Алгоритм проведения логоритмических занятий
И.В. Огородникова – музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида»
В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место уделяется логопедической ритмике, как одному из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.
Главная задача в логопедической ритмике - улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Опорные компоненты, на которых строится логопедическая ритмика это:
Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на коррекции речи ребенка.
Первый компонент системы – движение.
В его состав входят:
основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, удержание равновесия).
упражнения ритмической гимнастики, включающие в себя средства музыкально-ритмического воспитания:
строевые упражнения в согласовании с музыкой (построения, перестроения, повороты на месте);
общеразвивающие упражнения под музыку, направленные на развитие различных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, туловища и т.д.)
элементы различных танцев и средства хореографии.
6. специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, мелкомоторной координации движений и способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка. К ним относятся упражнения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений.
Упражнения, направленные на развитие общей моторики, постепенно формируют у детей навыки движения в указанном направлении: по одному, парами или группой с соблюдением расстояния между идущими. В процессе выполнения данных упражнений у дошкольников также улучшается осанка, формируется умение планировать свои действия. Они учатся ориентироваться в пространстве,
.
Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков, мелкой моторики и координации движений рук. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
Для правильного произношения звуков необходима точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Упражнения артикуляционной гимнастики, так же как и пальчиковые, выполняются под музыку в сочетании с другими несложными по координации двигательными действиями.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается также несовершенство речевого дыхания. Дети произносят фразы в основном при ключичном типе дыхания, когда воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких, поэтому на длинную фразу воздуха не хватает. У данной категории детей речевое дыхание характеризуется очень слабым вдохом и выдохом.
Для того чтобы иметь возможность свободно говорить фразами, необходимо тренировать диафрагму , заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору. Для этого нужно дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.
С этой целью в занятия необходимо включать упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой «Насос» и «Обними плечи» (они приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и звукообразовании, - легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму), а также дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.
Второй компонент методики – слово.
Предусматриваются различные формы использования речевого материала, а именно проговаривание специально подобранных речитативов, использование песен, произношение отдельных фонем шёпотом и громко (звуковая гимнастика). При выборе речевого материала для разучивания с детьми логопедических групп надо обращать внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие их характеристики:
доступное содержание;
удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков;
фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение;
коррекционная направленность речевого материала, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания;
разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.
Координация движения со словом очень трудно дается детям с нарушениями речи, но именно это и способствует ее развитию.
Слово, особенно в стихотворных формах, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, но и овладение движениями, так как ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения.
Третьим компонентом методики является музыка.
Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития чувства и двигательных способностей занимающихся, позволяют свободно, красиво и координационно правильно выполнять двигательные задания.
Музыка является организующим фактором занятий. В связи с этим к музыке предъявляются следующие требования:
музыка должна быть доступной восприятию ребенка;
содержание музыки должно нести положительный эмоциональный настрой;
музыкальный темп на протяжении всего занятия должен меняться. В основном используется средний темп, быстрый составляет 10-15% от всего занятия;
музыка должна обладать четким ритмом.
Обучение в логопедической группе строится по лексическим темам. Таким образом, и каждое занятие подчинено какой-то определенной теме: «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Перелетные птицы» и т.д.
Методические приемы, используемые на занятиях
Пальчиковые игры.
Коммуникативные игры
Упражнения на релаксацию.
Подвижные игры.
Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей.
Словесные игры.
Артикуляционная гимнастика.
Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие.
2. Вводное упражнение
3. Упражнения на развитие неречевых процессов:
Развитие памяти, внимания
Регуляция мышечного тонуса
Развитие чувства музыкального темпа, ритма
Пальчиковая гимнастика
Подвижная игра
4. Упражнения на развитие речи и коррекция речевых нарушений:
Развитие физиологического и речевого дыхания
Развитие голоса
Интонационная выразительность речи
Артикуляционная и мимическая гимнастика
Коррекция нарушений звукопроизношения
Грамматические и лексические задания.
5. Упражнение на расслабление.
Занятия по логоритмике строятся в форме игровых упражнений. Основа занятий разнообразна: воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры и т.д. Тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Таким образом, можно сделать вывод, что вся система коррекционно-педагогического обучения направлена на то, чтобы помочь ребенку стать физически, социально и интеллектуально совершенным. Поэтому педагог должен творчески подходить к использованию учебного материала, учитывать свой опыт и психофизиологический уровень детей.
5