Алгоритм написания УМК по русскому языку
как иностранному для учебных организаций
общего, среднего, высшего и дополнительного
образования
по направлению подготовки
русский язык как иностранный: теория и методика
преподавания в образовательной организации
Содержание
I. Программа дисциплины………………………………………………………..3
II. Балльно-рейтинговая система и структура оценки………………………….7
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……8
IV. Методические указания……………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………13
I. Программа дисциплины
Методика обучения РКИ как любая самостоятельная дисциплина обладает своим понятийным аппаратом. К основным понятиям, составляющим фундамент методики преподавания РКИ, относятся: цели, задачи, содержание, принципы, методы, приёмы, средства и организационные формы обучения. Перечисленные компоненты тесно связаны между собой. Доминирующая роль в системе принадлежит целям обучения.
Под целями понимаются предполагаемые результаты совместной деятельности преподавателя и учащихся. Цели влияют на выбор содержания, принципов, форм, методов и средств обучения. Обычно выделяют три основные цели: практическую, общеобразовательную и воспитатательную. Общеобразовательная цель состоит в формировании у иностранных учащихся: страноведческих знаний о географии, истории, культуре страны; знаний о русском языке в сопоставлении с родным (усвоить новую систему понятий); общеучебных навыков (работать с книгой и словарём, излагать свои мысли в письменной и устной форме) и др. [3]
Практическая (коммуникативная) цель состоит в формировании у иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Коммуникативная цель состоит в формировании и развитии речевых умений, способности общаться языковыми средствами.
В условиях РКИ большое внимание уделяется и формированию неречевых коммуникативных умений, или умений пользоваться невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Воспитательная цель заключается в формировании у учащихся: положительного отношения к России, её истории и культуре; мотивов изучения русского языка; взглядов, убеждений, норм поведения, ценностных ориентаций.
Содержание обучения РКИ – этот тот учебный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. Основу содержания обучения РКИ составляют речевые навыки и умения.
Принято выделять следующие компоненты содержания обучения РКИ: 1) материал обучения (языковой, речевой), 2) знания, 3) умения и навыки, 4) темы, 5) ситуации общения, 6) тексты.
Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматического).
Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами. Для оперирования речевым материалом необходимо знание правил его образования и употребления в процессе общения.
В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обучения и определяются в первую очередь их практической необходимостью.
Речевой навык – это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Принято выделять речевые навыки – фонетические, лексически, грамматические и двигательные, обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков.
Стандартный курс методики преподавания русского как иностранного для студентов ВУЗа включает следующие аспекты: русская звучащая речь, основы функционального синтаксиса, синтаксический уровень языка в преподавании, лингвистические и психологические аспекты работы по освоению предложно-падежной системы русского языка; лингвосемантические аспекты преподавания русского глагола; проблемы описания и преподавания русской лексики [5].
Лингвистические основы методики преподавания русского языка как иностранного. Проблемы современного урока русского языка как иностранного.
Содержание курса.
- Общие вопросы методики преподавания на начальном этапе.
- Теоретический курс включает в себя рассмотрение следующих тем.
- Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе.
- Начальный этап обучения и его особенности.
- Обучение фонетике русского языка на начальном этапе.
- Понятие об артикуляционной базе русского языка.
- Постановка и коррекция русских звуков.
- Обучение произношению.
- Система гласных звуков.
- Редукция гласных в пределах слова и словосочетания.
- Противопоставления согласных звуков по звонкости / глухости, твердости / мягкости.
- Изменения качества согласных в пределах слова и словосочетания.
- Ритмика русского слова.
- Постановка ударения. Интонация.
- Основные типы интонационных конструкций. ИК-1, ИК-2,ИК-3, ИК-4,ИК-5. и их особенности.
- Обучение грамматике русского языка на начальном этапе. Отбор языкового материала.
Содержание грамматического минимума. Введение грамматического материала Предложно-падежная система. Склонение существительных, прилагательных, порядковых числительных. Основные значения падежей. Глагольная система. Основные категории глагола; значение и употребление видов глагола, глаголы движения приставочные и бесприставочные; основные классы глаголов.
