Тема № 3. Алгоритм и общие принципы построения алгоритмов.
Цель урока :
Образовательная - ввести понятие алгоритма и исполнителя; показать способы
записи алгоритмов, свойства алгоритма. Запись решения задач через Школьный алгоритмический язык
( ШАЯ ) и блок-схему, их взаимосвязь.
Развивающая - развитие логического мышления, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, рассуждения над решением задачи, умений работать самостоятельно, умений говорить и слушать на уроке.
Воспитательная – развитие культуры общения и культуры ответа на поставленные учителем вопросы по информатике, способствовать развитию чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование : 1) Видеосюжеты, плакаты
2) Индивидуальные карточки
План урока :
Организационный момент.
Изучение нового материала : Понятие об алгоритме. Школьный алгоритмический язык (ШАЯ). Свойства алгоритмов. Блок – схемы.
Этапы работы на ЭВМ при составлении программ
Примеры на составление ШАЯ и блок-схем.
5. Закрепление материала : проверочная работа по вариантам.
Ход урока.
Ответ на 1 вопрос :
Учитель: Скажите, пожалуйста, каков алгоритм дня ученика ? Если они не поняли вопрос, то я должна спросить их по-другому : Что вы делаете, когда утром рано просыпаетесь, т.е. ваше дальнейшее действие ?
Учащиеся должны перечислить: подъем, умывание, зарядка, завтрак, школа, обед, отдых, домашнее задание по предметам, ужин, сон.
Учитель : Вот вы перечислили примерный каждодневный ваш алгоритм дня. Напишем о том, что же такое алгоритм с научной точки зрения :
Определение 1 : Алгоритм – это организованная последовательность действий, приводящая к
решению поставленной задачи.
Определение 2: Алгоритм – это точное, четкое описание последовательности команд исполнителю,
которые необходимы выполнить для решения задачи.
Разработать алгоритм – значит разбить задачу на последовательно - выполняемые шаги. В практике программирования наибольшее распространение видов алгоритма получили :
словесная запись алгоритма ;
схемы алгоритмов ( блок - схемы);
псевдокад , т.е. формальные алгоритмические языки, например ШАЯ ;
структурограммы ( диаграмма Насси- Шнейдармана).
Наиболее распространенными являются решение задач по ШАЯ и блок-схеме.
О
Алг. имя алгоритма
Дано условие применимости алгоритма
Надо цель выполнения алгоритма
нач
Последовательность команд ( тело алгоритма )
кон.
бщая форма записи ШАЯ :
Свойства алгоритма :
Понятность ( определенность) - алгоритм должен быть задан с помощью средств, доступных для восприятия и реализации исполнителем ( иначе говоря, предписания алгоритма должны быть понятны исполнителю, и кроме того, он должен знать, как реализовать эти предписания);
Точность – содержание любой операции конечного набора точно и однозначно определено;
Дискретность – алгоритм выполняется пошагово, последовательность операций определена, новая операция исполняется только после завершения предшествующей;
Массовость – алгоритм составляется для решения многих задач определенного типа;
Результативность – алгоритм должен обеспечить получение планируемого результата или выборку сигнала о невозможности его получения;
Эффективность – возможность получения результата при минимальном числе операций.
При структурном подходе к конструированию алгоритмов, базовые структуры делятся на три случая : 1) Последовательность ( линейный алгоритм); 2) разветвление ( логический блок ) ; 3) цикл.
При решении задач мы применим форму записи алгоритма. А теперь напишем
Ответ на 2 вопрос :
Учитель : Что означает по-вашему схема , блок ?
Учащиеся : У них могут быть различные ответы ( например схема в физике и др.)
Учитель: Сейчас напишем что же представляет собой схема в программировании.
Определение ; Схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные действия ( этапы) алгоритма изображаются в виде различных геометрических фигур ( блоков), а связь между этапами указывается стрелкой или .
Существует государственный стандарт на обозначение блок –схем : ГОСТ 19.003-80
Наиболее часто используемые условные графические изображения, применяемые при составлении схем алгоритмов :
Ответ на 3 вопрос :
Этапы решения задачи при составлении программы :
1. Постановка задачи, т.е. создание модели задачи.
