Алгоритм анализа воспитательного занятия с позиции технологии здоровьесбережения.
Уважаемые коллеги!
Данный алгоритм представляет систему вопросов, объединённых в несколько блоков. Приведённые вопросы призваны помочь Вам в анализе воспитательного занятия. Предлагаемый алгоритм носит рекомендательный характер. Анализируя занятие, Вы можете отклонять какие-либо пункты или вносить собственные дополнения.
1) Постановка цели и задач воспитательного занятия:
Какое место занимает тема занятия в воспитательном курсе?
Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия. Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?
Обоснован ли выбор цели занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?
2) Организация воспитательного занятия:
Как подготовлен кабинет, воспитатель и дети к занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда воспитателем и воспитанниками.
Укажите структуру занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними.
Оцените оптимальность темпа проведения занятия и рациональность использования времени на занятии.
3) Содержание воспитательного занятия:
Соответствует ли содержание занятия поставленной цели и задачам?
Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто воспитателем содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей?
Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?
Оптимально ли подобран материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?
4) Методика проведения воспитательного занятия:
Оцените:
оправданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения;
методическую оснащенность занятия.
Использовались ли на занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение?
Были ли использованы на занятии сдоровьесберегающие технологии или их элементы?
Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?
Какие формы были выбраны воспитателем для оценки знаний и умений детей в ходе занятия?
Укажите способ подведения итогов на занятии.
5) Характеристика общения и поведения детей на воспитательном занятии:
Охарактеризуйте речь воспитателя, ясность изложения.
Опишите стиль общения воспитателя с детьми.
Владел ли воспитатель вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?
Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятии?
Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятии (эмоциональное состояние воспитателя и детей).
6) Результативность воспитательного занятия:
Оцените:
- степень выполнения поставленных цели и задач;
- обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия.
7) Выводы и рекомендации:
Общие выводы по занятию.
Предложения воспитателю по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.
Что из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других воспитателей?
Здоровьесберегающие условия и приемы
1. Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики функциональности кабинета, режим питья). 2. Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь Возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании. З. Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а ели нужно, и рекреации.
4. В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка. Для себя и детей сформулировать цель и задачу, которых можно достичь за 40 минут.