Обучение лексике. Лексический минимум и принципы его определения. Этапы работы над лексикой. Основные способы семанти- зации лексики. Основные приемы закрепления и активизации изученной лексики на начальном этапе обучения. Формирование навыков и умений по видам речевой деятельности. Обучение аудированию, говорению, чтению, письменной речи. Языковые и речевые упражнения для обучения видам речевой деятельности. Методика работы над техникой чтения. Организация учебного процесса. Планирование учебного процесса. Урок как единица учебного процесса. Использование наглядности. Аудиовизуальные средства. Компьютерные обучающие программы. Образцы разработок урока.
Практический курс. Занятия, осуществляемые в форме лекций и практических занятий, завершаются педагогической практикой, проводимой в течение двух недель на кафедре русского языка №4 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин, и экзаменом.
Слушатели спецкурса, успешно прошедшие педагогическую практику и сдавшие экзамен, получают Сертификат преподавателя русского языка как иностранного на начальном этапе.
II. Балльно-рейтинговая система и структура оценки
Рейтинговая система основана на подсчете баллов, полученных студентом в течение семестра. Рейтинг по дисциплине в семестре формируется из баллов текущего, промежуточного и рубежного контроля.
Подсчет баллов текущего и промежуточного контроля проводится преподавателем еженедельно. Максимальные и пороговые баллы текущего и промежуточного контроля Максимальные и пороговые баллы рубежного контроля. Виды учебной деятельности: 1-2 курсы - Зачет: Макс. 100 - Миним. 61, 3-5 курс Экзамен (5сем.)+зачет - Макс. 100 - Миним.61
Приведем примерные критерии оценки студентов РКИ
Баллы/ Оценка 91-100 (5) Показано отличное владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также владение грамматикой и научным стилем речи. Речь отличается большим лексическим запасом и разнообразием языковых средств. Дан полный, развернутый ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка.
75-91 (4) Показано хорошее владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также владение грамматикой и научным стилем речи. Дан полный ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка. Речь отличается достаточным лексическим запасом. В ответе допущены отдельные неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя.
61-75 (3) и ниже Показано плохое владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом) и научным стилем речи, а также грубые нарушения грамматики Дан неполный ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка. Словарный запас беден.
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Организация изучения РКИ студентами обычно проходит в следующих формах.
Практические занятия. Форма учебных практических занятий, при которой иностранные студенты-магистры при участии преподавателя выполняют лексикограмматические и творческие задания по темам, представленным в программе, на основе текстового материала, актуального для профессионально ориентированной речевой деятельности, для научного стиля и языка специальности иностранного магистра-экономиста.
На практических занятиях проводится систематизация лексико - грамматических знаний, анализ языковых особенностей иноязычного русского профессионально ориентированного текста [4].
Магистр должен извлекать из текста фактическую информацию, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора; извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста, следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения.
При обсуждении сообщений и обсуждении творческих заданий участвовать в диалоге-расспросе, участвовать в дискуссии по теме, извлекать из текста фактическую информацию, оппонировать, полемизировать, дискутировать, одобрять, порицать и др., выделять основную и второстепенную информацию сообщения.
Методические модели процесса обучения Технологии подготовки иностранных магистров-экономистов основываются на дидактических общих для обучения в вузе и методических специфических для обучения иностранных студентов принципах.
Принцип сознательности и активности в обучении предполагает создание таких условий, при которых учащийся сознательно и активно усваивает учебный материал.
Студент-магистр осознанно управляет процессом усвоения профессиональных знаний и приобретения соответствующих умений.
Принцип прочности предполагает усвоение знаний и умений, которые являются результатом осознанной активной мыслительной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа Самостоятельная работой иностранного магистра-экономиста - совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий), включая изучение структуры экономического дискурса как культурно регламентируемой смыслообразующей деятельности, его ключевых параметров (целевого, предметного, языкового, когнитивного, текстового, контекстного и коммуникативного), описании их значений и выявлении специфичных связей между ними, позволяющих рассматривать экономический дискурс как динамичное единое целое [2]. Сюда же и включается работа по углублению и систематизации грамматических навыков, реферативные обзоры экономических журналов, работа страноведческой тематики, чтение дополнительной литературы. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 30 ак. часов.
