Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Пояснительная записка к алгоритму
Одной из актуальных проблем в сфере специального образования является проблема содержания, планирования и организации коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий учебного плана специальной образовательной и вспомогательной школы.
Введение в учебный план коррекционных занятий подчёркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешности учения учащихся с особенностями психофизического развития.
Качество коррекционных занятий (интегрированное обучение, обучение в специальных школах-интернатах, специальных классах образовательных учреждений) зависит от понимания специалистами их целей и содержания. Практика показывает, что эти аспекты коррекционно-педагогической деятельности не всегда чётко осознаются учителями-дефектологами, а также лицами, контролирующими их деятельность.
Зачастую учителя-дефектологи на коррекционных занятиях ликвидирую проблемы, возникшие в усвоении программного материала. В данном варианте коррекционной работы учитель-дефектолог выполняет роль учителя-репетитора, который проводит дополнительные занятия по предмету. Такие занятия дают лишь временный эффект, так как не решается главная задача – коррекция того или иного недостатка, препятствующего формированию определенного навыка (счёта, чтения, письма, речи и т.д.) или умения способствующего преодолению или ослаблению недостатков психического или физического развития.
Лица, осуществляющие контроль над деятельностью учителей-дефектологов должны чётко дифференцировать цель уроков по предметным областям в специальном образовании и цель коррекционно-педагогической деятельности в рамках коррекционных занятий.
Цель уроков в рамках специального образовательного процесса – формирование у детей с особенностями в психофизическом развитии знаний, умений и навыков по учебным предметам в соответствии с программой обучения. Результат – овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков по темам учебного предмета
Цель коррекционных занятий в рамках специального образовательного процесса – устранение причин затруднений в усвоении предметных знаний, умений и навыков. Результат – формирование умений в «проблемной» области развития (восприятия, речи, памяти, мышления, речи, деятельности и др.), которые повышают уровень успешности учащегося при выполнении учебных заданий различного программного содержания.
Таким образом, коррекционная работа отличается от урочной деятельности по предмету целью, содержанием и результатом. Поэтому тип учебной деятельности – коррекционное занятие имеет ряд специфических особенностей.
-
Коррекционное занятие не подменяет урок, поэтому имеет особую структуру, отличительную от структуры урока:
-
коррекционное занятие может содержать отдельные структурные компоненты урока: организационный момент, повторение пройденного, сообщение темы и задач занятия, работа по теме занятия, итог занятия или организационный момент, актуализация знаний, объявление новой темы, закрепление изученного, подведение итогов.
коррекционное занятие может содержать три этапа: вводная, основная, заключительная часть.
-
Коррекционное занятие является гибким и в плане временной продолжительности отдельных занятий, и в плане изменения состава групп, т.е. оно может быть как групповым, так и индивидуальным. По времени проведения учитель-дефектолог может регламентировать свои занятия, самостоятельно отмечая временные промежутки в циклограмме рабочего времени. Например, в условиях интегрированного обучения на проведение коррекционной работы (коррекционных занятий) должно выделяться не менее 1 учебного часа в неделю. Учитель-дефектолог 45 минут рабочего времени занятия можно разделить на 3 части, таким образом, коррекционная помощь будет оказываться учащимся в течение трёх дней. Если же в специальной школе либо специальном классе учебным планом предусмотрено 4 часа, то учитель-дефектолог может в каждый из 4 дней проводить коррекционные занятия разной продолжительности (30мин +15мин, 15мин+15мин+15мин, 20мин+25мин). Таким образом, в течение недели учитель-дефектолог работая с классом в рамках коррекционных занятий 4 учебных часов (180мин), что может составить от 4 до 8 коррекционных занятий.
-
Коррекционное занятие соответствует по задачам перспективному плану коррекционной работы, корректно определена тема, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока.
-
Коррекционное занятие индивидуально-ориентировано (учитываются индивидуальные особенности психофизического развития: уровень развития того или иного навыка, характер деятельности, учет возрастных особенностей, учет программы обучения, темп деятельности, речевое развитие, уровень коммуникативной деятельности, сформированность эмоционально-волевой сферы, способность учащихся к принятию помощи и т.д.).
-
Коррекционное занятие по содержанию должно соответствовать поставленным задачам, содержание должно соответствовать реализуемой образовательной программе и индивидуально-возрастным особенностям учащихся с особенностями в психофизическом развитии.
-
Коррекционное занятие должно быть оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал), оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с индивидуальными особенностями развития учащихся - увеличенные образцы дидактического и раздаточного материла для детей с нарушением зрения; специальные приспособления для крепления наглядности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное усиливающее оборудование для детей с нарушением слуха; модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития (трудностями в обучении), детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
-
Коррекционное занятие должно быть наполнено разнообразием взаимосвязанных методов и приемов: словесных, практических, наглядных, исследовательских, проблемных.
-
Коррекционное занятие должно быть эмоционально окрашено: эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы, владение учителем-дефектологом приемами повышения активности и т.д.
Анализируя занятие, необходимо обращать внимание на вышеперечисленные особенности организации коррекционного занятия, которые и заложены в алгоритм анализа.
Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
№ п\п | Показатели оценивания | Оценка |
1 | Соответствие темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока | |
2 | Соответствие содержания теме и задачам коррекционного занятия | |
3 | Соответствие содержания возрастным и психофизическим особенностям развития учащихся | |
4 | Соответствие структурных компонентов коррекционному занятию | |
5 | Наполнение содержания занятия разнообразием приёмов и методов, их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям учащихся: -
словесные; -
практические; -
наглядные; -
исследовательские; -
проблемные | |
6 | Использование на занятии различных пособий: -
игрушки, иллюстрации; -
модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий; -
ТСО (технические средства обучения) -
ИКТ (информационные коммуникативные технологии); -
ЭСО (электронные средства обучения) | |
7 | Активность использования времени на занятии | |
8 | Обеспечение эмоционального комфорта на занятии: | |
9 | Выполнение гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии нормативным требованиям | |
10 | Использование учителем-дефектологом приемов привлечения, сосредоточения учащихся: -
педагогических; -
психологических | |
11 | Использование приемов регуляции психофизической и интеллектуальной нагрузки учащихся | |
12 | Формирование коммуникативной компетенции учащихся: -
включение учащихся в вопросно-ответную деятельность; -
включение учащихся в диалог по теме; -
работа по активизации словарного запаса | |
13 | Результативность коррекционной работы | |
14 | Этика и культура общения учителя-дефектолога | |
Итого баллов за занятие | |
Обработка результатов анализа. Каждый критерий анализа занятия оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: Высокий уровень (12 - 14) = 3 балла, средний уровень (10-12) = 2 балла, низкий уровень (5-10) = 1 балл