Участие в проектной деятельности педагогов и учащихся дает возможность попробовать свои силы и способности, найти дело по душе, выбрать тот вид занятий, который наилучшим образом отвечает личным интересам и склонностям, будет способствовать их развитию.
Реальную возможность для развития проектировочных навыков и умений педагогов предоставляет их участи в творческих и проблемных группах, занимающихся разработкой новых образовательных программ и технологий. Так, участие педагогов в проблемной группе, разрабатывающей современные подходы к обучению детей правилам дорожного движения, помогает простроить стратегию обучения детей по данной теме, наметить усложнение в применяемых методах и средствах обучения.
Члены проектных групп учатся вскрывать проблему, определять алгоритм и программу ее решения, анализировать полученные результаты с точки зрения решения выявленных проблем, доказывать актуальность проекта, его востребованность.
Многие проекты разрабатываются с использованием Интернет – технологий.
Реализация проектов осуществляется не сама по себе, а в постоянно развивающемся коллективе.
Проектная деятельность может иметь идеологическую, гражданско-патриотическую, социально значимую направленность. Максимально отвечая личным интересам, проекты призваны вносить новое в жизнь учреждения.
Проектные группы, образуя новую ветвь в деятельности, органично вписываются в структуру ученического самоуправления и вносят особый колорит в ее жизнь.
Алгоритм
организации исследовательской деятельности
педагогических работников, осуществляющих реализацию
инновационного проекта
1.Определение темы педагогического исследования на основе
проблемного подхода (совместно с руководителем инновационного проекта и
консультантом).
2. Постановка цели педагогического исследования.
3. Формулировка задач педагогического исследования.
4. Определение принципов педагогического исследования.
5. Выделение ресурсов и средств для проведения педагогического
исследования (материальных, информационных, математических,
логических, языковых и др.).
6. Определение методов педагогического исследования.
7. Определение целевой группы.
8. Составление плана исследовательской деятельности (содержание
работы).
9. Определение критериев и показателей результатов педагогического
исследования в соответствии с критериальной базой, представленной в
инновационном проекте, формы и периодичности фиксации результатов
(совместно с руководителем инновационного проекта и консультантом).
10. Выбор диагностического инструментария отслеживания результатов
педагогического исследования (совместно с педагогом-психологом).
11. Определение методов диагностико-аналитической деятельности.
12. Выбор форм фиксации и предоставления результатов
педагогического исследования (справка о результатах инновационного
проекта, инновационный опыт, статья, выступление, тезисы и т.д.).


Примерное содержание
методических рекомендаций по использованию в массовой практике инновационных образовательных моделей и технологий
Методические рекомендации, как правило, включают описание инновации, ее дидактические возможности и преимущества, необходимые условия, средства и алгоритм внедрения.
Основными содержательными элементами описания инновации могут быть следующие компоненты:
Характеристика инновации:
название и определение предлагаемой инновации;
указание на предметную область (возраст учащихся), где применение данной инновации актуально;
целевые ориентиры, актуальность и перспективность инновации;
научное обоснование инновации: ведущая идея, педагогические и психологические теории, подходы и принципы, на которых она основана;
основная идея, сущность предлагаемой инновации;
перечень потенциальных возможностей и преимуществ предлагаемой технологии (модели) по отношению к уже используемым;
возможно включение рисунков, схем, технологических карт и алгоритмов;
допустимо краткое описание примеров успешного использования данной технологии (модели);
перечень условий и ресурсов, при которых целесообразно вводить эту модель или технологию в образовательный процесс любого учреждения образования с учетом его миссии и специфики;
требования к квалификации субъектов образовательного процесса;
необходимые учебно-методические, информационные, материально-технические ресурсы;
список нормативных правовых документов, которые регламентируют деятельность УО в рамках новой модели или технологии;
список литературы, в которой отражены научные основы и сущность инновации.
Управление введением инновации в образовательный процесс учреждения образования:
самоопределение руководителей УО на введение инновации (при наличии каких противоречий, проблем образовательной практики целесообразно введение инновации);
изучение администрацией и педагогами содержания инновационной модели или технологии (каким образом, по каким источникам и т. п.);
формы обучения педагогов работе в рамках данной модели или технологии;
формы и средства информирования родителей о том, как учащиеся будут учиться в новых условиях;
направления и формы подготовки учащихся к образовательной деятельности в новых условиях;
корректировка планов работы УО и его подсистем, циклограмм работы на учебный год, планов воспитательной работы, программ факультативных занятий и кружков и т.п.) с учетом использования данной инновации;
организация образовательного процесса, мониторинга и коррекция деятельности субъектов образовательного процесса в новых условиях.
Примечание:
Важно помнить:
учреждения образования, которые будут использовать уже апробированную и успешно завершенную в других учреждениях образования инновацию, не должны копировать последовательность действий тех учреждений образования, которые были инновационными площадками по этой теме;
рекомендуется использование наиболее эффективных механизмов внедрения данной инновации;
порядок введения и использования инновации фиксируется в годовом плане работы учреждения образования и его подструктур;
исследования эффективности инновации не проводятся. Исследуется только эффективность собственной деятельности;
к методическим рекомендациям возможны приложения;
с инновационным опытом УО, на базе которых внедрялся инновационный проект, и его результатами последователи будут знакомиться из публикаций участников и консультантов завершенного инновационного проекта на семинарах, тренингах, мастер-классах в системе повышения квалификации…
