СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм и общие принципы построения алгоритмов.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : 

Образовательная - ввести понятие алгоритма и исполнителя; показать способы

записи алгоритмов, свойства алгоритма. Запись решения задач  через Школьный алгоритмический язык

( ШАЯ ) и блок-схему, их взаимосвязь.

Развивающая -  развитие логического мышления, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, рассуждения над решением  задачи, умений работать самостоятельно, умений говорить и слушать на уроке.

Воспитательная – развитие культуры общения и культуры ответа на поставленные учителем вопросы по информатике, способствовать развитию чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи. 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм и общие принципы построения алгоритмов.»


Тема № 3. Алгоритм и общие принципы построения алгоритмов.


Цель урока :

Образовательная - ввести понятие алгоритма и исполнителя; показать способы

записи алгоритмов, свойства алгоритма. Запись решения задач через Школьный алгоритмический язык

( ШАЯ ) и блок-схему, их взаимосвязь.

Развивающая - развитие логического мышления, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, рассуждения над решением задачи, умений работать самостоятельно, умений говорить и слушать на уроке.

Воспитательная – развитие культуры общения и культуры ответа на поставленные учителем вопросы по информатике, способствовать развитию чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.


Оборудование : 1) Видеосюжеты, плакаты

2) Индивидуальные карточки


План урока :

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала : Понятие об алгоритме. Школьный алгоритмический язык (ШАЯ). Свойства алгоритмов. Блок – схемы.

  3. Этапы работы на ЭВМ при составлении программ

  4. Примеры на составление ШАЯ и блок-схем.

5. Закрепление материала : проверочная работа по вариантам.


Ход урока.

Ответ на 1 вопрос :


Учитель: Скажите, пожалуйста, каков алгоритм дня ученика ? Если они не поняли вопрос, то я должна спросить их по-другому : Что вы делаете, когда утром рано просыпаетесь, т.е. ваше дальнейшее действие ?

Учащиеся должны перечислить: подъем, умывание, зарядка, завтрак, школа, обед, отдых, домашнее задание по предметам, ужин, сон.

Учитель : Вот вы перечислили примерный каждодневный ваш алгоритм дня. Напишем о том, что же такое алгоритм с научной точки зрения :

Определение 1 : Алгоритм – это организованная последовательность действий, приводящая к

решению поставленной задачи.

Определение 2: Алгоритм – это точное, четкое описание последовательности команд исполнителю,

которые необходимы выполнить для решения задачи.


Разработать алгоритм – значит разбить задачу на последовательно - выполняемые шаги. В практике программирования наибольшее распространение видов алгоритма получили :

  1. словесная запись алгоритма ;

  2. схемы алгоритмов ( блок - схемы);

  3. псевдокад , т.е. формальные алгоритмические языки, например ШАЯ ;

  4. структурограммы ( диаграмма Насси- Шнейдармана).

Наиболее распространенными являются решение задач по ШАЯ и блок-схеме.


О

Алг. имя алгоритма

Дано условие применимости алгоритма

Надо цель выполнения алгоритма

нач

Последовательность команд

( тело алгоритма )

кон.

бщая форма записи ШАЯ :









Свойства алгоритма :

        1. Понятность ( определенность) - алгоритм должен быть задан с помощью средств, доступных для восприятия и реализации исполнителем ( иначе говоря, предписания алгоритма должны быть понятны исполнителю, и кроме того, он должен знать, как реализовать эти предписания);

        2. Точность – содержание любой операции конечного набора точно и однозначно определено;

        3. Дискретность – алгоритм выполняется пошагово, последовательность операций определена, новая операция исполняется только после завершения предшествующей;

        4. Массовость – алгоритм составляется для решения многих задач определенного типа;

        5. Результативность – алгоритм должен обеспечить получение планируемого результата или выборку сигнала о невозможности его получения;

        6. Эффективность – возможность получения результата при минимальном числе операций.

При структурном подходе к конструированию алгоритмов, базовые структуры делятся на три случая : 1) Последовательность ( линейный алгоритм); 2) разветвление ( логический блок ) ; 3) цикл.

При решении задач мы применим форму записи алгоритма. А теперь напишем



Ответ на 2 вопрос :


Учитель : Что означает по-вашему схема , блок ?

Учащиеся : У них могут быть различные ответы ( например схема в физике и др.)

Учитель: Сейчас напишем что же представляет собой схема в программировании.


Определение ; Схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные действия ( этапы) алгоритма изображаются в виде различных геометрических фигур ( блоков), а связь между этапами указывается стрелкой или .