2. Разработка алгоритма ( ШАЯ и блок-схему ).
3. Составление программы.
4. Отладка программы ( т.е. ввод программы в компьютер).
Вычисление и получение результатов.
Ответ на 4 вопрос : Примеры:
Пример-1 : Вычислить площадь круга по заданному радиусу.
Рассмотрим эту задачу по – этапно :
этап - постановка задачи, т.е. создание математической модели задачи:
Площадь круга по заданному радиусу вычисляется по формуле S= Пи * R2 , где R – радиус мы можем задать любое целое число. Вначале необходимо объяснить учащимся о том , что даже если мы значение радиуса возьмем целое число, то результат не будет целым число, так как Пи= 3,14, т.е. например R=2, тогда S= 3,14*2=6,28 . Знание типа значений переменных очень важно, так как в алгоритмах и программах необходимо указать с каким значением вы работаете, т.е если число, то оно целое или дробное( вещественное), если символ или строка , то литерный тип. В Шая они пишутся сокращенно.
С
П
О
С
Л
Е
Д
О
В
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
оставление алгоритма :
ШАЯ Блок - схема
Алг. Площадь круга
Дано пост. вел. Пи=3, 14
R – арг. цел.
Надо S – рез. вещ.
нач
ввод R
S= Пи * R2
Вывод S
кон.
3) этап – составление программы, мы пройдем позже на следующих уроках, сегодня наша задача научиться составлять алгоритмы к любым задачам..
Ученик на пример 3 выходит к доске : Ткач Александр и объясняет
у доски, используя форму записи ШАЯ (плакат) и рисунки блок-схем
( методическое пособие).
Пример-2 : Вычислить разность двух целых чисел А, и В .
этап Математическая модель: обозначим разность Р= А – В
2) ШАЯ Блок схема
Алг. Разность чисел
Дано А, В – арг. цел.
Надо Р – рез. цел.
нач
ввод А, В
Р= А - В
Вывод Р
кон.
Пример № 3 : Составить ШАЯ и блок-схему : Даны три переменные А,В,С.
Вывести их сумму.
1) этап - В этой задаче специально пропущено переменная ответа, т.е не присваивается к какой-то переменной. Это необходимо показать для того, чтобы в выводе можно написать сразу и решение.
2) ШАЯ Блок схема
Алг. Сумма чисел
Дано А, В, С – арг. цел.
Надо рез. цел.
нач
Ввод А, В, С
Вывод А + В + С
кон.
Если в этой же задачи условие поменяем на то, что значение А,В,С даны, т.е.
А=7, В=3, С=10, и еще ответ обозначим переменной S, тогда в ШАЯ и в блок-схеме произойдут изменения.
Алг. Сумма чисел
Дано А, В, С – арг. цел.
Надо S - рез. цел.
нач
А=7, В=3, С=10
S= A+B+C
Вывод S
кон.
Важно то, чтобы различие увидели сами учащиеся.
Если нет, то я их направлю.
Пример № 4 Домашнее задание. Составить ШАЯ и блок-схему :
Найти силу тяжести по закону Ньютона.
Пример-5 : Задача на логический блок : Вычислить Z по формуле (для темы № 5)
2 этап : ШАЯ Блок схема
Алг. Вычисление Z
Дано Х, У – арг. цел.
Надо Z – рез. цел.
нач
Ввод Х, У
если Х У то Z= X - Y
иначе Z= Y-2*X+1
Вывод Z
кон.
Вывод: Основной целью было научить учащихся логически думать, рассуждать и решать задачи. Запись решения задач через ШАЯ и блок-схему, чтоб увидели их взаимосвязь. Знание алгоритма поможет написать программы для компьютера, а компьютер без программ не существует.
Сегодняшний урок – это первый путь программиста.
Лит-ра : 1) Молчанова « Turbo Pascal 7.0 »
2) Новичков « Алгоритмический язык Паскаль »
3) Карасев П.Н. « Информатика» (Программирование)
3) Личные материалы и разработки.