Алгоритм психодиагностических действий по выявлению суицидальных подростков.
1 этап.
Массовое исследование психологической атмосферы в семье, школе, классе, влияющей на психическое состояние ребенка.
Направление исследования
|
Объект диагностики
|
Предмет диагностики
|
Методики/ кто проводит
|
Форма отчета
|
массовый скрининг
|
об-ся 5-11 классов
|
1. уровень наличия депрессивных симптомов
|
психолог – опросник М.Ковач ( от 6-17 лет)
|
индивид. протоколы исследования
|
2. факторы наличия кризисной ситуации у уч-ся
|
кл. рук/ соц.педагог- наблюдения, беседа, таблица А.Н.Волкова
|
карта, заполненная кл. руководителем
|
3.социометрический статус уч-ся.
|
психолог- социометрия
|
социометрическая матрица
|
результат: выявление группы суицидального риска ( причины: наличие психотравмирующей ситуации и/или способы поведения в конфликте)
2 этап.
Углубленная психодиагностика с детьми «группы риска»
предмет диагностики
|
Методики ( индивид. д-ка)
|
результат
|
1. уровень безнадежности
|
шкала А. Бека
|
индивид. заключение, ИП психолого-педагогического сопровождения,
рекомендации для субъектов ОУ
|
2. личностные особенности
|
рис. Дом.Дерево.Человек.Кеттелл.
|
3. поведение в кризисной сит-и
|
Акцентуации Личко. ПДО (14-18 лет)
|
результат: дифференцирование групп по уровню риска суицидального поведения, определение направления коррекционной работы
3 этап.
Собственно коррекционно-развивающая работа с подростками « группы риска»
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи психолога на данном этапе:
1. сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний. Формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя и окружающих. См. тренинг И.А. Алексеевой ( http://www.newsteps.ru/employees.htnTI0)
2. работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
3. классные часы на формирование жизнеутверждающего образа жизни, круглые столы, вовлечение подростков в активную социальную жизнь
4. психопросвещение педагогов по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков результат: предотвращение суицидальных попыток среди подростков
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм действий психолога ОУ по сопровождению детей группы суицидального риска»