Существует государственный стандарт на обозначение блок –схем : ГОСТ 19.003-80



Наиболее часто используемые условные графические изображения, применяемые при составлении схем алгоритмов :

































Ответ на 3 вопрос :


Этапы решения задачи при составлении программы :

1. Постановка задачи, т.е. создание модели задачи.

2. Разработка алгоритма ( ШАЯ и блок-схему ).

3. Составление программы.

4. Отладка программы ( т.е. ввод программы в компьютер).

  1. Вычисление и получение результатов.






Ответ на 4 вопрос : Примеры:


Пример-1 : Вычислить площадь круга по заданному радиусу.


Рассмотрим эту задачу по – этапно :

  1. этап - постановка задачи, т.е. создание математической модели задачи:

Площадь круга по заданному радиусу вычисляется по формуле S= Пи * R2 , где R – радиус мы можем задать любое целое число. Вначале необходимо объяснить учащимся о том , что даже если мы значение радиуса возьмем целое число, то результат не будет целым число, так как Пи= 3,14, т.е. например R=2, тогда S= 3,14*2=6,28 . Знание типа значений переменных очень важно, так как в алгоритмах и программах необходимо указать с каким значением вы работаете, т.е если число, то оно целое или дробное( вещественное), если символ или строка , то литерный тип. В Шая они пишутся сокращенно.


  1. С

    П

    О

    С

    Л

    Е

    Д

    О

    В

    А

    Т

    Е

    Л

    Ь

    Н

    О

    С

    Т

    Ь

    оставление алгоритма :

ШАЯ Блок - схема


Алг. Площадь круга

Дано пост. вел. Пи=3, 14

R – арг. цел.

Надо S – рез. вещ.

нач

ввод R

S= Пи * R2

Вывод S

кон.

















3) этап – составление программы, мы пройдем позже на следующих уроках, сегодня наша задача научиться составлять алгоритмы к любым задачам..



Ученик на пример 3 выходит к доске : Ткач Александр и объясняет

у доски, используя форму записи ШАЯ (плакат) и рисунки блок-схем

( методическое пособие).



Пример-2 : Вычислить разность двух целых чисел А, и В .


  1. этап Математическая модель: обозначим разность Р= А – В

2) ШАЯ Блок схема


Алг. Разность чисел

Дано А, В – арг. цел.

Надо Р – рез. цел.

нач

ввод А, В

Р= А - В

Вывод Р

кон.















Пример № 3 : Составить ШАЯ и блок-схему : Даны три переменные А,В,С.

Вывести их сумму.

1) этап - В этой задаче специально пропущено переменная ответа, т.е не присваивается к какой-то переменной. Это необходимо показать для того, чтобы в выводе можно написать сразу и решение.


2) ШАЯ Блок схема

Алг. Сумма чисел

Дано А, В, С – арг. цел.

Надо рез. цел.

нач

Ввод А, В, С

Вывод А + В + С

кон.














Если в этой же задачи условие поменяем на то, что значение А,В,С даны, т.е.

А=7, В=3, С=10, и еще ответ обозначим переменной S, тогда в ШАЯ и в блок-схеме произойдут изменения.

Алг. Сумма чисел

Дано А, В, С – арг. цел.

Надо S - рез. цел.

нач

А=7, В=3, С=10

S= A+B+C

Вывод S

кон.











Важно то, чтобы различие увидели сами учащиеся.

Если нет, то я их направлю.

Пример № 4 Домашнее задание. Составить ШАЯ и блок-схему :

Найти силу тяжести по закону Ньютона.

Пример-5 : Задача на логический блок : Вычислить   Z по формуле (для темы № 5)



2 этап : ШАЯ Блок схема

Алг. Вычисление Z

Дано Х, У – арг. цел.

Надо Z – рез. цел.

нач

Ввод Х, У

если Х У то Z= X - Y

иначе Z= Y-2*X+1

Вывод Z

кон.
















Вывод: Основной целью было научить учащихся логически думать, рассуждать и решать задачи. Запись решения задач через ШАЯ и блок-схему, чтоб увидели их взаимосвязь. Знание алгоритма поможет написать программы для компьютера, а компьютер без программ не существует.

Сегодняшний урок – это первый путь программиста.


Лит-ра : 1) Молчанова « Turbo Pascal 7.0 »

2) Новичков « Алгоритмический язык Паскаль »

3) Карасев П.Н. « Информатика» (Программирование)

3) Личные материалы и разработки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!