Алгоритм разработки проектной деятельности в ДОУ
(рекомендации для студентов, участвующих в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia))
Требованием к современному воспитателю дошкольного учреждения является умение организовывать проектную деятельность детей. Эти умения приобретаются студентами педагогических колледжей на практических занятиях в рамках междисциплинарных модулей, апробируются в процессе педагогической практики и ведения научно-исследовательской работы студентов. В этих случаях студенты могут заранее оценить возможности детей, уровень их подготовленности, определить проблематику проектов и сформулировать актуальные задачи работы.
Однако участие в конкурсной деятельности предполагает иную организацию разработки проекта. Прежде всего это заданная условиями конкурса образовательная область, обязательное участие родителей в проектной деятельности, крайне ограниченное время на разработку проекта и его представление. Предлагаемый алгоритм поможет студентам в сжатые сроки выстроить структуру проекта, определить наиболее подходящие средства и способы его реализации и представления.
Шаг 1. Определитесь, с детьми какого возраста Вы хотели бы организовать проект. Проанализируйте образовательную область, в рамках которой необходимо выполнить проект, и выберите актуальные задачи для детей данного возраста. Предположите, какие проблемы могут возникнуть у детей этого возраста в процессе их решения, и сформулируйте проблему проекта.
Шаг 2. Сформулируйте тему проекта. Она должна, с одной стороны, соответствовать заданной образовательной области, с другой стороны, отражать потребности детей определенного возраста. Так, в младшем возрасте в тематике проектов желательно отражать потребности в освоении пространства группы, участка, желания общаться с домашними животными и проявлять активность в демонстрации своих возможностей в различных видах деятельности; в среднем возрасте темы должны показывать потребность детей в активном познании окружающего мира, экспериментировании, совместном игровом взаимодействии; для старшего возраста тематика проектов должна содержать загадку, проблему (реально существующую в группе). При ее формулировании необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы в ее формулировке (например, «Осень – это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?» и т.п.).
Шаг 3. Определите вид проекта по предметно-содержательной области: решите, это будет монопроект в рамках одной образовательной области, или междисциплинарный (интегрированный) проект. Выбор вида проекта определит не только разнообразие задач, но и разнообразие привлекаемых педагогических средств и организуемых видов деятельности детей. Не старайтесь охватить проектом все образовательные области: это потребует большого объема работы с детьми, разнообразия средств, как следствие – развернутого планирования и длительного времени на представление проекта. В условиях конкурса рационально выбирать монопроекты; при этом помните, что независимо от вида проекта он должен включать решение речевых задач.
Определите вид проекта по доминирующей детской деятельности. Подсказкой для Вас будет заданная образовательная область. Например, для образовательно области «Познание» рационально выбирать исследовательско-творческие и информационно-практические проекты; для образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - творческо-игровые и творческие продуктивные проекты и т.д.
Решите, каким будет проект по длительности и количеству участников. В рамках конкурса лучше планировать краткосрочные и среднесрочные коллективные проекты.
Шаг 4. Сформулируйте цель и задачи проекта. Помните, что в цели должно быть отражено представление о конечном продукте проекта, а задачи показывать шаги ее достижения. Не старайтесь формулировать много задач, особенно если Вы выбрали краткосрочный проект: он длится от 2 до 5 дней, и Вы можете не успеть их реализовать. Количество задач должно быть достаточным для реализации проекта, а не избыточным.
Шаг 5. Сформулируйте общую проблему для детей, которую предстоит решать в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуально, личностно и эмоционально значимой для них (необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой игры, разработать новые правила и т.д.). Продумайте и запишите, при помощи каких педагогических средств можно вызвать у детей интерес к данной проблеме, побудить их к высказыванию гипотез и предположений по ее изучению.
Напишите формулировку частных задач, решаемых по ходу проекта (что необходимо предпринять, что надо сделать в первую очередь, то потом, как объединить все это вместе и т.п.) так, как это можно обсудить с детьми конкретного возраста.
Напишите формулировки «совместного обсуждения с детьми» средств и способов решения поставленных задач (как можно решить эти задачи, что нам для этого понадобится, где можно найти необходимую информацию, кто нам может в этом помочь, к кому мы можем обратиться и т.д.).
