СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм проведения логоритмических занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм проведения логоритмических занятий в детском саду

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм проведения логоритмических занятий»

Алгоритм проведения логоритмических занятий

И.В. Огородникова – музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида»


В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место уделяется логопедической ритмике, как одному из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.

Главная задача в логопедической ритмике - улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Опорные компоненты, на которых строится логопедическая ритмика это:

  • движение,

  • музыка

  • слово.

Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на коррекции речи ребенка.

Первый компонент системы – движение.

В его состав входят:

  1. основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, удержание равновесия).

  2. упражнения ритмической гимнастики, включающие в себя средства музыкально-ритмического воспитания:

  3. строевые упражнения в согласовании с музыкой (построения, перестроения, повороты на месте);

  4. общеразвивающие упражнения под музыку, направленные на развитие различных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, туловища и т.д.)

  5. элементы различных танцев и средства хореографии.

6. специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, мелкомоторной координации движений и способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка. К ним относятся упражнения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики.

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений.

Упражнения, направленные на развитие общей моторики, постепенно формируют у детей навыки движения в указанном направлении: по одному, парами или группой с соблюдением расстояния между идущими. В процессе выполнения данных упражнений у дошкольников также улучшается осанка, формируется умение планировать свои действия. Они учатся ориентироваться в пространстве,

.

Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков, мелкой моторики и координации движений рук. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Для правильного произношения звуков необходима точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Упражнения артикуляционной гимнастики, так же как и пальчиковые, выполняются под музыку в сочетании с другими несложными по координации двигательными действиями.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается также несовершенство речевого дыхания. Дети произносят фразы в основном при ключичном типе дыхания, когда воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких, поэтому на длинную фразу воздуха не хватает. У данной категории детей речевое дыхание характеризуется очень слабым вдохом и выдохом.

Для того чтобы иметь возможность свободно говорить фразами, необходимо тренировать диафрагму , заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору. Для этого нужно дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

С этой целью в занятия необходимо включать упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой «Насос» и «Обними плечи» (они приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и звукообразовании, - легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму), а также дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.


Второй компонент методики – слово.

Предусматриваются различные формы использования речевого материала, а именно проговаривание специально подобранных речитативов, использование песен, произношение отдельных фонем шёпотом и громко (звуковая гимнастика). При выборе речевого материала для разучивания с детьми логопедических групп надо обращать внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие их характеристики:

  • доступное содержание;

  • удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков;

  • фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение;

  • коррекционная направленность речевого материала, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания;

  • разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

Координация движения со словом очень трудно дается детям с нарушениями речи, но именно это и способствует ее развитию.

Слово, особенно в стихотворных формах, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, но и овладение движениями, так как ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения.


Третьим компонентом методики является музыка.

Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития чувства и двигательных способностей занимающихся, позволяют свободно, красиво и координационно правильно выполнять двигательные задания.

Музыка является организующим фактором занятий. В связи с этим к музыке предъявляются следующие требования:

  1. музыка должна быть доступной восприятию ребенка;

  2. содержание музыки должно нести положительный эмоциональный настрой;

  3. музыкальный темп на протяжении всего занятия должен меняться. В основном используется средний темп, быстрый составляет 10-15% от всего занятия;

  4. музыка должна обладать четким ритмом.

Обучение в логопедической группе строится по лексическим темам. Таким образом, и каждое занятие подчинено какой-то определенной теме: «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Перелетные птицы» и т.д.

Методические приемы, используемые на занятиях

  1. Пальчиковые игры.

  2. Коммуникативные игры

  3. Упражнения на релаксацию.

  4. Подвижные игры.

  5. Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, певческих способно­стей.

  6. Словесные игры.

  7. Артикуляционная гимнастика.

  8. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

Алгоритм занятия:

1. Приветствие.

2. Вводное упражнение

3. Упражнения на развитие неречевых процессов:

  • Развитие памяти, внимания

  • Регуляция мышечного тонуса

  • Развитие чувства музыкального темпа, ритма

  • Пальчиковая гимнастика

  • Подвижная игра

4. Упражнения на развитие речи и коррекция речевых нарушений:

    • Развитие физиологического и речевого дыхания

    • Развитие голоса

    • Интонационная выразительность речи

    • Артикуляционная и мимическая гимнастика

    • Коррекция нарушений звукопроизношения

    • Грамматические и лексические задания.

5. Упражнение на расслабление.

Занятия по логоритмике строятся в форме игровых упражнений. Основа занятий разнообразна: воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры и т.д. Тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, можно сделать вывод, что вся система коррекционно-педагогического обучения направлена на то, чтобы помочь ребенку стать физически, социально и интеллектуально совершенным. Поэтому педагог должен творчески подходить к использованию учебного материала, учитывать свой опыт и психофизиологический уровень детей.



5