IV. Методические указания
Под формами контроля в ВУЗах на факультетах преподавания РКИ подразумеваются письменные контрольные работы, внутрисеместровая аттестация, рубежная аттестация.
Приведем некоторые требования к написанию письменных работ.
Устные задания:
- посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
- прочитай задание по учебнику;
- выдели основные части, главные мысли текста;
- прочитай задание вторично,
- составь план прочитанного;
- расскажи по плану;
- повтори рассказ;
- следи за интонацией, темпом речи;
- не спеши, говори ясно, четко [3].
К выполнению заданий по чтению:
- прочитай текст;
- если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (в словаре);
- если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
- прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Аудирование:
1. Подготовка к аудированию
1. Выполни фонетическое упражнение перед прослушиванием текста: повторяй за диктором слова и словосочетания из аудиотекста, который тебе предстоит прослушать.
2. Прослушай (или прочитай) задание, которое тебе надо будет выполнить после первого и последующего прослушивания.
3. Прослушай введение к аудиотексту и продумай, что ты из него узнал.
4. Прослушай внимательно аудиотекст, старайся понять смысл, игнорируя незнакомые слова. Помни: события, факты и идеи обычно характеризуются в тексте с разных сторон, поэтому можно понять их смысл, даже если не все слова известны.
5. Выполни первое задание.
6. Прослушай текст ещё раз и выполни остальные задания.
7. Прослушай текст в третий раз, чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «О чём здесь рассказано? Кому может быть интересен этот рассказ? Понравился ли он тебе?»
2. Подготовка монологического высказывания
1. Представь, о чём ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.
2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.
3. Выдели из текста (текстов) материал – слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана.
4. Вспомни, какой ещё языковой материал ты сможешь использовать в своём высказывании, и припиши его.
5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.
6. «Прорепетируй» своё высказывание, пользуясь построенной тобой программой [4].
3. Парная работа над развитием диалогической речи
1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чём идёт речь, выдели его участников, распредели роли между собой.
2. Прочитай диалог, одновременно слушая его и проговаривая за диктором свою роль.
3. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, начинающие разговор, помогающие его развивать и закончить; обращения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к тому, о чём они говорят.
4. Разыграйте диалог, опираясь на текст.
5. Разыграйте диалог по памяти.
6. Разыграйте диалог в несколько изменённой ситуации (ситуация может быть подсказана учителем или описана в учебнике) [6].
4. Подготовка устного высказывания на основе опор
1. Представь, что ты хочешь сказать по данной теме / ситуации, и спланируй своё высказывание.
2. Подбери к каждому пункту плана соответствующие языковые средства: слова, словосочетания, предложения из данных в учебнике и по памяти.
3. Скомбинируй этот материал для передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, числе и т.д.).
4. Представь себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнеси своё высказывание.
Письменные задания: - внимательно прочитай задание; - повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы; - после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное; - ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя [4].
К выполнению заданий по русскому языку:
- внимательно прочитай задание; - подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении; - если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори; - выполняя задание, сверяйся с правилами; - проверь работу; - если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
Правила списывания: - прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется; - списывай, диктуя себе по слогам; - проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Список литературы
-
Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Дрофа, 2014. – 142 с.
-
Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2013. – 344 с.
-
Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2012 . – 200 с. / 184 с.
-
Афанасьева Н.А. Палитра стилей : учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
-
Буре Н., Быстрых М. Учим русский язык. Лингводидактический тренажер: Люблю тебя. – МИРС, 2013. – 350 c.
-
Вавулина А.В., Николаенко Е.Ю. Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения // Инновационные технологии в современном образовании. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 3 (69). № 4. 2017. - С. 52–66.
11