Шаг 6. Определите, какие виды деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, художественной) необходимо организовать для реализации проекта. Сочетание всех видов деятельности характерно для междисциплинарных (интегрированных) проектов, но монопроекты также могут включать организацию разных видов деятельности детей. Например, промежуточными продуктами в рамках исследовательско-творческого проекта могут быть рассказы, рисунки или аппликации детей, отражающие приобретенные ими знания. Таким образом при ведущей познавательно-исследовательской деятельности активно будет использоваться художественная (речевая и изобразительная) деятельность дошкольников.
Шаг 7. Определите, какие формы организации педагогического процесса будут удачными для реализации проекта. Как правило, используется непосредственно организованная образовательная деятельность (НОД), совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах (бытовая, игровая, коммуникативная и др.), стимулирование самостоятельной деятельности детей (путем создания предметно-пространственной развивающей среды, организации центров исследования и экспериментирования, внесения коллекций и т.п.), организация взаимодействия с родителями (в этом случае продумывается, что и в каком объеме в рамках проекта могут выполнить родители с детьми в домашних условиях, к каким мероприятиям в детском саду могут быть привлечены родители воспитанников). Выбор форм организации зависит от поставленных задач, содержания деятельности и возможностей детей. Помните, что для реализации краткосрочных проектов формы организации должны быть разнообразными, но их не должно быть слишком много.
Шаг 8. Продумайте, каким образом можно представить конечный продукт проекта: что это будет – предмет(ы), атрибуты для игр, самодельные иллюстрированные книги, выставка рисунков или поделок театральная постановка, вечер развлечений, праздник для детей младших групп и т.п.. определите, в какой форме лучше представить продукт проекта публике, кого можно пригласить на презентацию. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона и т.д.. Важно подчеркнуть значимость детской деятельности по созданию продукта проекта, создать необычную торжественную обстановку для его презентации.
Шаг 9. Оформите результаты Вашей работы. Для этого удобно воспользоваться следующей схемой:
тема проекта (перед формулировкой темы укажите вид проекта по содержательно-предметной области, доминирующему виду деятельности детей, количеству участников и длительности реализации);
цель проекта;
задачи проекта;
предварительная работа (методическое обеспечение проектной деятельности);
содержание (расписывается по этапам проекта):
Мотивационный этап
Содержание и формы работы: …
Проблемно-деятельностный этап (может излагаться в форме таблицы, включающей разделы, рекомендованные в ФГОС):
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
| | | |
В таблицу внесите разработанные Вами мероприятия (образовательные ситуации НОД, ситуации в режимных моментах, вносимое оборудование и т.д.), поместив их в соответствующие ячейки таблицы.
Творческий этап
Содержание и формы работы: …
Для оформления лучше воспользоваться компьютерной программой PowerPoint, позволяющей проиллюстрировать разработанный Вами проект. Помните, что на одном слайде нежелательно размещать более 15 строк, кегль шрифта не может быть меньше 18.
Шаг 10. Составьте речь, сопровождающую презентацию Вами проекта. Она должна следовать логике схемы, предложенной в Шаге 9, но не должна абсолютно копировать информацию на слайдах. Так, слайд с темой может содержать комментарий по выбору вида проекта; слайд с целью и задачами проекта хорошо прокомментировать обоснованием их выбора, соответствием возрастной проблематике и т.п.. В процессе подготовки к защите проекта прочитайте речь «про себя», отследите ее продолжительность (она не должна превышать 5 минут). Читать речь надо в удобном для Вас темпе, однако не торопясь и не делая больших пауз – это затруднит восприятие экспертов. При повторном чтении проследите, есть ли в речи слова и термины, которые могут быть непонятны слушателям или трудны для Вас в произношении, и при необходимости замените их. Будьте готовы пояснить терминологию, выбор вида проекта, форм организации деятельности детей и т.д.. Старайтесь говорить уверенно и эмоционально, однако не переусердствуйте с эмоциями: Вы презентуете проект экспертам, а не создаете сюрпризный момент для детей.
Пометьте в речи места, где должна производиться смена слайдов на презентации (даже если намереваетесь управлять презентацией сами). Это позволит синхронизировать Вашу речь и ее иллюстрации, обеспечит большую презентабельность речи.