, под каким девизом будут проходить наши гонки.
I экипаж а) 3(х+1)+(х+2)= 4х+5
б) (а-2)-2(а-2) = а-2-2а+4 = -а+2 «ТИШЕ»
в) 3(у+5)-2(у-6) = 3у+15-2у+12 = у+27
II экипаж а) –7х+2х(6-х)= -7х+12х-2х2 = -5х-2х2
б) 3х(х-2)-5х(х+3) = 3х2-6х-5х2-15х = -2х2-21х «ЕДЕШЬ»
в) 2у(х-у)+у(3у-2х) = 2ху-2у2+3у2-2ху = у2
III экипаж а) 3а(а-1)-а2= 3а2-3а-а2 = 2а2-3а
б) 2а(а-b)+2b(a+b) = 2a2-2ab+2ab+2b2 = 2a2+2b2 «ДАЛЬШЕ»
в) 5х(х+1)-3х(2-х) = 5х2+5х-6х+3х2 = -х+8х2
IV экипаж а) 3(2а-1)-2(а-3) = 6а-3-2а+6 = 4а+3
б) х(х2-х)+(х2-х+1) = х3-х2+х2-х+1 = х3-х+1 «БУДЕШЬ»
в) 4а2(а+1)-а(а2+2а) = 4а3+4а2-а3-2а2 = 3а3+2а2
Итак, девиз нашей гонки «Тише едешь – дальше будешь», возьмите его себе на вооружение и помните, главное не только количество решенных примеров, но и их качество.
Первые баллы уже получены, и мы переходим ко II этапу
«Гонка по пересеченной местности»
На доске записано задание, общее для всех экипажей. Вам необходимо как можно быстрее решить это задание и поднять руку. Первый правильно решивший экипаж получает 3 балла, второй экипаж – 2 балла, третий -1 балл
А) Докажите, что значение выражения не зависит от значения переменной «а». (7,5а – 2в)(2а + 4в) – 15а(а + 2в) + 4ав. (ответ: - 8в2)
Б) Решите уравнение:
3х(х - 8) - 3х2 - 32 = 40
( Ответ: х = -3)
А теперь вас ждет непредвиденная неприятность – авария.
III этап «Внезапная остановка – авария»
На этом этапе вам необходимо устранить неисправность вашего автомобиля. На доске для каждого экипажа приведены решения трех примеров, но в них допущены ошибки, нужно найти эти ошибки, объяснить, почему они были допущены и устранить их.
I экипаж а) а3 ∙ а7 = а21 (а10)
б) 2х – 3 - 5х = 7х - 3 (-3х-3)
в) 4(1-а) - 2(а+2) = 4 - 4а - 2а + 4 = - 6а+8 (-6а)
II экипаж а) а30 : а10 = а3 (а20)
б) (х - у) - (х - у) = х – у – х - у = - 2у (0)
в) 2(5+3х)+х = 10+6х+2х = 10+8х (10+7х)
III экипаж а) а0 = 0 (1)
б) 8х+(6 - х) = 8х+6+х = 9х+6 (7х+6)
в) 2х(х+3) - 2х = 2х+ 6х - 2х = 6х (2х2+4х)
Ivэкипаж а) (х3у2)2 = х6 у2 (х6у4)
б) –(3х - 2)+(2х+1)=-3х-2+2х+1 = -х-1 (-х+3)
в) 5 - 4х - 2(х+8) = 5 - 4х - 2х+16 = - 6х+21 (-6х-11)
Неисправности в автомобилях устранены, теперь нужно немножко отдохнуть.
IV этап «Привал» (Психологическая разгрузка):
проведем упражнение на расслабление рук и кистей рук:
а) «погладим котеночка» - И.п. – руки вытянуты вперед, делаем плавные движения, имитирующие соответствующие действия;
б) «веселые маляры» - И.п. – руки вытянуты вперед, выполняем синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз, затем вправо-влево;
а теперь сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени, вспомните, может быть вы сегодня обидели кого-то из своих друзей, или нагрубили учителям, родителям, мысленно извинитесь перед ними и попросите прощения.
Ну что, чуть-чуть расслабились? Тогда снова за дело. Все экипажи отдохнули, набрались сил, которые помогут успешно продолжить наши гонки
V этап. «Подъём на горную вершину». Сейчас вам предстоит решить нетрудные задания на сложение многочленов. Эти задания вам известны под названием «Стрела»: нужно найти сумму двух первых многочленов и результат записать в третью клетку. Затем найти сумму второго и третьего многочленов и результат записать в четвёртую клетку. В пятую клетку записать результат вычитания третьего и четвёртого многочленов. В последней клетке записать разность четвёртого и пятого многочленов. Это и будет ответ на это задание.
1 экипаж (-х)
2 экипаж (5а – 5в)
3 экипаж (х – 17)
4 экипаж (3а +3в)
Все экипажи благополучно добрались до финиша.
А сейчас последний VI этап – «Финиш».
На этом этапе вам нужно найти значение выражения при а = 1⅓. Задание общее для всех, кто первый правильно решит – тот первый на своем автомобиле пересечет финишную черту и заработает 5 баллов.
(9а2 – 15а + 25)∙(3а + 5) – (3а – 1) ∙ 9а2
III. Подведение итогов.
Игра закончена, теперь подсчитаем набранные баллы и определим победителя.
IV. Домашнее задание
V. Рефлексия
(Учащимся раздаются листочки рейтинговой самооценки для определения степени участия в игре).
Приложение:
Листок рейтинговой самооценки
Оцените степень сложности урока.
Вам было на уроке: а) легко; б) обычно; в) трудно
Оцените степень вашего участия в игре
а) смог(ла) решить всё;
б) смог(ла) решить всё, но допустил(а) незначительные ошибки;
в) смог(ла) решить частично;
г) ничего не смог(ла) решить
IIIэтап «Внезапная остановка– авария» устранение неполадок ответы к III этапу
I экипаж
а) а3 а7 = а21 (а10)
б) 2х-3-5х = 7х-3 (-3х-3)
в) 4(1-а)-2(а+2) = 4-4а-2а+4 = -6а+8 (-6а)
г) -(2-х)(3+х)= (2+х)(3+х) = 6+2х + 3х + х2 = х2+х-6 (х2+х-6)
II экипаж
а) а30:а10 = а3 (а20)
б) (х-у)-(х-у) = х-у-х-у = -2у (0)
в) 2(5+3х)+х = 10+6х+2х = 10+8х (10+7х)
г) -(8-х)(3- х)= (8+х)(3+х) = 24+8х + 3х + х2=х2+11х +24 (-х2+11х - 24)
III экипаж
а) 5а0 = 1 (5)
б) 8х+(6-х) = 8х+6+х = 9х+6 (7х+6)
в) 2х(х+3)-2х = 2х+6х-2х = 6х (2х2+4х)
г) - (4+х)(6 - х)= (4+х)(6+х) = 24+4х + 6х + х2=х2+10х +24 (х2-2х - 24)
IV экипаж
а) (5х3)2 = 5х6 (25х6)
б) –(3х-2)+(2х+1)=-3х-2+2х+1 = -х-1 (-х+3)
в) 5-4х-2(х+8) = 5-4х-2х+16 = -6х+21 (-6х-11)
г) - (7+х)(2 - х)= (-7 - х)(- 2+х) = 14-7х + 2х - х2= -х2 -5х +14 (х2+5х - 14)