СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм анализа занятия учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм анализа занятия учителя-дефектолога»

Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога



Пояснительная записка к алгоритму

Одной из актуальных проблем в сфере специального образования является проблема содержания, планирования и организации коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий учебного плана специальной образовательной и вспомогательной школы.

Введение в учебный план коррекционных занятий подчёркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешности учения учащихся с особенностями психофизического развития.

Качество коррекционных занятий (интегрированное обучение, обучение в специальных школах-интернатах, специальных классах образовательных учреждений) зависит от понимания специалистами их целей и содержания. Практика показывает, что эти аспекты коррекционно-педагогической деятельности не всегда чётко осознаются учителями-дефектологами, а также лицами, контролирующими их деятельность.

Зачастую учителя-дефектологи на коррекционных занятиях ликвидирую проблемы, возникшие в усвоении программного материала. В данном варианте коррекционной работы учитель-дефектолог выполняет роль учителя-репетитора, который проводит дополнительные занятия по предмету. Такие занятия дают лишь временный эффект, так как не решается главная задача – коррекция того или иного недостатка, препятствующего формированию определенного навыка (счёта, чтения, письма, речи и т.д.) или умения способствующего преодолению или ослаблению недостатков психического или физического развития.

Лица, осуществляющие контроль над деятельностью учителей-дефектологов должны чётко дифференцировать цель уроков по предметным областям в специальном образовании и цель коррекционно-педагогической деятельности в рамках коррекционных занятий.

Цель уроков в рамках специального образовательного процесса – формирование у детей с особенностями в психофизическом развитии знаний, умений и навыков по учебным предметам в соответствии с программой обучения. Результат – овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков по темам учебного предмета

Цель коррекционных занятий в рамках специального образовательного процесса – устранение причин затруднений в усвоении предметных знаний, умений и навыков. Результат – формирование умений в «проблемной» области развития (восприятия, речи, памяти, мышления, речи, деятельности и др.), которые повышают уровень успешности учащегося при выполнении учебных заданий различного программного содержания.

Таким образомкоррекционная работа отличается от урочной деятельности по предмету целью, содержанием и результатом. Поэтому тип учебной деятельности – коррекционное занятие имеет ряд специфических особенностей.

  1. Коррекционное занятие не подменяет урок, поэтому имеет особую структуру, отличительную от структуры урока:

  • коррекционное занятие может содержать отдельные структурные компоненты урока: организационный момент, повторение пройденного, сообщение темы и задач занятия, работа по теме занятия, итог занятия или организационный момент, актуализация знаний, объявление новой темы, закрепление изученного, подведение итогов.

коррекционное занятие может содержать три этапа: вводная, основная, заключительная часть.

  1. Коррекционное занятие является гибким и в плане временной продолжительности отдельных занятий, и в плане изменения состава групп, т.е. оно может быть как групповым, так и индивидуальным. По времени проведения учитель-дефектолог может регламентировать свои занятия, самостоятельно отмечая временные промежутки в циклограмме рабочего времени. Например, в условиях интегрированного обучения на проведение коррекционной работы (коррекционных занятий) должно выделяться не менее 1 учебного часа в неделю. Учитель-дефектолог 45 минут рабочего времени занятия можно разделить на 3 части, таким образом, коррекционная помощь будет оказываться учащимся в течение трёх дней. Если же в специальной школе либо специальном классе учебным планом предусмотрено 4 часа, то учитель-дефектолог может в каждый из 4 дней проводить коррекционные занятия разной продолжительности (30мин +15мин, 15мин+15мин+15мин, 20мин+25мин). Таким образом, в течение недели учитель-дефектолог работая с классом в рамках коррекционных занятий 4 учебных часов (180мин), что может составить от 4 до 8 коррекционных занятий.

  2. Коррекционное занятие соответствует по задачам перспективному плану коррекционной работы, корректно определена тема, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока.

  3. Коррекционное занятие индивидуально-ориентировано (учитываются индивидуальные особенности психофизического развития: уровень развития того или иного навыка, характер деятельности, учет возрастных особенностей, учет программы обучения, темп деятельности, речевое развитие, уровень коммуникативной деятельности, сформированность эмоционально-волевой сферы, способность учащихся к принятию помощи и т.д.).

  4. Коррекционное занятие по содержанию должно соответствовать поставленным задачам, содержание должно соответствовать реализуемой образовательной программе и индивидуально-возрастным особенностям учащихся с особенностями в психофизическом развитии.

  5. Коррекционное занятие должно быть оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал), оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с индивидуальными особенностями развития учащихся - увеличенные образцы дидактического и раздаточного материла для детей с нарушением зрения; специальные приспособления для крепления наглядности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное усиливающее оборудование для детей с нарушением слуха; модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития (трудностями в обучении), детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

  6. Коррекционное занятие должно быть наполнено разнообразием взаимосвязанных методов и приемов: словесных, практических, наглядных, исследовательских, проблемных.

  7. Коррекционное занятие должно быть эмоционально окрашено: эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы, владение учителем-дефектологом приемами повышения активности и т.д.

Анализируя занятие, необходимо обращать внимание на вышеперечисленные особенности организации коррекционного занятия, которые и заложены в алгоритм анализа.

























Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога



№ п\п

Показатели оценивания

Оценка

1

Соответствие темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока


2

Соответствие содержания теме и задачам коррекционного занятия


3

Соответствие содержания возрастным и психофизическим особенностям развития учащихся


4

Соответствие структурных компонентов коррекционному занятию


5

Наполнение содержания занятия разнообразием приёмов и методов, их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям учащихся:

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные;

  • исследовательские;

  • проблемные


6

Использование на занятии различных пособий:

  • игрушки, иллюстрации;

  • модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий;

  • ТСО (технические средства обучения)

  • ИКТ (информационные коммуникативные технологии);

  • ЭСО (электронные средства обучения)


7

Активность использования времени на занятии


8

Обеспечение эмоционального комфорта на занятии:

  • рефлексия;

  • игровая деятельность;

  • музыкальные паузы, физкультминутки и т.д.


9

Выполнение гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии нормативным требованиям


10

Использование учителем-дефектологом приемов привлечения, сосредоточения учащихся:

  • педагогических;

  • психологических


11

Использование приемов регуляции психофизической и интеллектуальной нагрузки учащихся


12

Формирование коммуникативной компетенции учащихся:

  • включение учащихся в вопросно-ответную деятельность;

  • включение учащихся в диалог по теме;

  • работа по активизации словарного запаса


13

Результативность коррекционной работы


14

Этика и культура общения учителя-дефектолога


Итого баллов за занятие


Обработка результатов анализа. Каждый критерий анализа занятия оценивается в 1  балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: Высокий уровень (12 - 14) = 3 балла, средний уровень (10-12) = 2 балла, низкий уровень (5-10) = 1 балл



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!