Первое задание в ОГЭ по русскому языку: "Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
Как написать изложение ОГЭ по русскому языку?
Первая часть экзаменационной работы в 9 – м классе представляет собой написание сжатого изложения. Это сложное задание требует от вас умения выделять важную (основную) информацию, отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы кратко и связно передать содержание текста, который вы будете слушать.
Сжатое изложение представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию и передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом вами тексте должны быть отражены основные мысли автора, тема текста, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.
Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов, но не более 130.
Необходимо чётко следить за тем, чтобы в изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что исходный текст содержит 3 микротемы(3 абзаца)
Способы сжатия текста:
1) Исключение:
отдельных членов предложения;
однородных членов;
повторов;
одного или нескольких синонимов;
фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
2) Замена:
однородных членов обобщающим словом;
фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
прямой речи косвенной;
предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
3) Слияние:
двух простых предложений или сложного и простого.
Предлагаем вам ознакомиться с последовательностью работы при восприятии текста на слух:
При первом прослушивании текста запишите все ключевые слова и словосочетания с глаголами, которые слышите, в столбик, оставляя место, чтобы было где дописать предложения.
В перерыве определите главную тему и внимательно разделите все выписанные глаголы на 3 абзаца - 3 микротемы. Их должно быть только 3, это важно! А не 2 и не 4!
При втором прослушивании дополните словами содержание каждой микротемы и всего текста в целом.
Из всего, что вы успели записать, составьте связный текст на черновике. Обязательно исключите второстепенную информацию, обобщите и упростите прослушанный текст.
Перепишите текст в бланк ответов разборчиво, аккуратным почерком.
Внимательно проверьте написанное два-три раза! Вы точно уверены, что у вас 3 абзаца, которые описывают 3 микротемы и все они связаны по смыслу одной главной темой? У вас написано от 70 до 130 слов? Нет ошибок, все запятые на месте? Готово!
Домашнее задание на весь учебный год:
Выучить алгоритм написания сжатого изложения.
Изучить все тексты для изложения.
Написать изложения по всем прослушанным текстам.
На экзамене вам достанется один из них.
Подводим итоги: Залог успеха на ОГЭ — в знании Алгоритма написания изложения и в знании текстов, которые вам попадутся. Готовьтесь и получайте свои 7 баллов за изложение!
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
1 | Содержание изложения | |
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 |
2 | Сжатие исходного текста | |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 |
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям | 7 |