АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
педагогических работников и помощников воспитателей
в чрезвычайных ситуациях.
При самовольном уходе воспитанника.
Нужно действовать в соответствии с Инструкцией «О порядке взаимодействия с полицией и прокуратурой при самовольных уходах воспитанников из детского дома». В первую очередь:
1. При обнаружении самовольного ухода воспитанника воспитатель (помощник воспитателя) незамедлительно должен:
- принять меры к его розыску (опросить детей, проверить возможные места нахождения, обзвонить родственников, друзей, одноклассников);
- сообщить директору детского дома (лицу, исполняющему его обязанности) о самовольном уходе воспитанника и принятых мерах.
2. Если первоначальные розыскные меры не дали результата, и воспитанник не явился к 21.00 часам, воспитатель:
- сообщает о самовольном уходе в органы внутренних дел, фиксирует время ухода воспитанника и № КУСП, под которым зарегистрировано сообщение в дежурной части.
3. Если воспитанник совершил самовольный уход после ухода воспитателя, помощник воспитателя должен:
- сообщить директору детского дома (лицу, исполняющему его обязанности) о самовольном уходе воспитанника и принятых мерах;
- сообщить о самовольном уходе в органы внутренних дел, зафиксировав время ухода воспитанника и № КУСП, под которым зарегистрировано сообщение в дежурной части.
4. По всем фактам самовольного ухода воспитатель (помощник воспитателя) предоставляет объяснение на имя директора.
При несчастном случае
с нанесением воспитаннику телесных повреждений.
1. Принять следующие меры:
- незамедлительно оказать воспитаннику первую медицинскую помощь (категорически запрещается отправлять пострадавшего в медицинский кабинет самостоятельно или в сопровождении другого воспитанника!);
- сообщить директору детского дома (лицу, исполняющему его обязанности) о несчастном случае;
- вызывать скорую медицинскую помощь, если в этом есть необходимость;
- организовать при необходимости транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение с сопровождением воспитателя (помощника воспитателя).
2. Установить и устранить в пределах своей компетенции причины, вызвавшие несчастный случай.
3. Предоставить объяснения на имя директора по факту несчастного случая от воспитателя (помощника воспитателя), пострадавшего воспитанника, очевидцев несчастного случая и других причастных лиц.
При подозрении нахождения воспитанника
в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в случае нахождения ребёнка в состоянии одурманивания.
1. Принять следующие меры:
- изолировать воспитанника от других детей;
- поставить в известность директора детского дома (лицо, исполняющее его обязанности);
- пригласить медицинского работника;
- если воспитанник ведёт себя неадекватно (агрессивен, портит имущество, пытается применить физическую силу, грозит суицидом), сообщить об этом в органы внутренних дел, зафиксировав № КУСП, под которым зарегистрировано сообщение в дежурной части;
- организовать при необходимости транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение с сопровождением воспитателя (помощника воспитателя). Заключение о состоянии опьянения устанавливает только врач-нарколог.
2. Запрещается оставлять без присмотра воспитанника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в случае нахождения ребёнка в состоянии одурманивания.
3. По факту нахождения воспитанника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в случае нахождения ребёнка в состоянии одурманивания, воспитатель (помощник воспитателя) предоставляет объяснение на имя директора.
При применении физической силы, рукоприкладстве
одного воспитанника по отношению к другому (драка).
1. Принять следующие меры:
- изолировать воспитанников друг от друга (разнять);
- установить и устранить в пределах своей компетенции причины, вызвавшие конфликтную ситуацию;
- провести индивидуальную беседу о последствиях драки для жизни и здоровья человека;
- провести работу по примирению конфликтующих сторон.
2. Предоставить объяснения на имя директора по факту драки от воспитателя (помощника воспитателя), пострадавших, очевидцев конфликта и других причастных лиц.
3. При нанесении телесных повреждений действовать как при несчастном случае с нанесением воспитаннику телесных повреждений.
4. Организовывать и проводить мероприятия, направленные на обучение воспитанников межличностному общению и по профилактике конфликтных отношений.
5. Если воспитанник пришёл в детский дом (из школы, учреждения дополнительного образования, с прогулки и т.п.) с ссадинами, синяками и другими телесными повреждениями, ОБЯЗАТЕЛЬНО запросить с него объяснение о происшествии.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
1. При работе с воспитанниками, попадающими в зону риска, высказывающих намерения в совершении суицида воспитателям (помощникам воспитателей):
- нужно проявлять наблюдательность, бдительность, внимательность с целью своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- взаимоотношения с воспитанниками выстраивать на основе уважения, убеждения, в спокойном, доброжелательном тоне общения;
- не допускать случаев оскорбления и унижения, психологического и физического насилия;
- своевременно реагировать на возникающие у детей проблемы;
- ограничивать доступ к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.
2. Первым шагом в профилактической работе является формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь. При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, воспитателю (помощнику воспитателя) рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
3. О всех чрезвычайных ситуациях с воспитанниками незамедлительно сообщать директору детского дома (лицу, исполняющему его обязанности).